Архитектура Древней Греции 5 страница
В начале 90-х годов XIX века во многих европейских странах почти одновременно как реакция на эклектику и стилизаторство возник новый стиль – модерн. Значительное распространение модерн получил в Бельгии (А. ван де Вельде), в Германии – под названием «Югендстиль», в Австрии – объединение «Сецессион» (О. Вагнер, И. Ольбрих), во Франции это направление называлось «Ар нуво» - новое искусство. Он просуществовал около 20 лет (1890 – 1910-е годы). В модерне соединяются рационалистические и иррационалистические тенденции, конструкция подвергается эстетическому переосмыслению. Архитекторы модерна отказывались от исторических стилей, модернизировали архитектурные формы, использовали каркас и новые строительные материалы (металл и железобетон), в том числе и отделочные (керамическая плитка, облицовочный кирпич). Наиболее ярко модерн проявился в городских особняках и загородных виллах. А также в некоторых общественных зданиях. Они строились по принципу проектирования «изнутри наружу», т. е. план и внутреннее пространство здания определяли его внешний облик. Для архитектуры модерна характерны подчеркнутая асимметрия, выразительность плавных изгибов стен, которые дополняются выпуклостями башен и эркеров, сложные криволинейные очертания деталей, решения оконных и дверных проемов в форме эллипсов, овалов, трапеций. Поверхность стены покрывает орнамент, в формах которого узнаются неведомые архитектуре ранее сплетенные стебли, текучие струи воды, тела спрутов. Фасады домов порой походили на текучие, подобные живым организмам, образования, напоминавшие одновременно и природные формы, и результат свободного формотворчества скульптора. В конце эволюции модерна декоративно-орнаментальное начало уступило место более конструктивным формам.
Одним из первых примеров модерна можно назвать дом Тассель в Брюсселе (1892-1893, В. Орта). Металлические конструкции здесь не маскируются, приобретают сложные криволинейные формы, колонны имеют форму стеблей фантастических растений. Во Франции модерн ярко проявил себя в наземных павильонах метро в Париже (1899 – 1904), выполненных по проектам архитектора Г. Гимара. В них органично сочетаются формы флорального орнамента с металлической рациональной конструкцией. В результате стилизации эта конструкция вызывала ассоциации с органическими формами, напоминая крылышки стрекоз. Представителями французской школы модерна были также архитекторы Ф. Журден, Э. Андре, Ж. Лавиротт и др. В Германии модерн был неоднороден, имел много стилистических версий. Для фасада фотоателье «Эльвира» в Мюнхене (1897 – 1898, А. Эндель) характерен динамичный, абстрактный рельеф, напоминающий морских коньков. Для сооружений бельгийского архитектора А. ван де Вельде характерен насыщенных форм декор с закругленными элементами и плавными кривыми. Например, здание музея в Гааге (1902) и театр на выставке Веркбунда в Кельне (1914). Произведения многих архитекторов модерна характеризуются определенными противоречиями: с одной стороны они имеют черты рациональности в композиционных и конструктивных решениях, а с другой – им присущи черты декоративности. Но, как было уже сказано, в работах мастеров начинает формироваться определенная тенденция к постепенному переходу от надуманных форм к более логичным конструктивным, ясным и простым. Это характерно для творчества О. Вагнера. Станции венского метрополитена «Карлплатц» свойственны декоративизм и вычурность. Но в более поздних постройках Вагнера, например в жилом доме на улице Нейштифтгассе в Вене, все строится на четком геометризме линий и объемов.
