Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление и развитие предпринимательства в России




Введение

 

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].

Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.

Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника. Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи [20].

Цель исследования: разработать методику преподавания предпринимательства для учащихся 10 классов, используя современные методы преподавания.

Объект исследования: психологические и педагогические основы обучения школьников.

Предмет исследования: обучение школьников основам предпринимательству.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что учебный процесс курса "Основы предпринимательства" для учащихся 10 классов может быть успешно осуществлён и эффективно реализован, если будут:

- выявлены современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России;

- определены современные методы преподавания предпринимательства;

- учтены психолого-возрастные особенности обучаемых;

- разработана методика преподавания курса;

- сформирована материальная база для реализации курса.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом, а также сформулированной гипотезой в исследовании решались следующие основные задачи:

1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России.

.   Определить современные методы преподавания предпринимательства.

.   Выявить интерес учащихся к курсу "Основы предпринимательства".

.   Разработать методику преподавания курса "Основы предпринимательства" для учащихся 10 классов, применяя метод проектов.

Методы исследования:

.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;

.Эмпирические: - анализ существующих методов преподавания;

анализ познавательного интереса учащихся к курсу "Основы предпринимательства";

.Интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных данных.

Этапы исследования:

этап (сентябрь 2013 - декабрь 2014): формулировка темы выпускной квалификационной работы; ее утверждение, составление научного аппарата исследования; сбор материала по научной проблеме, изучение литературных источников.

этап (январь 2014 - март 2014): обобщение педагогического опыта, уточнение гипотезы исследования.

этап (апрель 2014 - май 2014): обобщение полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.

 


Глава 1. История развития предпринимательства в России

Появление и развитие предпринимательства в России

Как экономическое явление предпринимательство известно с глубокой древности, хотя как самостоятельное понятие (экономическая категория) оно было вычленено лишь в XVII веке, когда мировое хозяйство вступало в индустриальную эпоху. В этот период начинается особое бурное развитие предпринимательства [15, с.11].

Древнерусское государство, созданное в конце IX века, складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути "из варяг в греки". Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры [14, с.13].

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре).

Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности [15, с.24].

Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений [15, с. 28].

С XVI в. в Московском государстве начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства благодаря усилиям столичного купечества. Появляются династии предпринимателей. Первой из них считается род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками.

Примером российского предпринимательства является деловая жизнь монастырей. Монастырские колонии в Кирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Соловецком монастырях становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности и демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Из свидетельств историков можно узнать, что российским предпринимателям издавна были свойственны сочетание расчетливости и фантазии, напряженного труда и умения отдохнуть, стремление проявить себя, наличие глубокого самоанализа [1, с.7].

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси характеризовался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось зазорным брать высокие проценты. Позднее Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год). Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов, отмечал черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства:

• чувство меры;

• практический расчет;

• самообладание;

• трезвость характера;

• силу воли [1, с.8].

Именно эти черты определяли успех предпринимательства более тысячи лет. Предпринимательская деятельность в XVI-XVII вв. зависела от политических факторов развития постепенно возвысившегося Московского княжества. Первый условный период развития предпринимательства в Московском княжестве охватывает XIV-XVI вв. Основной хозяйственной единицей того времени выступали княжеские хозяйства, мелкие и крупные, а также хозяйства удельных феодалов и вотчинников. На Руси феодалы не ушли из городов в родовые замки, а имели резиденции в центрах княжества: Москве, Твери, Можайске и Галиче. Город и прилежащие деревни фактически принадлежали князю, и вся предпринимательская деятельность им контролировалась. В самом городе существовали целые слободы княжеских мастеров, огородников, садовников. На реках стояли княжеские мельницы, вокруг- леса, покосы князей. Известно, что больше всего земель в XIV-XV вв. было у московского князя (Иван Калита владел 50 селами, а Василий Васильевич Темный - уже 125). Наиболее перспективным направлением торговой деятельности была торговля с Судорожем (Судаком), находившемся на побережье Черного моря. Среди населения феодальной Москвы того времени видное место занимали гости - судорожане, составлявшие верхушку московского купечества.

