III.Учебно-материальное обеспечение
Литература: А) Обязательная 3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с. 4. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с. 5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: МИА, 2002. - с. 6. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю.И. Афанасьев, Л.П. Бобова, В.Л. Горячкина и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, А.Н. Яцковского. - М.: Медицина, 1999.- 328 с. Б) Дополнительная 1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э.Г. Улумбеков и др. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с. 2. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.В. Герасимов. - Томск: СГМУ, 2000.- 130 с. 3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С.Л. Кузнецов и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с. 4. Кузнецов С.Л., Пугачев М.К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: учебное пособие. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 432 с. Материальное обеспечение: а) Таблицы: - глиоциты (№ 180) б) Схемы: - взаимодействие нейронов и клеток нейроглии - клетка микроглии - взаимодействие нейронов, кровеносных сосудов и клеток астроглии - взаимодействие нейронов с олигодендроцитами в) Микропрепараты: - Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи. г) Микрофотографии:
- Эпендимоциты в желудочках головного мозга. Окраска гематоксилин-эозин. - Астроциты и олигодендроциты. Окраска толуидиновой синью. - Астроглия. Импрегнация азотнокислым серебром. - Микроглия. Импрегнация азотнокислым серебром. - Патологические изменения астроцитов. Окраска по Нисллю, гематоксилин-эозин. - Реактивно измененные астроциты. Положительная ИГХ реакция с антителами к активированному фактору транскрипции NF-kB. - Посттравматический глио-мезодермальный рубец или реактивный глиоз. Окраска по Масону. д) Технические средства обучения: - микроскопы, компьютеры. IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию В первую очередь студентам следует последовательно изучить общий план организации нервной ткани, затем подробно изучить строение и функции всех компонентов нервной ткани в следующей последовательности: § Развитие нейроглии, основные функции, классификация. Законспектировать ключевые моменты развития в рабочих тетрадях и подчеркнуть особенности глии центральной (макро-, микроглия) и периферической нервной системы (мантийные глиоциты, нейролеммоциты). § Изучить особенности строения и дифференцировки глиобластов. § Обратить особое внимание на микроскопическое устройство астроглии, олигодендроглии, микроглии, обратив внимание на строение глии периферической нервной системы – шванновские клетки. Зарисовать в альбоме. § Рассмотреть процессы дегенерации и регенерации нейроглии при повреждении.
Задачи на предстоящее занятие: студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме) для собеседования с преподавателем, написания программированного контроля и дальнейшего усвоения практического блока (микроскопирование и зарисовка гистологических микропрепаратов нейроглии). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний § Дайте определение нейроглии. § Дайте классификацию нейроглии. § Охарактеризуйте виды, строение и функции микроглии. § Охарактеризуйте морфологию, виды, функции астроглии. § Дайте характеристику эпендимной глии: локализация, особенности, морфология клеток, функции эпендимы. § Охарактеризуйте морфологию олигодендроглии и периферической нейроглии, укажите локализацию и функции. § Дайте определение клеткам-сателлитам. § Охарактеризуйте процесс трансплантации глии. V. Учебные материалы ОПИСАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ 1. Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи. При слабом увеличении на стезе заметны черные «жучки» - это ядросодержащие участки астроглиальной сети, называемые астроцитами. Ядросодержащие участки астроглии – астроциты – имеют ид черных звездчатых телец, внутри которых нечетко видны ядра астроглии. От клеток отходят множественные отростки – тонкие и длинные – отростки волокнистых. астроцитов, коротки и толстые – отростки протоплазматических астроцитов. В мозговой ткани видны капилляры, с которыми астроциты связаны отростками, представляющими собой сосудистые ножки и образующие булавовидные расщирения, соприкасающиеся со стенкой капилляров. Необходимо найти участки капилляров, вокруг которых хорошо видны отростки астроцитов, внимательно рассмотреть их при большом увеличении и зарисовать эту часть среза. ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ
Рис. 1. Взаимодействие нейронов и клеток нейроглии.
Рис. 2. Клетка микроглии. Рис. 3. Взаимодействие нейронов, кровеносных сосудов и клеток астроглии.