Особое место в истории модерна Испании занимает творчество каталонского архитектора А. Гауди. Для него характерен скульптурный подход к архитектуре, стремление к живой подвижной пластике. Одна из самых больших работ мастера – парк Э. Гуэль на окраине Барселоны (1900 – 1914). Для него характерна сложная пространственно-планировочная композиция. Гауди удалось связать в единое целое природу и все сооружения (среди них дом привратника, служебный павильон, «бесконечная» скамья и др. ). Повышенной пластичностью и экспрессией форм отличаются жилой дом Х. Батло (1904 – 1906) и дом П. Мила в Барселоне (1906 – 1910). Одним из оригинальных вариантов модерна является церковь Святого Семейства – Саграда Фамилия (начало строительства – 1881). Здесь архитектор нашел новые конструктивные решения: наклонные колонны, параболические арки, гиперболические своды. Формы вызывают ассоциации со сталактитами и кораллами. Поиски модерна в Европе были прерваны Первой мировой войной и последовавшими за ней революциями. Контрольные вопросы. Назовите причины появления в архитектуре Запада ретроспективного стилизаторства и эклектики. Назовите характерные черты эклектики и стилизаторства в архитектуре. Отметьте основные принципы рационалистической архитектуры. Каковы характерные черты стиля модерн? Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России Развитие русского зодчества XIX – начала XX века в основных чертах совпадает с историей западноевропейской архитектуры названного периода. Начиная с 30-х годов в русской архитектуре, так же как и в западной, наметился кризис классицизма. Одной из главных причин переоценки классицизма является формирование новых функциональных задач, поставленных перед архитектурой, и их конфликт с системой архитектурно-художественных приемов классицизма. Кроме этого, классицизм утратил свою идеологическую базу, он стал ассоциироваться с самодержавно-крепостническим строем, чьи идеи утратили популярность в передовых кругах общества. Все это усугублялось происходившими событиями политической жизни России (разгром декабристского движения, давление военно-политического режима Николая I). В обществе зрели новые – капиталистические отношения. Они вызвали к жизни новые типы зданий, при проектировании которых архитекторы применяли более гибкие и разнообразные композиционные решения, базирующиеся не столько на принципах классицизма, сколько на традициях разных исторических стилей прошлого. Поэтому в русской архитектуре распространяется ретроспективизм.
Период ретроспективизма – эклектизма разделяют на три периода. Первый – 1830-1850-е годы, так называемая николаевская эпоха. Это было время распада классицистической системы, обращения к архитектурным традициям прошлых эпох. В это время продолжают работать многие мастера старой школы, но активной проектной практикой начинает заниматься молодое поколение зодчих, среди них К. Тон, А. Брюллов, А. Штакеншнейдер, И. Свиязев и др. Начало второго периода связано с реформой 1861 года, после чего наметились сдвиги не только в социально-политической сфере, но и начали меняться художественно-эстетические ценности в обществе. Это нашло свое отражение в творчестве таких архитекторов как А. Горностаев, И. Ропет, В, Гартман, В. Шретер, В. Шервуд и многих других. Третий период начинается в последнее десятилетие XIX века и условно завершается в 1917 году. Стилистически этот период характеризуется как период модерна, поздней эклектики и неоклассицизма. В этот период работают такие известные зодчие как Ф. Шехтель, П. Сюзор, И. Фомин, В. Покровский, В. Щуко, Ф. Лидваль, А. Щусев, Р. Клейн и другие. Первый период носил переходный характер, это было время поиска новых форм и средств выразительности, обращение к архитектуре разных исторических эпох. В 20-30-е годы «входит в моду» готика. Широкое распространение она получает в интерьере, мебели и предметах декоративно-прикладного искусства. Среди архитектурных памятников можно отметить несколько построек в парках Царского Села: Ферма, Шапель, Белая Башня, Арсенал и др. (1820-1830-е годы, А. Менелас). Одним из интересных примеров романтической неоготики является церковь в Парголове (1831-1840, А. Брюллов). Архитектор сумел создать тонкую стилизацию, напоминающую старинную готическую капеллу. В конце 1840-50-х годов в Петергофе архитектором Н. Бенуа был построен комплекс зданий в неготическом стиле: вокзал, почта, императорские конюшни и др. Несмотря на повторение отдельных мотивов и форм, в целом эти постройки оказались очень далеки от своих исторических прототипов – памятников западноевропейского средневековья. В первую очередь, это связано с иным функциональным назначением, а также с художественными требованиями своего времени. Одновременно с готикой появляются композиции в мавританском духе, чаще всего в интерьере (например, ванная комната императрицы в Зимнем дворце, 1838, А. Брюллов). В эти же годы появляется так называемый стиль неогрек, образцом для которого становится эллинистическая архитектура. Но в отличие от классицизма предшествующего периода неогреческая архитектура имела мелкомасштабный, явно декоративный характер.