В конце XVI в. вотчинное ремесло вытеснялось более свободным городским, что обусловило рост товарно-денежных отношений. Плотники и каменщики, ткачи и портные становились наемными. В Новгороде, Казани, Серпухове известны около 200 разновидностей ремесленных специальностей. Зарождаются основы будущего мануфактурного производства, увеличивается разделение труда и даже его специализация (кафтанники, армячники, шубники). Дробность специальностей становилась более мелкой: отдельные мастера пришивали петли, карманы, пуговицы. В городах появились ремесленные ряды: хомутовый, шубный, колпачный. Широкое распространение получили ярмарки. В середине XVI в. была открыта Макарьевская ярмарка, крупные ярмарки были в Холопьевом городке на Мологе, в селе Симонова монастыря Веси-Егонской [1, с.9].

Подводя итоги этого периода, следует отметить, что развитие предпринимательства в XVI в. в России было весьма противоречивым. Наблюдалось оживление деятельности, качественное усложнение ее форм, появились предприниматели в непосредственном смысле этого слова. Данный процесс происходил не благодаря, а вопреки существующим условиям, в очередной раз демонстрируя неистребимость экономической и прочей активности людей. Таким образом, Россия в Средние века развивалась в области предпринимательства возвратно-поступательно. Это было связано и со стремлением успеть за цивилизованными странами, и с боязнью перенять их опыт; и с естественным желанием предприимчивых людей действовать, и с ограничением подобных действий переразвитой системой. В России были сторонники постепенного реформирования, но объективные исторические причины и желание иметь все сразу направили Россию по другому пути.

Уже в XVI-XVII вв. Россия обладала сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках вели оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, происходил интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны. Все это способствовало возникновению всероссийского рынка [1, с.10].

Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей XVII века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей торгово-предпринимательской деятельности русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.

В годы царствования Петра I развитию предпринимательства в России был дан мощный толчок: число мануфактур увеличилось с 10 до 230. В это время возник один из самых именитых домов - дом Демидовых, которому положил начало тульский кузнец. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, на которых производилось около 40% всего чугуна в России. И самому Петру I были присущи основные качества предпринимателя, которые он развил во время путешествий по Европе. Именно Петр и его современники заложили основу российского торгово-промышленного бизнеса. После ликвидации крепостничества и осуществления земской реформы был отмечен резкий подъем российского капиталистического предпринимательства. Наиболее массовыми группами предпринимателей становятся богатые крестьяне, ремесленники, торговцы. Петром I были созданы благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Характерной особенностью является тот факт, что большая часть русских предпринимателей Петровской эпохи, а также и более позднего периода вышла из крестьян или посадских людей [1, с.13].

Далее предпринимательство развивалось все динамичнее. Если при Петре I еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидировалась необходимость получения "разрешительных указов" на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создала самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменила все возможные ограничения. Одновременно объявила об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. Реформы 1860-х и 1870-х гг. разделили историю России на два периода: дореформенный и пореформенный. Пореформенный период, который продлился до 1913 г., можно назвать золотым веком предпринимательства. Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Проводимые реформы создали предпосылки для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 1880-м гг. завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Концентрация производства привела к появлению монопольных объединений [1, с.14].

В целом темпы русского предпринимательства в XIX в. были просто фантастическими. С 1802 по 1881 г. количество фабрик увеличилось почти в 13 раз, а численность рабочих - более чем в 8 раз. Реформа 1861 г. дала толчок и подготовила условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы. Создавались акционерные общества, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлось применение не столько экономических, сколько административных методов. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только с целью получения максимальной прибыли, но и с более общими задачами развития экономики. За государством оставался административный надзор и всевозможная регламентация предпринимательской деятельности. При этом опорой служили мощная финансовая система во главе с Госбанком и мощный государственный сектор. Особо необходимо отметить такое событие этого периода, как возникновение акционерных компаний. Акционерные компании - важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий аккумулировать необходимый для ведения современного хозяйства капитал. Само понятие "акционерная компания", как, впрочем, и сам правовой принцип, на котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью принадлежащих ему акций), известны в России с XVIII в., в течение которого в стране действовало несколько акционерных предприятий.

