Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.Учебно-материальное обеспечение




Литература:

А) Обязательная

3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

4. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: МИА, 2002. - с.

6. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю.И. Афанасьев, Л.П. Бобова, В.Л. Горячкина и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, А.Н. Яцковского. - М.: Медицина, 1999.- 328 с.

Б) Дополнительная

1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э.Г. Улумбеков и др. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

2. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.В. Герасимов. - Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С.Л. Кузнецов и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

4. Кузнецов С.Л., Пугачев М.К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: учебное пособие. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 432 с.

Материальное обеспечение:

а) Таблицы:

- глиоциты (№ 180)

б) Схемы:

- взаимодействие нейронов и клеток нейроглии

- клетка микроглии

- взаимодействие нейронов, кровеносных сосудов и клеток астроглии

- взаимодействие нейронов с олигодендроцитами

в) Микропрепараты:

- Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи.

г) Микрофотографии:

- Эпендимоциты в желудочках головного мозга. Окраска гематоксилин-эозин.

- Астроциты и олигодендроциты. Окраска толуидиновой синью.

- Астроглия. Импрегнация азотнокислым серебром.

- Микроглия. Импрегнация азотнокислым серебром.

- Патологические изменения астроцитов. Окраска по Нисллю, гематоксилин-эозин.

- Реактивно измененные астроциты. Положительная ИГХ реакция с антителами к активированному фактору транскрипции NF-kB.

- Посттравматический глио-мезодермальный рубец или реактивный глиоз. Окраска по Масону.

д) Технические средства обучения:

- микроскопы, компьютеры.

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы

Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию.

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию

В первую очередь студентам следует последовательно изучить общий план организации нервной ткани, затем подробно изучить строение и функции всех компонентов нервной ткани в следующей последовательности:

§ Развитие нейроглии, основные функции, классификация. Законспектировать ключевые моменты развития в рабочих тетрадях и подчеркнуть особенности глии центральной (макро-, микроглия) и периферической нервной системы (мантийные глиоциты, нейролеммоциты).

§ Изучить особенности строения и дифференцировки глиобластов.

§ Обратить особое внимание на микроскопическое устройство астроглии, олигодендроглии, микроглии, обратив внимание на строение глии периферической нервной системы – шванновские клетки. Зарисовать в альбоме.

§ Рассмотреть процессы дегенерации и регенерации нейроглии при повреждении.

Задачи на предстоящее занятие: студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме) для собеседования с преподавателем, написания программированного контроля и дальнейшего усвоения практического блока (микроскопирование и зарисовка гистологических микропрепаратов нейроглии). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний

§ Дайте определение нейроглии.

§ Дайте классификацию нейроглии.

§ Охарактеризуйте виды, строение и функции микроглии.

§ Охарактеризуйте морфологию, виды, функции астроглии.

§ Дайте характеристику эпендимной глии: локализация, особенности, морфология клеток, функции эпендимы.

§ Охарактеризуйте морфологию олигодендроглии и периферической нейроглии, укажите локализацию и функции.

§ Дайте определение клеткам-сателлитам.

§ Охарактеризуйте процесс трансплантации глии.

V. Учебные материалы

ОПИСАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ

1. Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи.

При слабом увеличении на стезе заметны черные «жучки» - это ядросодержащие участки астроглиальной сети, называемые астроцитами. Ядросодержащие участки астроглии – астроциты – имеют ид черных звездчатых телец, внутри которых нечетко видны ядра астроглии. От клеток отходят множественные отростки – тонкие и длинные – отростки волокнистых. астроцитов, коротки и толстые – отростки протоплазматических астроцитов. В мозговой ткани видны капилляры, с которыми астроциты связаны отростками, представляющими собой сосудистые ножки и образующие булавовидные расщирения, соприкасающиеся со стенкой капилляров.

Необходимо найти участки капилляров, вокруг которых хорошо видны отростки астроцитов, внимательно рассмотреть их при большом увеличении и зарисовать эту часть среза.

ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ

 

Рис. 1. Взаимодействие нейронов и клеток нейроглии.

 

Рис. 2. Клетка микроглии.

Рис. 3. Взаимодействие нейронов, кровеносных сосудов и клеток астроглии.


Рис. 4. Взаимодействие нейронов с олигодендроцитами. Клетка микроглии.

МИКРОФОТОГРАФИИ

 
 


Рис. 1. Эпендимоциты в желудочках головного мозга (Я – эпендимоцитов; стрелками указаны отростки эпендимных клеток). Окраска гематоксилин-эозин. Увел. 600

Рис. 2. Астроциты (astr) и олигодендроциты (oligo). На микрофотографии виден апоптоз (а) глиоцита. Окраска толуидиновой синью. Увел. 600

 
 


Рис. 3. Астроглия: волокнистые астроциты, отростки которых контактируют с капиллярами (указаны стрелками). Импрегнация азотнокислым серебром. Увел. 600

Рис. 4. Микроглия. Импрегнация азотнокислым серебром. Увел. 900

 
 


А - гипертрофия и пролиферация астроцитов (тучные клетки Ниссля) в I слое коры средней лобной извилины. Окраска по Нисслю. Увел. 400

 

 

Б - разрежение слоя клеток-зерен, в котором имеется пролиферация астроцитов с крупными светлыми ядрами (указаны стрелками). Окраска гематоксилином и эозином. Увел. 1000

 

 

Рис. 5. Патологические изменения астроцитов.