Начиная с 40-х годов XIX века, в русскую архитектуру проникают черты итальянского ренессанса, несколько позже – барокко. В неоренессансном стиле возводятся разные по своему назначению здания: общественные сооружения (административные здания и учреждения, банки, музеи и др. ), жилые дома (городские дворцы и особняки, доходные дома, дачи). Располагающиеся на Исаакиевской площади в Петербурге дома министра и Министерства государственных имуществ (1847-1853, Н. Ефимов) образуют уравновешенную композицию, масштабно соотнесенную с размерами площади. Стилистическое решение их фасадов уже далеко от норм классицизма. Архитектор в большей степени использует приемы из арсенала форм итальянского ренессанса: поэтажное размещение ордера, при этом фасад здания министерства оформлен скромнее – пилястрами, а фасад дома министра имеет пластичные трехчетвертные колонны, арочные окна, специфическая форма наличников окон верхних этажей, представлявшая собой арочное окно, обрамленное прямоугольной рамой с прямым сандриком. Неоренессанс был популярным стилем в архитектуре аристократических особняков. В некоторых петербургских постройках лейтмотивом фасадных композиций становился ордер, иногда архитекторы отказывались от него, кроме этого использовали нарядные наличники ренессансного типа в сочетании с тягами и рустовкой нижних этажей, порой фасад имел сплошную рустовку в соответствии с традицией флорентийского ренессанса XV века. Эти традиции можно наблюдать в постройках архитектора Г. Боссе. Например, в доме графа А. Закревского на Исаакиевской площади (1843). Горизонтали этажей четко подчеркивали тяги, фасад на всю высоту, от цоколя до карниза, был обработан рустом, выполненным, в отличие от флорентийских образцов, не из камня, а в штукатурке. Это придало внешним стенам особняка большую сухость и графичность. Данная постройка является примером безордерного ренессанса. Ордерный неоренессанс может быть представлен особняком барона А. Штиглица на Английской набережной (1859 – 1862, А. Кракау). Двухэтажный фасад сплошь обработан глубоким рустом и завершается мощным антаблементом ренессансного типа. Высокие арочные окна второго этажа оформлены наличниками в виде портиков из двух ионических полуколонн, поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном. В центре первого этажа – пластичный портик из двух колонн коринфского ордера, поддерживающий балкон.
Представителями ранней стадии эклектизма были такие известные мастера как О. Монферран, А. Брюллов, А. Штакеншнейдер. В постройке позднего классицизма - Исаакиевском соборе (1818-1853, О. Монферран) эклектизм проявляется в использовании в интерьере некоторых декоративных деталей, связанных с Ренессансом и барокко. Черты ретроспективизма имеют место в лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте (1833-1838, А Брюллов). Памятником, переходным от классицизма к эклектике, является Мариинский дворец (1839-1844), построенный А. Штакеншнейдером. Фасад дворца скомпонован в соответствии с принципами классицизма: центр и края выделены ризалитами, первый этаж обработан рустом, второй и третий объединены колоннами и пилястрами коринфского ордера. Однако интерьеры уже имеют черты эклектики, решаются в разных «псевдостилях». Кабинет декорирован в стиле «флорентийского ренессанса», в оформлении спальни присутствуют черты рококо, помпейский стиль ванной комнаты вызывал ассоциации с купальнями римских патрицианок. Эклектике всецело принадлежит Николаевский дворец (1853-1861). А. Штакеншнейдер решает фасад дворца в неоренессансном стиле. В отделке интерьеров архитектор использовал разные стили, отдавая главное предпочтение ренессансу и барокко. Его мастерство и умение достичь интересных композиционных эффектов ярко проявилось в разработке парадной лестницы и двухъярусного Танцевального зала дворца. К памятникам небарокко относятся такие постройки А. Штакеншнейдера как Собственная дача наследника-цесаревича в Старом Петергофе (1843-1850) и дворец князей Белосельских-Белозерских (1846-1848). При известном внешнем сходстве этих построек со зданиями Растрелли, в них ощущается разница и в общей компоновке, и в характере прорисовке деталей, последние суше и графичнее, в них есть некоторая дробность и измельченность. Наряду с обращением к западным стилям, архитекторы проявляют интерес к традициям древнерусского зодчества. Но в силу слабой изученности памятников Древней Руси, их восприятие носило чисто внешний характер. Ведущим архитектором «национального» стиля был К. Тон. Наиболее