Состояние программ по предпринимательству для школьников на этапе модернизации образования
Как показывает практика, в России в большей степени изучаются теоретические вопросы микро- и макроэкономики. Используемые формы и методы подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не способствуют активному вхождению выпускников в социальную структуру общества с развивающейся рыночной экономикой. Существующая система мало ориентирована на развитие творческого потенциала школьника, на развитие инициативности и других социальных навыков, которые позволили бы большему количеству выпускников прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем. Слабо представлена практическая составляющая обучения. Изменения в экономической жизни страны, современном законодательстве, возросший уровень подготовки школьников, развитие информационных технологий обусловливают необходимость изменения в подходах к реализации курса "Основы предпринимательства". Необходимо создать межведомственную систему социального партнерства и поддержки в области изучения предпринимательства, в которую будут включены различные субъекты из сферы управления, образования и бизнеса, общественные и некоммерческие организации [22, с.36]. В соответствии с мировыми тенденциями подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования: "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия".
На решение этой задачи направлена предпринимательская подготовка старшеклассников, включающая овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. В области экономического образования и предпринимательской подготовки школьников в нашей стране накоплен определенный педагогический опыт. Теоретические основы экономического образования и воспитания школьников разрабатывали А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин, Л.П. Кураков и другие ученые, которые раскрыли сущность понятий "экономическое образование" и "экономическое воспитание", "экономическая культура", "экономическое мышление" и т.д.; целевые направления экономического образования: приобретение учащимися экономических знаний, умений и навыков, формирование основ экономического мышления, воспитание у молодого поколения расчетливости, деловитости и предприимчивости и т.д. Важным вкладом в разработку теоретических основ экономического образования школьников стала Концепция непрерывного экономического образования школьников с 1 по 11 классы, разработанная В.А. Поляковым, И.А. Сасовой, А.В. Алексеевым и др. Центральная мысль концепции заключается в создании модели экономического образования, способствующего подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Концепция раскрывает содержание основных функций и принципов организации экономического образования, важной составляющей которого является предпринимательская подготовка школьников [22, с.38]. В настоящее время подготовлена также Концепция экономического образования в общеобразовательной школе, в которой определены цели, задачи и содержание экономического образования в начальной, основной и старшей школе (Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц, А.А.Мицкевич, Е.В. Савицкая и др.). Одно из концептуальных положений заключается в том, что важной частью экономического образования на старшей ступени обучения является изучение основ предпринимательства, позволяющее сформировать у учащихся систему практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности и подготовить к самостоятельной предпринимательской деятельности.
Предпринимательская подготовка старшеклассников в настоящее время осуществляется также в рамках технологического образования, что нашло отражение в работах В.М. Казакевича, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, А.В. Леонтьева, Т.М. Матвеевой, С.Д. Ахапкина и др. Педагогические аспекты предпринимательской подготовки подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования раскрываются в работах В.Б. Орлова, И.М. Саяповой, А.У. Умаева, О.В. Егоршиной, М.В. Богданова, Н.И. Городецкой, А.И. Парамонова и др. Научно-методическое обеспечение экономического образования и предпринимательской подготовки школьников разрабатывают такие ученые, как С.А. Равичев, В.С. Автономов, В.З. Черняк и др. [22, с.38]. Деятельностно-практический характер предпринимательской деятельности обусловил необходимость использования практико-ориентированного подхода в обучении предпринимательству, представленного в работах А.В. Леонтьева, А.И. Парамонова, В.П. Максимова, Т.М. Матвеевой и других исследователей. Особенностью такого обучения является акцент на формирование у молодежи практических умений, навыков и качеств личности, а также способности применять полученные знания на практике. Теоретические сведения о предпринимательской деятельности включены в обязательный минимум содержания по обществознанию (в основной и старшей школе), технологии и экономике. Эпизодически задачи изучения предпринимательства могут быть решены в рамках следующих предметов или отдельных тем: экономическая география, история, страноведение (при изучении иностранного языка) и др. [22, с.39]. Преподавание предпринимательства в российской школе:
1. В рамках курса "Обществознание" Курс "Обществознание" нацелен на процесс социализации и способствует предпрофильной подготовке. В основной школе, в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего образования, обязательный минимум содержания по обществознанию включает экономические и правовые сведения о предпринимательской деятельности (организационно-правовые формы предпринимательства, производство и производительность труда; малое предпринимательство и фермерское хозяйство; издержки, выручка и прибыль; налоги и др.). В старшей школе в процессе изучения обществознания углубляется представление учащихся об экономических и правовых аспектах предпринимательской деятельности. Учебный предмет носит интегрированный характер, вопросы обучения предпринимательству могут быть включены в учебный курс как один из модулей в рамках раздела "Экономика" или "Социальная сфера". В 9-ом классе не менее 25% учебного времени в примерной программе основного общего образования по обществознанию отводится на самостоятельную работу учащихся. Такая работа может включать в себя проведение различных форм групповой работы, деловых и ролевых игр. Однако требования обязательного минимума содержания образования зачастую не позволяют освоить темы, связанные с обучением предпринимательству, возможно только общее знакомство [22, с.39]. 2. В рамках курса "Экономика" Новый Федеральный базисный государственный учебный план включает в себя предмет "Экономика" как самостоятельный предмет, что является признанием важности экономического образования в современных условиях рыночной экономики. В соответствии с государственным стандартом, изучение экономики направлено на решение задачи подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности, в частности, освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации, фирмы и государства; развитие у школьников экономического мышления; воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Необходимо также отметить негативные факторы, мешающие реализовать цели экономического образования в части практико-ориентированного и деятельностного подхода. На практике имеет место изучение в большей степени изучение теоретических вопросов микро- и макроэкономики. Используемые формы и методы подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не способствуют активному вхождению выпускников в социальную структуру общества с развивающейся рыночной экономикой. Существующая система мало ориентирована на развитие творческого потенциала школьника, на развитие инициативности и других социальных навыков, которые позволили бы большему количеству выпускников прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем [22, с.41]. В образовательные стандарты и учебные планы по экономике включены разрозненные темы по изучению предпринимательства (предпринимательство, его виды и мотивы; фирма и ее цели; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль; основные источники финансирования бизнеса), раскрывающие отдельные моменты предпринимательской деятельности. В связи с этим, в рамках короткого раздела по предпринимательству, который изучается в рамках предмета "Экономика", достаточно сложно достигнуть поставленных целей. 3. В рамках предметной области "Технология" В 9-м классе 2 часа учебного времени по предмету "Технология" отведено на организацию предпрофильной подготовки учащихся. Изучение технологии в основной школе направлено на усвоение учащимися технологических знаний и овладение специальными умениями создания продукции из различных материалов. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Выполнение таких работ и с начала учебного года, и с середины [22, с.43]. 4. Профильная подготовка Большие возможности для изучения вопросов предпринимательства дает профильное обучение. Профильное обучение позволяет учащимся старших классов свободно выбирать направление обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей, создает условия для профессиональной ориентации будущих выпускников и осознанного выбора направления дальнейшего образования.
Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения должна быть направлена на достижение следующих целей: формирование положительной мотивации в изучении предпринимательских дисциплин и участию в предпринимательской деятельности; приобретение учащимися знаний основ предпринимательской деятельности; формирование предпринимательских умений и навыков; развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности (инициативности, предприимчивости, уверенности в себе, самостоятельности и других). Это предполагает включение в содержание подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов. Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать помощь учащимся в адаптации к новым экономическим отношениям за счет создания условий для личностного роста, способствовать в получении знаний и умений для грамотного и осознанного выбора профиля обучения с учетом дальнейшего профессионального развития [22, с.44]. Рассмотрим реализованные программы по предпринимательству в российских школах. Москва Обучение школьников основам предпринимательства в Москве ведется с 2006 года в рамках экспериментальной работы, выполняемой кафедрой экономики Московского института открытого образования (МИОО) по приказу Департамента образования города Москвы №355 от 19.06.2006 "Об изменении сети городских экспериментальных площадок в 2006-2007 учебном году" совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Московским фондом подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК). Основной целью обучения школьников основам предпринимательства является их социализация и профессиональная ориентация, развитие творческого потенциала личности, повышение инициативности и формирование у старшеклассников предприимчивости, нового отношения к процессу обучения, умения самостоятельно находить необходимые знания для решения различных практических задач. При этом не ставится цель всеобщей подготовки из школьников