Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта




История архитектуры начинается с развития жилища. Первобытные люди первоначально ( в эпоху палеолита) для жилья использовали естественные пещеры и ямы. Развитие земледелия и оседлый образ жизни в эпоху неолита привели к появлению полуземлянок, деревянных домов на сваях, жилищ из глины, которые выполняли утилитарную функцию. Важное значение имело появление однокомнатного прямоугольного в плане жилого дома. В центре такого дома находился очаг, над которым в кровле имелось отверстие для выхода дыма, перед узкой входной стороной устраивалась открытая передняя, образуемая продолжением длинных боковых стен за линию передней стены. Получившийся архитектурный тип получил название мегарон.

В конце неолита – начале бронзового века возводились сооружения из больших каменных глыб – так называемых мегалитов (от греческих слов «megas» - большой, « lithos» - камень). Известно несколько типов мегалитических сооружений: менгиры (вертикально поставленные одинокие камни), дольмены (обычно состоят из двух или нескольких вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальным камнем или плитой, в них уже, помимо внешнего объема, существует и внутренний), кромлехи (концентрические ряды каменных столбов, соединенных блоками-балками), алиньманы (аллеи камней). Мегалитические сооружения несли в себе образное начало и были художественным выражением идеологических, духовных и эстетических потребностей первобытного общества и явились основой архитектуры Древнего Востока, в частности архитектуры Древнего Египта.

История египетской архитектуры распадается на три больших периода: Древнего, Среднего и Нового царства. Климатические условия Египта определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, высушенный на солнце, в монументальных сооружениях – камень. Все искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Вся сложная система религиозных представлений воплотилась в таких монументальных сооружениях как гробницы, пирамиды, храмы, обелиски. Эти постройки, имея грандиозные размеры, несоизмеримые с фигурой человека, представляют так называемый количественный стиль в архитектуре. Своей монументальностью, пафосом и величием вечности древнеегипетская архитектура оказывала глубоко эмоциональное, гипнотическое воздействие на человека, подавляла его сознание. Кроме этого, для нее характерны геометризм форм, строгая симметрия, ритмические повторения идентичных образов.

Важное значение в архитектуре Древнего Египта придавалось строительству погребальных сооружений: для фараонов возводились пирамиды, для знати – мастаба, для бедных крестьян – насыпь из песка. Все они строились на западном берегу Нила, в «стране мертвых». Мастаба (по арабски – скамья) представляла собой усеченную пирамиду, прямоугольную в плане. Она имела подземную и наземную части. В подземной погребальной камере помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь, в наземной – помещение для заупокойного ритуала: сердабы с портретными статуями усопших, молельня для родственников. Мастабы располагались правильными рядами, были ориентированы по сторонам света.

Возможно, что в результате постановки друг на друга нескольких уменьшающихся кверху мастаб, возникла ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара. Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник, погребальная камера находилась под землей. Дальнейшее развитие формы пирамиды-погребения проходило по линии уменьшения числа входящих в композицию объемов, в результате чего сформировался классический тип пирамиды. Известный комплекс пирамид Древнего царства находится в долине Гизе, на западном берегу Нила, это пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они были созданы из огромных каменных блоков, снаружи пирамиды были облицованы отполированными каменными плитами, в плане имели квадрат. Уникальной была пирамида Хеопса, потому что погребальная камера фараона находилась уже внутри пирамиды. Над ней находились пять разгрузочных камер, которые принимали на себя огромную тяжесть каменной массы пирамиды. Пирамиды в Гизе были композиционным центром погребального комплекса, в который входили: верхний заупокойный храм у подножия пирамиды, соединенный крытым каменным коридором - дромосом с нижним заупокойным храмом на берегу Нила.

Нижний заупокойный храм имел гипостильный зал с рядами прямоугольных в плане опор – пилонов. На них опирались протяженные балки-прогоны, перпендикулярно которым, выше располагались второстепенные балки, образующие покрытие храма. Нижний заупокойный храм при пирамиде Хефрена является первым примером использования стоечно-балочной конструкции. Верхний заупокойный храм имел более сложную планировку и включал в себя три помещения: гипостильный зал для рядовых египтян, перистильный открытый двор для знати, окруженный отдельно стоящими опорами и секос – святилище, предназначавшееся для жрецов.

В эпоху Среднего царства место захоронения фараона из пирамиды переносится в глубину скалы, перед которой выстраивают заупокойный храм. Так возник тип полускального храма. Заупокойный храм Ментухотепа I представляет собой две ступенчатые террасы, окруженные крытыми колоннадами. В центре верхней террасы на крыше храма находилась небольшая пирамида. За храмом располагался перистильный двор, в нем был укрыт вход в погребальную камеру. Цари Среднего царства строили и пирамиды, но они представляли собой каменный каркас, заполненный щебнем, кирпичом и даже песком. Такие пирамиды уменьшились в размерах, но, как и прежде, облицовывались отполированными плитами известняка.