значительным его произведением является Большой Кремлевский дворец (1838-1849). Однако самыми характерными образцами национального направления стали церкви и соборы. По проектам К. Тона было построено множество храмов в Петербурге, Москве (храм Христа Спасителя), Красноярске, Воронеже, Саратове, Томске и других городах. Изданные им альбомы образцовых церквей на многие годы стали официально одобренным источником проектов. К. Тон строил храмы «кубические» и «кораблем» - с притвором и колокольней, поставленными на одной оси с церковью. В форме куполов, в аркатурных поясах, килевидных закомарах и кокошниках ощущаются традиции владимиро-суздальской и раннемосковской школ, шатровые колокольни напоминают об архитектуре XVI - XVII веков. Но по сравнению со средневековыми постройками храмы середины XIX века «правильнее» и суше. Высокая строительная культура исполнителей и качество материалов делают возможными идеально ровные поверхности, правильные кривые линии и т. д. Дореформенный этап национального направления назывался «русско-византийским» стилем, демонстрируя известную в эти годы генетическую связь крестово-купольных русских средневековых храмов с византийским зодчеством. Второй этап архитектуры эклектики представляет памятники, в которых и фасады, и интерьеры представляют собой смешение различных псевдостилей. Еще больше расширяется типология зданий, увеличиваются темпы строительства как в столицах, так и в провинции. Возводятся различные промышленные предприятия (фабрики и заводы, складские помещения, порты), здания банков, кредитных и акционерных обществ, учебных заведений, больших универсальных магазинов, вокзалов, доходных домов и др. Наблюдается хаотичность городской застройки, при этом формируется резкий контраст между центральными районами и периферией. Плотно застроенный центр порой утрачивает принципы ансамблевости, архитектурного единства улиц и площадей, сформированные эпохой классицизма. Чаще всего облик фасадов зданий определяет вкус и материальные возможности заказчика. Наиболее значительными архитекторами этого периода были А. Резанов, Г. Боссе, М. Месмахер, В. Шретер. Ярким примером эклектики является дворец великого князя Владимира Александровича (А. Резанов). Фасад дворца напоминает флорентийские палаццо XV века: крупный руст, большие арочные окна, пластичный, глубоко выступающий карниз. Внутренние помещения, пышные и импозантные, имеют отделку в стиле барокко и рококо. В эти годы продолжает свое развитие и национальный стиль. Этому способствовали историко-архитектурные исследования, реставрационные работы, которые опираются сейчас на подлинно научные методы. В последней трети XIX века сосуществуют два основных направления в архитектуре: «византийский» и собственно «русский». В «византийском» стиле по-прежнему чаще всего возводятся храмы, характерными чертами которых были низкие полусферические купола, опирающие на венец арочного пояса, полукупола над апсидами, могучие арки на фасадах. В арсенал приемов «русского» стиля» входят планировочные решения и средства выразительности зодчества XVI – XVII веков. К ним относятся свобода планировки и живописность композиции, многоцветье, тщательно исполненные декоративные детали. Расширились типологические границы «русского стиля». Кроме церквей и соборов в этом стиле возводятся музеи и выставочные здания, вокзалы, городские думы, театры, торговые павильоны, особняки и доходные дома. Большой популярностью этот стиль пользуется при строительстве выставочных зданий, демонстрирующих расцвет российской промышленности и торговли. Например, павильоны Политехнической выставки в Москве (1872), Нижегородской выставки (1889-1890), русские отделы на всемирных выставках. В 1890-1900 –е годы на фоне эклектики начинают формироваться новые течения – модерн и неклассицизм. Модерн проникает в Россию с Запада. Специалисты выделяют несколько модификаций стиля модерн: ранний модерн (1895-1905) и поздний модерн (конец 1900-х – 1910-е), который подразделяется на романтическое и рационалистическое течения. Неоклассицизм формируется в 1900-е годы. Язык раннего (интернационального) модерна узнаваем сразу: свободные, асимметричные планы, создающие живописную, динамичную объемно-пространственную композицию; самая разнообразная форма проемов в виде эллипсов, многоугольников с кругленными углами, трапеций; гибкие линии верхнего обреза стены; разнообразные башни и эркеры, как бы вырастающие из тела здания; характерные изгибающие линии