Как правило, экспорт капитала не практиковался российскими предпринимателями. Напротив, иностранный капитал довольно активно инвестировался и играл значительную роль в экономическом развитии России. Все зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность, ориентируясь, прежде всего, на внутренний рынок Российской империи, а лишь затем на внешние рынки. Они реинвестировали значительную часть полученных в нашей стране прибылей. Поэтому существующее мнение об искусственном происхождении и характере частного предпринимательства, рыночных отношений в России, о решающей роли иностранного капитала в экономическом развитии страны в дооктябрьский период, о вложении зарубежных капиталов не столько в обрабатывающую, сколько в добывающую промышленность России не совсем верно [1, с.16].

Послеоктябрьский период отмечен волюнтаристским навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночной экономике, адекватной современному индустриальному производству, антирыночных, натуральных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Однако даже на тех этапах, когда антирыночный курс проводился наиболее активно (включая эпоху "военного коммунизма"), руководству страны полностью не удалось ликвидировать рынок со всеми присущими ему атрибутами. На протяжении рассматриваемого отрезка времени действовали, пусть в усеченном виде, такие атрибуты хозяйства, как банковская система, денежная система, функционировал ряд совместных предприятий.

Вынужденный переход от политики "военного коммунизма" к новой экономической политике (нэп) на основе использования рыночных принципов хозяйствования, частично предпринимательской деятельности был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, и это главное, рассматривался как вынужденное, временное отступление от "правильной" антирыночной стратегии. Государственные предприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения, сокращались дотации, закрывалось неэффективное производство, применялось рестирование государственной промышленности - концентрация производства на лучших предприятиях. Тресты рассматривались как государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расширило возможности активизации предпринимательской деятельности [1, с.17].

Таким образом, в период нэпа был предпринят ряд действий, которые способствовали оживлению частнопредпринимательской деятельности. Однако следует признать, что были сняты далеко не все ограничения на подобную деятельность, более того, подобная цель и не ставилась. Но и принятые решения, способствующие развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно или вовсе не были реализованы, особенно в той части, за которую отвечали местные власти. Наконец, нэп предусматривала как развитие частного бизнеса и его регулирование, так и его вытеснение. Возвращение к товарно-денежным инструментам и оживление частнопредпринимательской деятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами данной политики, как неприятное, вынужденное и временное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности, частного предпринимательства, рыночной организации хозяйства. С самого начала нэпа в управлении промышленностью устанавливаются принципы, трудно совместимые не только с предпринимательством, но даже с реальными экономическими отношениями.

Вместе с тем в распоряжении государства появился новый инструмент регулирования хозяйства, в первую очередь его государственного сектора, - Государственный банк. И для банка, и для государственных трестов это был период, который отвечал сущности их взаимоотношений, основанных на экономическом регулировании и коммерческом расчете. Банк в определенной мере взял на себя восстановление и развитие государственной промышленности и делал это значительно эффективнее административных органов управления [1, с.18].