предпринимателей. Это невозможно, да и не нужно, поскольку не каждый человек может заниматься этим видом деятельности. Но понимание школьниками целей и принципов организации предпринимательской деятельности, особенностей применения их на практике позволит воспитать творческое, инициативное и ответственное молодое поколение. В проекте "Школа будущего", являющимся вкладом Москвы в национальный проект "Образование", ключевые компетенции, наряду с предметными знаниями, предлагается рассматривать в качестве основного образовательного результата школы. К ключевым компетенциям, наряду с общением на родном и иностранных языках, математической и компьютерной грамотностью, базовыми компетенциями в науке и технологии, освоением навыков обучения, социальными и гражданскими компетенциями, а также осведомленностью и способностью выражать себя в культурной сфере, в Рекомендациях Парламента и Совета Европы от 18.12.2006 "О ключевых компетенциях обучения в течение жизни" отнесены также чувство новаторства и предпринимательства [22, с.47]. Предоставить возможность школьникам приобрести соответствующие компетенции в области предпринимательства является важнейшей задачей школьного экономического образования. В соответствии с концепцией эксперимента для практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства была разработана дидактико-методическая модель, основными принципами построения которой являются: · Системный и деятельностно-компетентностный подходы; · Открытость для всех категорий учащихся; · Нравственно-экономический подход (социальная ответственность, этика, экологические проблемы, ресурсы для будущего, примеры из истории и современности, российский и зарубежный опыт); · Модульная структура: · базовые дидактические и методические модули (обязательное ядро знаний); · модули, адаптированные к условиям школы (дополнительная оболочка); · многовариантность реализации с учетом ресурсов школы. Важной формой работы со школьниками по основам предпринимательства, реализующей деятельностно-компетентностную модель обучения является проектная деятельность с выходом на реальные конкурентоспособные проекты и представление их на конкурсах и выставках. Одним из таких конкурсов, позволяющих реальным молодежным предпринимательским проектам получить финансовую поддержку Правительства Москвы, является конкурс "Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи города Москвы". В 2007-2008 учебном году кафедрой экономики МИОО была инициирована, а Департаментом образования города Москвы поддержана и введена специальная номинация конкурса "Школьный предпринимательский проект". Школьники также участвуют и в других конкурсах, а также олимпиадах по предпринимательству. Экспериментальная работа по практико-ориентированному обучению школьников основам предпринимательства привлекает к себе наиболее активных и заинтересованных педагогов и учащихся, образовательные учреждения которых не входят в экспериментальную площадку. Подготовка школьников к участию в предпринимательских конкурсах, выставках, олимпиадах рассматривается как мера повышения готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности, а их достижения являются индикатором ее эффективности [22, с.56]. Таким образом, в Москве сложилась и развивается система практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства, накоплен интересный опыт работы экспериментальных образовательных учреждений в области предпринимательской подготовки молодежи, которая имеет огромный потенциал, оказывая влияние на развитие личности ученика, учителя, а также образовательного учреждения [22, с.59]. Санкт-Петербург Система обучения предпринимательству в Санкт-Петербурге базируется на принципе создания реальных условий для адаптации школьников в современной экономической жизни, развитию личностных качеств, необходимых для активной гражданской позиции и социальной ответственности. В 2008 году Правительством Санкт-Петербурга принята Программа развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. В рамках данной программы уделено существенное внимание обучению школьников предпринимательской деятельности. В 2009 году в раках программы поддержки малого предпринимательства, которая реализуется под контролем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, была организована работа по апробации программы "Основы предпринимательства" для школьников, в которой приняли участие 20 образовательных учреждений Санкт-Петербурга [22, с.65]. В настоящее время обучение по программе "Основы предпринимательской деятельности" ведется в образовательных учреждениях города в разных объемах и вариантах в зависимости от профиля учреждения. Изучение основ предпринимательства проводится в курсе экономики, обществознания, экономической географии, истории и других предметов. В ряде школ предлагаются элективные и факультативные курсы по данной тематике, организованы кружки, проводятся семинары, конференции, ведется проектная деятельность учащихся. В ходе эксперимента в образовательных учреждениях было организовано обучение школьников основам предпринимательства с учетом ресурсных возможностей школ (в форме самостоятельного курса, в форме блока в курсе экономики, факультатива, кружка). Причем, в ряде образовательных учреждений в эксперимент были вовлечены не только учащиеся старших классов, но и средняя школа. Как отмечают учителя экспериментальных образовательных учреждений, обучение основам предпринимательства целесообразнее начинать в средней школе, учащиеся которой менее загружены, чем старшеклассники, более активны и восприимчивы