кронштейнов, наличников, решеток, светильников, которые, наряду с декором, дополняют иллюзию движения формы. Ранний модерн на фасадах активно использует цвет в виде поливной керамики, смальты, витражей. Примерами раннего модерна являются гостиница «Метрополь»( 1898-1903, В. Валькотт), особняк С. Рябушинского в Москве (1900, Ф. Шехтель). В романтическом модерне прослеживаются признаки историзма мышления (интерес к прошлому) и антинормативность (личностная свобода). Иными словами, архитектор, работая с «исторической» формой и сохраняя в целом ее узнаваемость, смело видоизменяет ее очертания, пропорции, усиливая звучание характерных признаков. Архитектурный образ формируется на определенных зрительных ассоциациях с зодчеством прошлых лет. При этом сознательное преувеличение, даже гротеск становились приемами, совершенно необходимыми для утверждения нового творческого кредо. Архитекторы обращаются к разным историческим стилям, большой интерес продолжают вызывать традиции национального зодчества. Например, в здании Ярославского вокзала в Москве (1903-1904, Ф. Шехтель) узнаваемы планировочные приемы «хоромного строения», шатры и килевидные арки, но размеры главного шатра и венчающего его гребешка очень преувеличены, гиперболизированы. В здании Третьяковской галереи (1900-1905, В. Васнецов), свободно сочетаются традиционные детали с металлостеклянными конструкциями. В многоэтажном доходном доме Перцова в Москве низко опущенные свесы кровли создают образ, сходный с избой (1905-1907, С. Малютин, Н. Жуков). Фасад Торгового дома «Мертенс» в Петербурге (1912, М. Лялевич), выходящий на Невский проспект, тяготеет к неоренессансным мотивам. Однако использование металлических конструкций в межэтажных перекрытиях, большие площади остекления фасада, крупный масштабный строй арочных проемов демонстрируют приемы нового стиля – модерна. Одним из направлений романтического модерна является так называемый «северный модерн», который генетически связан с архитектурными традициями скандинавских стран. Такие постройки встречаются в Петербурге (жилой дом на Стремянной улице, 1910-е годы, А. Бубырь), Выборге, Петрозаводске. Их отличают подчеркнуто естественная фактура облицовочного камня, у проемов окон и дверей теснятся северные звери и растения, все это делает архитектурный образ тревожным и суровым. Для рационалистического модерна характерны скупость декоративных средств, повторяемость на фасадах однотипных элементов, прямолинейных и плоскостных. Как известно, к рационалистическому модерну вел опыт проектирования каркасных зданий с их четко выявленной конструктивной основой. Рационалистический модерн формируется в московской среде. Одним из типичных примеров является типография С. Рябушинского «Утро России» (1907, Ф. Шехтель). Узкий высокий фасад решается лаконично, образ здания строится на графике переплетов и швов керамической облицовки. Близок к рационалистическому модерну Новый Пассаж на Литейном проспекте в Петербурге (1912-1913, Н. Васильев), характеризующийся изысканной сдержанностью. Композиционная выразительность его фасада строится на ритме мощных пилонов, облицованных гранитом. Пилоны завершаются плоским гладким аттиком, увенчанным узким зубчатым карнизом. Между пилонами – сплошное остекление, разделенное по горизонтали плоской балкой междуэтажного перекрытия. Ведущие архитекторы неоклассицизма И. Фомин, В. Щуко, И. Жолтовский, А. Таманян и др. вновь обращаются к архитектурной традиции как к опоре творчества. Свою программу они строят на идее культурного преемствования, в связи с чем серьезно изучают русскую архитектуру второй половины XVIII – первой трети XIX века и ее истоки. Яркими примерами неоклассицизма являются российские павильоны на международных выставках в Италии – в Турине и Риме (1911, В. Щуко). Главным мотивом туринского павильона была крупная арка с вписанным в нее колонным портиком. Значительными являются петербургские постройки И. Фомина – особняк сенатора А. Половцева на Каменном острове, особняк князя Абамелек-Лазарева на Мойке. Внешний облик этих сооружений и интерьеры выполнены с тонким чувством стиля, ордера и связанные с ним детали имеют выверенные пропорции. В неоклассицизме возводятся различные по своим функциям здания: многочисленные доходные дома, банки, торговые фирмы, больницы, музеи, учебные заведения. Большинство из них отличает ясная простота и гармония, рациональность планировочных и объемно-пространственных решений. Подчеркнутым эстетизмом характеризуется отделка интерьеров, для которых специально создавались