Рис. 4. Взаимодействие нейронов с олигодендроцитами. Клетка микроглии. МИКРОФОТОГРАФИИ
Рис. 1. Эпендимоциты в желудочках головного мозга (Я – эпендимоцитов; стрелками указаны отростки эпендимных клеток). Окраска гематоксилин-эозин. Увел. 600 Рис. 2. Астроциты (astr) и олигодендроциты (oligo). На микрофотографии виден апоптоз (а) глиоцита. Окраска толуидиновой синью. Увел. 600
Рис. 3. Астроглия: волокнистые астроциты, отростки которых контактируют с капиллярами (указаны стрелками). Импрегнация азотнокислым серебром. Увел. 600 Рис. 4. Микроглия. Импрегнация азотнокислым серебром. Увел. 900
А - гипертрофия и пролиферация астроцитов (тучные клетки Ниссля) в I слое коры средней лобной извилины. Окраска по Нисслю. Увел. 400
Б - разрежение слоя клеток-зерен, в котором имеется пролиферация астроцитов с крупными светлыми ядрами (указаны стрелками). Окраска гематоксилином и эозином. Увел. 1000
Рис. 5. Патологические изменения астроцитов. Рис. 6. Реактивно измененные астроциты. Положительная ИГХ реакция с антителами к активированному фактору транскрипции NF-kB, который выявляется уже через 1 час после травмы и сохраняется до 1 год после. Увел. 750 Рис. 7. Посттравматический глио-мезодермальный рубец или реактивный глиоз (составлен из густого сплетения глиальных волокон и гипертрофированных астроцитов), в его петлях находятся макрофаги. Окраска по Масону. Увел. 200 СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. На схеме представлены клетки нейроглии: а - цилиндрической формы, имеющие на апикальной поверхности реснички; б - мелкие с многочисленными отростками. К какому типу глиоцитов относятся эти клетки? Ответ: а – эпендимоциты, б – астроциты.
2. На препарате спинного мозга представлены два вида глиоцитов с многочисленными отростками. Первый вид глиоцитов: клетки имеют множество сильно разветвляющихся отростков, локализованы в сером веществе. Второй вид: имеют длинные слабоветвящиеся отростки, располагаются в белом веществе спинного мозга. К какому типу относятся глиоциты?
Ответ: Первые - к протоплазматическим астроцитам, вторые - к волокнистым астроцитам.
3. На схеме представлены два вида глиоцитов. Первый вид глиоцитов имеет многочисленные отростки, второй – 2-3 коротких ветвящихся отростка. Клетки способны к амебовидному движению. К какому типу относятся глиоциты? Ответ: Первые - к астроцитам, вторые - к глиальным макрофагам.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ 1. Укажите источник развития клеток макроглии: 1. кожная эктодерма 2. нейроэктодерма 3. мезенхима 4. хорда 5. энтодерма Ответ: 2 2. Как называются клетки нейроглии, способные к активному движению и фагоцитозу: 1. протоплазматические астроциты 2. волокнистые астроциты 3. леммоциты 4. микроглиоциты 5. эпендимоциты Ответ: 4 3. Какие клетки глии выстилают желудочки головного мозга и спинномозговой канал? 1. протоплазматические астроциты 2. волокнистые астроциты 3. эпендимоциты 4. леммоциты 5. микроглиоциты Ответ: 3 4. Укажите клетки глии, которые обеспечивают процесс регенерации нервных волокон: 1. эпендимоциты 2. волокнистые астроциты 3. протоплазматические астроциты 4. леммоциты 5. все выше перечисленные Ответ: 4 5. Укажите источник развития клеток микроглии: 1. кожная эктодерма 2. нейроэктодерма 3. мезенхима 4. сомиты 5. энтодерма Ответ: 2 6. Укажите клетки нейроглии, окружающие тело нейрона и выполняющие защитную и трофическую функции: 1. протоплазматические астроциты 2. волокнистые астроциты 3. леммоциты 4. мантийные глиоциты 5. эпендимоциты Ответ: 4 7. Укажите клетки нейроглии, принимающие участие в создании гематоэнцефалического барьера и выполняющие опорную функцию в центральных органах нервной системы: 1. астроциты 2. мантийные глиоциты 3. леммоциты 4. микроглиоциты 5. эпендимоциты Ответ: 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК Трансплантация глиальных клеток За последние годы выполнены многочисленные работы по трансплантации клеток глии. Трансплантация глиальных клеток в ЦНС представляет собой экспериментальную модель, позволяющую исследовать взаимодействие между глиальными клетками ЦНС, шванновскими клетками и аксонами в ходе развития и после различных повреждений, а также при демиелинизирующих заболеваниях. Трансплантация астроцитов Изолированная трансплантация астроцитов производится из-за тормозящего действия олигодендроцитов на рост (регенерацию) аксонов. Аллотрансплантированные очищенные незрелые крысиные астроциты контактируют с кровеносными сосудами и подавляют образование глиальных рубцов, которые тормозят отрастание аксонов. В спинном мозге незрелые астроциты мигрируют билатерально на расстояние 55 мм со скоростью 0,72 мм/день. Зрелые астроциты имеют скорость перемещения в 2 раза меньшую, чем незрелые, и не препятствуют образованию рубца.