к инновациям, легче вовлекаются в конкретное дело и обучение, связанное с ним, менее профессионально сориентированы. Экспериментальные школы организовывали встречи с предпринимателями, устанавливали деловые контакты с представителями малого и среднего бизнеса [22, с.81]. Омская область В Омской области реализуется проект "Российская экономическая молодежная олимпиада "Карьера в России". Проект "Олимпиада "Карьера в России" - цикл состязаний, делового обучения и стажировок для молодежи, объединяющий работодателей, ученых, бизнес консультантов в разработке проектов, значимых для инновационного развития общества. Проект обеспечивает массовую подготовку молодых людей в качестве представителей креативного класса, способных обучаться/самообучаться в инновационном формате, производить, продвигать и защищать конкурентоспособные проекты, идеи. Кировская область В Кировской области создано Негосударственное образовательное учреждение "Учебно-деловой молодежный центр (Бизнес-инкубатор)" по вовлечению подростков и молодежи в предпринимательскую деятельность. С 1996 года здесь реализуется Проект "Межрегиональный Вятский экономический лагерь". Вятский экономический лагерь - это проект активного отдыха, обучения и оздоровления подростков. Основная цель участия подростка в проекте - личностное развитие через получение и совершенствование экономических, правовых знаний, участие в организационно-деятельностной экономической игре "Государство ВЭЛ". Участники проекта имеют возможность попробовать себя в роли предпринимателя, банкира, государственного служащего, представителя СМИ или в ином качестве. Тульская область Обучение предпринимательству в городе Тула осуществляется в ходе реализации программы "Формирование и развитие региональной системы предпринимательского воспитания молодежи". Цель программы: формирование экономически грамотного сознания, навыков построения будущей карьеры и эффективного самопродвижения у молодежи. Основные теоретические идеи, положенные в основу программы, предусматривают знакомство участников смены с базовыми экономическими понятиями и терминами, основными экономическими концепциями, современными социально-экономическими явлениями, традиционно раскрываемыми в рамках образовательных программ: Основы предпринимательства, Управление финансами, Стратегия, Финансовая математика, Лидерство, Прикладная экономика и др. [22, с.89]. Хабаровский край В Хабаровском крае при участии министерства образования, министерства молодёжной политики, спорта и туризма края на основе проекта Международной конфедерации обществ потребителей проводится "Конкурс по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний". Основная задача предпринимательского образования - формирование правовой культуры у молодежи, выработка навыков грамотного экономического поведения. С этой целью в ведущие школы края стремятся принимать участие в хабаровском краевом конкурсе по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. Получение теоретических и практических навыков через конкурсный формат позволяет существенно сократить время на знакомство со значительным количеством ключевых понятий, а также способствует применению законодательства на практике. Кроме того, конкурс проходит в залах, заполненных зрителями, группами поддержек и тем самым даёт возможность популяризации тематики. Это мероприятие серьёзное и веселое одновременно. Молодежь превращает его в настоящий праздник, оно содержит элементы КВН, деловых игр, интеллектуальных викторин, и вместе с тем позволяет изучать прикладной материал: всевозможные нормативные правовые акты, которые играют важную роль в жизни предпринимателя и его клиента, но о которых многие взрослые не имеют даже понятия. Учащиеся осознают разницу между товаром, работой, услугой, а также производителем, продавцом и исполнителем [22, с.90]. Волгоградская область В городе Волгограде и Волгоградской области реализуется программа "Будущее российской экономики". Основной задачей программы "Будущее российской экономики" является воспитание экономически грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных, предприимчивых, уверенных в себе и своем будущем молодых людей. Программа включает лекции и практические занятия, деловые и компьютерные игры, моделирование и анализ экономических ситуаций, учебные дискуссии, конкурсы, соревнования, практикумы, направленные на выработку практических навыков предпринимательской деятельности, решение экономических задач [22, с.92]. Включение в образовательный процесс школы практико-ориентированного курса по основам предпринимательства с предоставлением возможности школьникам выявить наличие у них предпринимательских способностей, эффективно использовать свой творческий и предпринимательский потенциал, получить опыт социального взаимодействия со структурами малого и среднего бизнеса поможет учащимся в их профессиональном самоопределении, позволит повысить эффективность школьного экономического образования и будет способствовать формированию экономического мышления и экономической культуры у старшеклассников. Анализ российских образовательных стандартов и программ позволяет говорить о том, что включение тем, связанных с обучением предпринимательству, введение элективных курсов, организация проектной и творческой деятельности, ролевых проектов или игр, касающихся темы предпринимательства, решает не только образовательные задачи. Это возможность развития коммуникативных навыков у школьников, воспитания их социальной активности [22, с.102].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|