росписи, мебель и другие аксессуары. Монументальные формы русского классицизма нашли отражение в здании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве (1898-1912, Р. Клейн), здании Этнографического музея в Петербурге (1900-1911, В. Свиньин). Тончайшую грань между «ампиром» и «ренессансом» отличала целый ряд сооружений конца 1900-х – начала 1910-х годов, где все более сильным становилось влияние палладианства. Эти черты можно наблюдать в особняке Носовых на Введенской площади в Москве (1907-1908, И. Жолтовский), в доходном доме К. Маркова на Каменноостровском проспекте в Петербурге (1910-1911, В. Щуко). Ориентация на классику обусловила использование ордера в здании Киевского вокзала в Москве (1912-1917, И. Рерберг). Однако высотная башня (она была функционально обусловлена) делает общую композицию асимметричной. Тем не менее, в рамках неоклассицизма в архитектуру вернулись канонические композиционные правила: симметрия с четким выделением оси, иерархичность построения, артикулированность форм. Контрольные вопросы. Назовите причины появления в русской архитектуре эклектики. Отметьте характерные черты эклектики разных периодов. Назовите и проанализируйте этапы стиля модерн в русской архитектуре. Отметьте своеобразие неоклассицизма в отечественной архитектуре начала ХХ века. Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России Развитие русского зодчества XIX – начала XX века в основных чертах совпадает с историей западноевропейской архитектуры названного периода. Начиная с 30-х годов в русской архитектуре, так же как и в западной, наметился кризис классицизма. Одной из главных причин переоценки классицизма является формирование новых функциональных задач, поставленных перед архитектурой, и их конфликт с системой архитектурно-художественных приемов классицизма. Кроме этого, классицизм утратил свою идеологическую базу, он стал ассоциироваться с самодержавно-крепостническим строем, чьи идеи утратили популярность в передовых кругах общества. Все это усугублялось происходившими событиями политической жизни России (разгром декабристского движения, давление военно-политического режима Николая I). В обществе зрели новые – капиталистические отношения. Они вызвали к жизни новые типы зданий, при проектировании которых архитекторы применяли более гибкие и разнообразные композиционные решения, базирующиеся не столько на принципах классицизма, сколько на традициях разных исторических стилей прошлого. Поэтому в русской архитектуре распространяется ретроспективизм. Период ретроспективизма – эклектизма разделяют на три периода. Первый – 1830-1850-е годы, так называемая николаевская эпоха. Это было время распада классицистической системы, обращения к архитектурным традициям прошлых эпох. В это время продолжают работать многие мастера старой школы, но активной проектной практикой начинает заниматься молодое поколение зодчих, среди них К. Тон, А. Брюллов, А. Штакеншнейдер, И. Свиязев и др. Начало второго периода связано с реформой 1861 года, после чего наметились сдвиги не только в социально-политической сфере, но и начали меняться художественно-эстетические ценности в обществе. Это нашло свое отражение в творчестве таких архитекторов как А. Горностаев, И. Ропет, В, Гартман, В. Шретер, В. Шервуд и многих других. Третий период начинается в последнее десятилетие XIX века и условно завершается в 1917 году. Стилистически этот период характеризуется как период модерна, поздней эклектики и неоклассицизма. В этот период работают такие известные зодчие как Ф. Шехтель, П. Сюзор, И. Фомин, В. Покровский, В. Щуко, Ф. Лидваль, А. Щусев, Р. Клейн и другие. Первый период носил переходный характер, это было время поиска новых форм и средств выразительности, обращение к архитектуре разных исторических эпох. В 20-30-е годы «входит в моду» готика. Широкое распространение она получает в интерьере, мебели и предметах декоративно-прикладного искусства. Среди архитектурных памятников можно отметить несколько построек в парках Царского Села: Ферма, Шапель, Белая Башня, Арсенал и др. (1820-1830-е годы, А. Менелас). Одним из интересных примеров романтической неоготики является церковь в Парголове (1831-1840, А. Брюллов). Архитектор сумел создать тонкую стилизацию, напоминающую старинную готическую капеллу. В конце 1840-50-х годов в Петергофе архитектором Н. Бенуа был построен комплекс зданий в неготическом стиле: вокзал, почта, императорские конюшни и др. Несмотря на повторение отдельных мотивов и форм, в целом эти постройки