Правителей Нового царства вновь хоронили в подземных полускальных гробницах. Фараоны не утратили веру в божественную силу пирамиды, но ее роль была отведена горе, возвышающейся над гробницей. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дэйр-аль-Бахри представляет собой три террасы, расположенные одна над другой. Мерный ритм светлых колоннад этих террас четко читается на темном фоне скал. Постепенно в эпоху Нового царства происходило отделение места погребения от заупокойного храма. Сама гробница, по-прежнему расположенная в скале, тщательно маскировалась, имела множество коридоров и камер. Заупокойный храм строился на ровном участке нильской долины, имел четко выраженную продольную ось симметрии, на которой последовательно располагались перистильный двор, гипостильный зал, далее секос и кладовые для хранения храмового реквизита. Такое планировочное решение имели не только заупокойные храмы, но и храмы Нового царства, посвященные богам.

Завершает линию архитектуры заупокойных сооружений Древнего Египта Рамессеум – комплекс, состоящий из дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и скальный храм Рамзеса III в Абу-Симбеле с огромными 20-метровыми статуями фараона у входа. Храм высечен в скале, но имеет такую же четкую последовательность в расположении внутренних помещений: перистильный двор, гипостильный зал и секос.

Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами еще в период Древнего царства сооружались святилища, посвященные богу Солнца Ра – солнечные храмы. Храм представлял собой открытый прямоугольный двор с высокой по периметру стеной, композиционным центром был обелиск на постаменте в виде усеченной пирамиды, перед ним располагался жертвенник. Обелиск являл собой материализованный луч Солнца.

Храмы, посвященные богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу Нила (они были посвящены Амону-Ра). Их соединяла аллея сфинксов. Главный фасад оформлялся двумя устоями – пилонами в виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы – в виде выкружки и валика. Перед пилонами устанавливали обелиски и монументальные статуи фараона, к пилонам прикрепляли высокие мачты с флагами. Планировочное решение Карнакского и Луксорского храмов, как говорилось выше, было таким же как и в заупокойных храмах. Вокруг прямоугольного участка, на котором располагался храм, возводили глухую каменную ограду. Главные части храма располагались по одной оси: перистиль – открытый двор, окруженный колоннадой, гипостиль – колонный зал, имевший обычно более высокий средний проход – неф, секос – святилище и кладовые. Последовательно располагая друг за другом помещения храма, строители постепенно снижали их высоту, при этом значительно уменьшалось их естественное освещение. Таким образом, сгущение мрака в храмовых залах оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на каждого, возникало ощущение, что все создано не руками человека, а силами божества. Поэтому колонны напоминали священную рощу – стебли или цветки лотоса, папируса, стены и потолки храмов расписывались.

Жилые дома, в отличие от культовых памятниках, строились из менее прочных материалов. Сведения об этих постройках были взяты из текстов, росписей и рельефов, а также глиняных макетов, найденных в гробницах. Дома строили из тростника, обмазанного глиной, кирпича – сырца. В дворцовых постройках иногда использовали высококачественные породы дерева (например, кедр), их применяли для выполнения элементов стоечно–балочной конструкции. Уже в период Нового царства большинство домов состояли из трех основных частей. На улицу выходила прихожая, где совершались сделки и находился домашний алтарь. Далее располагалось помещение для дружеских приемов. За ним находились спальня и кухня. Таким образом, в жилых домах использовался тот же анфиладный прием расположения помещений, что и в египетских храмах.

Города Древнего Египта иногда обносились стеной, но чаще защитных сооружений не возводили. Некоторые города имели хаотично располагающиеся, узкие и пыльные улочки. Но известны города, имеющие четко спланированное и урегулированное пространство. Оно создавалось прямыми, параллельными и перпендикулярными улицами, в центре города возводили дворец и святилище, склады, казармы, дома-усадьбы вельмож, на окраинах – дома ремесленников и хижины бедняков. Например, Мемфис – древняя столица Египта – имел прямоугольную форму и был окружен белой кирпичной стеной со сторожевыми башнями. Кроме этого строились «города у пирамид», где жили строители царских гробниц. Хорошо сохранился Ахетатон – столица фараона – реформатора Эхнатона, расположенная между Фивами и Мемфисом. Он имел протяженную главную улицу, вдоль которой строились различные сооружения, но не вплотную, а на некотором расстоянии друг от друга. Дом Нефертити, супруги Эхнатона, назывался Серебряным дворцом и находился на севере столицы. В центре города были расположены храмовые комплексы и государственные учреждения. На юге – жилые кварталы.

Контрольные вопросы.

Назовите типы мегалитических сооружений, отметив их характерные черты.

Назовите и охарактеризуйте типы загробных сооружений Древнего Египта?

Когда начал формироваться тип заупокойного храма? Назовите особенности его планировочного и символически-образного решения.

Назовите особенности планировки и застройки египетских городов, характерные черты жилой архитектуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...