Промышленность переходила на искусственную систему регулирования, которая не могла существовать без администрирования и чиновников. Вмешательство в экономику происходило по трем направлениям: производственная программа (план), цены и сбыт. Принципы свободной торговой и промышленной деятельности, обладания частной собственностью к началу XX в. распространились во всех европейских странах. В зависимости от восприятия этих принципов народы более или менее активно противились попыткам огосударствления их жизни, воплощению социалистических идей в крайних формах. Экономическая обстановка в Советской России создавала довольно ограниченные возможности для расширения и укрепления частной торговли. Основным препятствием на пути развития частной торговли был недостаток товаров, разруха в промышленности. Большинство предпринимателей либо эмигрировали за границу, увозя свои капиталы, либо устроились на службу в советские учреждения, не производя, а потребляя общественный продукт, либо расходовали накопления, дожидаясь лучших времен. Если до Первой мировой войны в уездах преобладающим видом была лавочная торговля, торговля в закрытых помещениях, то в начале нэпа разъездная и палаточная торговля достигла 70%. Биржи в условиях нэпа более или менее успешно регулировали промышленную и торговую, частично предпринимательскую деятельность.

Первая нэповская биржа была открыта в 1921 г. в Саратове, затем центральная - в Москве. Биржевой оборот сначала был невелик: биржи саботировались государственными хозяйственными организациями. Биржа внедряла наиболее рациональные навыки и методы торговли, способствовала оздоровлению рынка. Гражданским кодексом в период нэпа предусматривалось право открывать промышленные предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную деятельность, право собственности на строения и движимое имущество, на промышленные предприятия. Частные предприниматели были обязаны предоставить в государственные органы сведения о своей работе, изменениях в составе организаций. Коммерческая тайна была ликвидирована, это делало невозможной конкуренцию [1, с.19].

Экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой развития коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер, способствующих развитию предпринимательства. Среди таких мер: переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими; расширение практики договорных связей между предприятиями; создание экономического стимулирования; введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или неустановленное оборудование; сокращение директив, спускаемых предприятиям центральными органами. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства. Однако ограниченность предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели в начале 1970-х гг. к ее фактическому свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно, и это нашло продолжение в образе теневой экономики. Такое состояние экономической жизни страны продолжалось до начала 1990-х гг.

Осознание необходимости перехода к рынку и изменение основ законодательства РФ открывают и расширяют возможности коммерции и предпринимательства в России.

Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства в России, различных организационно-правовых форм: кооперативы, частные, совместные предприятия, фермерские хозяйства, малые предприятия, учрежденные государственными предприятиями и организациями [1, с.21].

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя основы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. В 1990-е гг. стабильно росла доля МП в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП). Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве.

Тенденции, которые прослеживались в развитии предпринимательства, имели под собой определенные основания, связанные с постоянным недостатком и даже подавлением элемента предпринимательской деятельности. Причинами были особенности географического положения и социальной жизни населения, а также иноземные вторжения. Изучая особенности внутреннего экономического развития и требования мирового рынка, Россия постепенно увеличивала предпринимательскую активность своих граждан. Но этот процесс постоянно сдерживался исторически утвердившейся функцией государственно-бюрократических структур по "защите интересов масс", опекой деятельности самих предпринимателей. Чем больше государство стремилось упорядочить, сделать "справедливым" общественное развитие (по провозглашенным целям, а на практике выходило гораздо хуже), тем более парадоксальный и противоположный результат получался. В итоге вместо контроля над ситуацией общество оказывалось втянутым сначала в спекуляцию, а потом в уравнительную регрессию. Свобода предпринимательской деятельности происходит только тогда, когда прежний механизм управления исчерпывает себя. В России процесс хозяйственного раскрепощения затянулся. В 1913 г. предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. Был ликвидирован целый слой людей - профессиональных организаторов экономики. Потеря предпринимательского слоя непоправимо сказалась на экономическом развитии России, а не только на ее экономическом состоянии. Русские купцы и промышленники в большей степени, чем другие слои, являлись носителями российской социальности и культуры, многое делали для ее сохранения. Необходимо восстанавливать традиции русского предпринимательства, в которых сочетались национальные черты и экономическая эффективность. В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа. Первый - этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело. Они открывали свой бизнес: создавали магазины, видеосалоны, частные страховые компании, издавали газеты. Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г., когда правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором предпринимательство и предприниматели являлись его важной и неотъемлемой частью [1, с.24].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...