Рис. 6. Реактивно измененные астроциты. Положительная ИГХ реакция с антителами к активированному фактору транскрипции NF-kB, который выявляется уже через 1 час после травмы и сохраняется до 1 год после. Увел. 750

Рис. 7. Посттравматический глио-мезодермальный рубец или реактивный глиоз (составлен из густого сплетения глиальных волокон и гипертро­фированных астроцитов), в его петлях нахо­дятся макрофаги. Окраска по Масону. Увел. 200

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. На схеме представлены клетки нейроглии:

а - цилиндрической формы, имеющие на апикальной поверхности реснички;

б - мелкие с многочисленными отростками.

К какому типу глиоцитов относятся эти клетки?

Ответ: а – эпендимоциты, б – астроциты.

 

2. На препарате спинного мозга представлены два вида глиоцитов с многочисленными отростками. Первый вид глиоцитов: клетки имеют множество сильно разветвляющихся отростков, локализованы в сером веществе. Второй вид: имеют длинные слабоветвящиеся отростки, располагаются в белом веществе спинного мозга. К какому типу относятся глиоциты?

Ответ: Первые - к протоплазматическим астроцитам, вторые - к волокнистым

астроцитам.

 

3. На схеме представлены два вида глиоцитов. Первый вид глиоцитов имеет многочисленные отростки, второй – 2-3 коротких ветвящихся отростка. Клетки способны к амебовидному движению. К какому типу относятся глиоциты?

Ответ: Первые - к астроцитам, вторые - к глиальным макрофагам.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. Укажите источник развития клеток макроглии:

1. кожная эктодерма

2. нейроэктодерма

3. мезенхима

4. хорда

5. энтодерма

Ответ: 2

2. Как называются клетки нейроглии, способные к активному движению и фагоцитозу:

1. протоплазматические астроциты

2. волокнистые астроциты

3. леммоциты

4. микроглиоциты

5. эпендимоциты

Ответ: 4

3. Какие клетки глии выстилают желудочки головного мозга и спинномозговой канал?

1. протоплазматические астроциты

2. волокнистые астроциты

3. эпендимоциты

4. леммоциты

5. микроглиоциты

Ответ: 3

4. Укажите клетки глии, которые обеспечивают процесс регенерации нервных волокон:

1. эпендимоциты

2. волокнистые астроциты

3. протоплазматические астроциты

4. леммоциты

5. все выше перечисленные

Ответ: 4

5. Укажите источник развития клеток микроглии:

1. кожная эктодерма

2. нейроэктодерма

3. мезенхима

4. сомиты

5. энтодерма

Ответ: 2

6. Укажите клетки нейроглии, окружающие тело нейрона и выполняющие защитную и трофическую функции:

1. протоплазматические астроциты

2. волокнистые астроциты

3. леммоциты

4. мантийные глиоциты

5. эпендимоциты

Ответ: 4

7. Укажите клетки нейроглии, принимающие участие в создании гематоэнцефалического барьера и выполняющие опорную функцию в центральных органах нервной системы:

1. астроциты

2. мантийные глиоциты

3. леммоциты

4. микроглиоциты

5. эпендимоциты

Ответ: 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Трансплантация глиальных клеток

За последние годы выполнены многочисленные работы по трансплантации клеток глии. Трансплантация глиальных клеток в ЦНС представляет собой экспериментальную модель, позволяющую исследовать взаимодействие между глиальными клет­ками ЦНС, шванновскими клетками и аксонами в ходе развития и после различных повреждений, а также при демиелинизирующих заболеваниях.

Трансплантация астроцитов

Изолированная трансплантация астроцитов производится из-за тормозящего действия олигодендроцитов на рост (регене­рацию) аксонов. Аллотрансплантированные очищенные незрелые крысиные астроциты контактируют с кровеносными сосу­дами и подавляют образование глиальных рубцов, которые тормозят отрастание аксонов. В спинном мозге незрелые астроциты мигрируют билатерально на расстояние 55 мм со скоростью 0,72 мм/день. Зрелые астроциты имеют скорость перемещения в 2 раза мень­шую, чем незрелые, и не препятствуют образованию рубца.

Трансплантация олигодендроцитов

Олигодендроциты мыши, трансплантированные в повреж­денную область белого вещества спинного мозга крыс способны ремиелинизировать поврежденные аксоны.

Миелинобразующая способность (выживание, миграция и плотность миелинизации) олигодендроцитов зависит от возраста клеток и выше у олигодендроцитов, находящихся на самой ранней стадии дифференцировки.

При трансплантации глиальных клеток обнаружено, что олигодендроциты и астроциты взрослых животных могут во­зобновлять миграционную активность при пересадке в мозг бо­лее молодых животных. Пересаженные олигодендроциты спо­собны устранять острые очаги демиелинизации даже у взрослых животных.