оказались очень далеки от своих исторических прототипов – памятников западноевропейского средневековья. В первую очередь, это связано с иным функциональным назначением, а также с художественными требованиями своего времени. Одновременно с готикой появляются композиции в мавританском духе, чаще всего в интерьере (например, ванная комната императрицы в Зимнем дворце, 1838, А. Брюллов). В эти же годы появляется так называемый стиль неогрек, образцом для которого становится эллинистическая архитектура. Но в отличие от классицизма предшествующего периода неогреческая архитектура имела мелкомасштабный, явно декоративный характер. Начиная с 40-х годов XIX века, в русскую архитектуру проникают черты итальянского ренессанса, несколько позже – барокко. В неоренессансном стиле возводятся разные по своему назначению здания: общественные сооружения (административные здания и учреждения, банки, музеи и др. ), жилые дома (городские дворцы и особняки, доходные дома, дачи). Располагающиеся на Исаакиевской площади в Петербурге дома министра и Министерства государственных имуществ (1847-1853, Н. Ефимов) образуют уравновешенную композицию, масштабно соотнесенную с размерами площади. Стилистическое решение их фасадов уже далеко от норм классицизма. Архитектор в большей степени использует приемы из арсенала форм итальянского ренессанса: поэтажное размещение ордера, при этом фасад здания министерства оформлен скромнее – пилястрами, а фасад дома министра имеет пластичные трехчетвертные колонны, арочные окна, специфическая форма наличников окон верхних этажей, представлявшая собой арочное окно, обрамленное прямоугольной рамой с прямым сандриком. Неоренессанс был популярным стилем в архитектуре аристократических особняков. В некоторых петербургских постройках лейтмотивом фасадных композиций становился ордер, иногда архитекторы отказывались от него, кроме этого использовали нарядные наличники ренессансного типа в сочетании с тягами и рустовкой нижних этажей, порой фасад имел сплошную рустовку в соответствии с традицией флорентийского ренессанса XV века. Эти традиции можно наблюдать в постройках архитектора Г. Боссе. Например, в доме графа А. Закревского на Исаакиевской площади (1843). Горизонтали этажей четко подчеркивали тяги, фасад на всю высоту, от цоколя до карниза, был обработан рустом, выполненным, в отличие от флорентийских образцов, не из камня, а в штукатурке. Это придало внешним стенам особняка большую сухость и графичность. Данная постройка является примером безордерного ренессанса. Ордерный неоренессанс может быть представлен особняком барона А. Штиглица на Английской набережной (1859 – 1862, А. Кракау). Двухэтажный фасад сплошь обработан глубоким рустом и завершается мощным антаблементом ренессансного типа. Высокие арочные окна второго этажа оформлены наличниками в виде портиков из двух ионических полуколонн, поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном. В центре первого этажа – пластичный портик из двух колонн коринфского ордера, поддерживающий балкон. Представителями ранней стадии эклектизма были такие известные мастера как О. Монферран, А. Брюллов, А. Штакеншнейдер. В постройке позднего классицизма - Исаакиевском соборе (1818-1853, О. Монферран) эклектизм проявляется в использовании в интерьере некоторых декоративных деталей, связанных с Ренессансом и барокко. Черты ретроспективизма имеют место в лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте (1833-1838, А Брюллов). Памятником, переходным от классицизма к эклектике, является Мариинский дворец (1839-1844), построенный А. Штакеншнейдером. Фасад дворца скомпонован в соответствии с принципами классицизма: центр и края выделены ризалитами, первый этаж обработан рустом, второй и третий объединены колоннами и пилястрами коринфского ордера. Однако интерьеры уже имеют черты эклектики, решаются в разных «псевдостилях». Кабинет декорирован в стиле «флорентийского ренессанса», в оформлении спальни присутствуют черты рококо, помпейский стиль ванной комнаты вызывал ассоциации с купальнями римских патрицианок. Эклектике всецело принадлежит Николаевский дворец (1853-1861). А. Штакеншнейдер решает фасад дворца в неоренессансном стиле. В отделке интерьеров архитектор использовал разные стили, отдавая главное предпочтение ренессансу и барокко. Его мастерство и умение достичь интересных композиционных эффектов ярко проявилось в разработке парадной лестницы и двухъярусного Танцевального зала дворца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|