Трансплантация участков спин­ного мозга 15-18-суточных эмбрионов крыс в спинной мозг крыс с мутацией, обусловливающей дефицит миелина, приводит к появлению кластеров миелинизированных волокон.

Обнаружено, что, благодаря значительной пластичности попу­ляции глиальных клеток у грызунов, олигодендроциты трансплантированные от взрослых животных в мозг более молодых, восстанавливают острые очаги демиелинизации через 15-20 суток.

При пересадке линий олигодендроцитов на разных стадиях их созревания в мозг новорожденных мышей и исследовании их способности переживать, размножаться и мигрировать, установлено, что каждая линия клеток мигрировала к различ­ным областям мозга, что, очевидно, связано с тем, что олигодендроциты на определенных стадиях развития обладают раз­личными наборами поверхностных молекул и рецепторов, спо­собны отвечать на разные стимулы, существующие в мозге но­ворожденной мыши.

Трансплантация глиальных клеток является мощным инст­рументом в изучении их биологии. Олигодендроциты обладают лучшими ремиелинизирующими свойствами на ранних стадиях своего развития. Предшествующее культиви­рование клеток и их обработка фактором роста перед трансплантацией расширяют возможности трансплантации.

В самое последнее время установлено, что мозг взрослого животного и человека сохраняет потенциал миелинизации бла­годаря наличию в нем небольшого числа стволовых клеток.

Микроглия

Иммунная система мозга представлена 2 типами микроглиальных клеток: периваскулярными неразветвленными микроглиоцитами, заключенными в базальную мембрану, и разветв­ленными паренхиматозными микроглиоцитами. Разветвленная микроглия обладает высокоэффективной и неспецифической системой пиноцитоза, выполняющей функцию очистки жидко­сти в интерстициальных пространствах мозговой ткани, что по­зволяет ей активно вмешиваться во все процессы, происходящие на территории мозга.

Отростки микроглиальных клеток внедряются между астроцитарными ножками пограничной глии в 4,0-13,0% микрососу­дов мозга.

Под действием цитокинов, трофических факторов из астроцитов и факторов, влияющих на макрофаги, микроглия может обратимо трансформироваться в амебоидную (активированная), палочковидную (пролиферирующая) и разветвленную (покоящаяся) формы. Трансформацию амебоидной микроглии в раз­ветвленную представляют следующим образом: миграция мо­ноцита из кровеносного русла в пренатальном и раннем постнатальном периоде —> митоз —> разветвленная микроглия к 3-ей неделе после рождения.

 

Ст. преподаватель кафедры

гистологии, эмбриологии и цитологии,

канд. мед. наук Мустафина Л.Р.

«20» января 2012 г.

 

Тема 4. «Нервные волокна и окончания: безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, нерв, миелинизация, демиелинизация, дегенерация и регенерация нервных волокон, классификация, строение, функционирование, патоморфология нервных окончаний и синапсов» (занятие 4,5)

 

Учебные и воспитательные цели: Целью практического занятия является приобретение студентами знаний в области таких разделов неврологии, как безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, их строение, функционирование, объединение в нервы, усвоение общих принципов дегенерации и регенерации нервных волокон. Строение, функционирование, пластичность и патоморфология нервных окончаний и синапсов. Также у студентов должно быть сформировано представление об особенностях восстановления и пластичности нервных струк-тур, характерных для центрального и периферического отделов нервной системы. Выработана способность к использованию знаний для выполнения рисунков, изучению и оценке гистологических препаратов, электронных микрофото-графий.

Задачи:

1. Освоение теоретических основ морфофункциональной организации нервных волокон и окончаний на клеточно-тканевом уровне, принципов их развития и строения в центральном и периферическом отделах нервной системы, основ регенерации, репарации и трансплантации.

2. Ознакомление с методами и средствами микроскопирования гистологических препаратов нервных волокон и окончаний, освоение умения анализировать особенности строения нервных структур, решать ситуационные задачи.

3. Приобретение навыков «чтения» микропрепаратов, микрофотографий, рисунков и электронограмм нервных волокон и окончаний, зарисовки изу-чаемых препаратов и ультраструктур.

4. Овладение навыками работы со специальной учебной и научной литературой, использованием международной гистологической терминологии.

5. С целью подготовки квалифицированных практических врачей: нейрохи-рургов, неврологов, травматологов, терапевтов, реаниматологов студенты на данных практических занятиях должны изучить общие признаки повреждения и особенности пластичности нервной ткани в центральном и периферическом отделах нервной системы, в частности через изучение морфофункциональной характеристики и регенерации нервных волокон и окончаний, синаптогенеза, основных этапов дегенерации и регенерации нервного волокна, пластичности синапсов дендритного дерева.

6. Сформировать у студентов убеждение в значимости получаемых знаний для понимания процессов, протекающих в нервной ткани в организме больного при различных патологических состояниях (склероз, травмы, нейроинфекции, гипоксия, интоксикации и др.), а также для понимания структурных основ обучаемости и памяти.

 

Компетенции обучающегося,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...