Трансплантация олигодендроцитов Олигодендроциты мыши, трансплантированные в поврежденную область белого вещества спинного мозга крыс способны ремиелинизировать поврежденные аксоны. Миелинобразующая способность (выживание, миграция и плотность миелинизации) олигодендроцитов зависит от возраста клеток и выше у олигодендроцитов, находящихся на самой ранней стадии дифференцировки. При трансплантации глиальных клеток обнаружено, что олигодендроциты и астроциты взрослых животных могут возобновлять миграционную активность при пересадке в мозг более молодых животных. Пересаженные олигодендроциты способны устранять острые очаги демиелинизации даже у взрослых животных. Трансплантация участков спинного мозга 15-18-суточных эмбрионов крыс в спинной мозг крыс с мутацией, обусловливающей дефицит миелина, приводит к появлению кластеров миелинизированных волокон. Обнаружено, что, благодаря значительной пластичности популяции глиальных клеток у грызунов, олигодендроциты трансплантированные от взрослых животных в мозг более молодых, восстанавливают острые очаги демиелинизации через 15-20 суток. При пересадке линий олигодендроцитов на разных стадиях их созревания в мозг новорожденных мышей и исследовании их способности переживать, размножаться и мигрировать, установлено, что каждая линия клеток мигрировала к различным областям мозга, что, очевидно, связано с тем, что олигодендроциты на определенных стадиях развития обладают различными наборами поверхностных молекул и рецепторов, способны отвечать на разные стимулы, существующие в мозге новорожденной мыши. Трансплантация глиальных клеток является мощным инструментом в изучении их биологии. Олигодендроциты обладают лучшими ремиелинизирующими свойствами на ранних стадиях своего развития. Предшествующее культивирование клеток и их обработка фактором роста перед трансплантацией расширяют возможности трансплантации. В самое последнее время установлено, что мозг взрослого животного и человека сохраняет потенциал миелинизации благодаря наличию в нем небольшого числа стволовых клеток. Микроглия Иммунная система мозга представлена 2 типами микроглиальных клеток: периваскулярными неразветвленными микроглиоцитами, заключенными в базальную мембрану, и разветвленными паренхиматозными микроглиоцитами. Разветвленная микроглия обладает высокоэффективной и неспецифической системой пиноцитоза, выполняющей функцию очистки жидкости в интерстициальных пространствах мозговой ткани, что позволяет ей активно вмешиваться во все процессы, происходящие на территории мозга. Отростки микроглиальных клеток внедряются между астроцитарными ножками пограничной глии в 4,0-13,0% микрососудов мозга. Под действием цитокинов, трофических факторов из астроцитов и факторов, влияющих на макрофаги, микроглия может обратимо трансформироваться в амебоидную (активированная), палочковидную (пролиферирующая) и разветвленную (покоящаяся) формы. Трансформацию амебоидной микроглии в разветвленную представляют следующим образом: миграция моноцита из кровеносного русла в пренатальном и раннем постнатальном периоде —> митоз —> разветвленная микроглия к 3-ей неделе после рождения.
Ст. преподаватель кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии, канд. мед. наук Мустафина Л.Р. «20» января 2012 г.
Тема 4. «Нервные волокна и окончания: безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, нерв, миелинизация, демиелинизация, дегенерация и регенерация нервных волокон, классификация, строение, функционирование, патоморфология нервных окончаний и синапсов» (занятие 4,5)
Учебные и воспитательные цели: Целью практического занятия является приобретение студентами знаний в области таких разделов неврологии, как безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, их строение, функционирование, объединение в нервы, усвоение общих принципов дегенерации и регенерации нервных волокон. Строение, функционирование, пластичность и патоморфология нервных окончаний и синапсов. Также у студентов должно быть сформировано представление об особенностях восстановления и пластичности нервных струк-тур, характерных для центрального и периферического отделов нервной системы. Выработана способность к использованию знаний для выполнения рисунков, изучению и оценке гистологических препаратов, электронных микрофото-графий. Задачи: 1. Освоение теоретических основ морфофункциональной организации нервных волокон и окончаний на клеточно-тканевом уровне, принципов их развития и строения в центральном и периферическом отделах нервной системы, основ регенерации, репарации и трансплантации. 2. Ознакомление с методами и средствами микроскопирования гистологических препаратов нервных волокон и окончаний, освоение умения анализировать особенности строения нервных структур, решать ситуационные задачи. 3. Приобретение навыков «чтения» микропрепаратов, микрофотографий, рисунков и электронограмм нервных волокон и окончаний, зарисовки изу-чаемых препаратов и ультраструктур. 4. Овладение навыками работы со специальной учебной и научной литературой, использованием международной гистологической терминологии. 5. С целью подготовки квалифицированных практических врачей: нейрохи-рургов, неврологов, травматологов, терапевтов, реаниматологов студенты на данных практических занятиях должны изучить общие признаки повреждения и особенности пластичности нервной ткани в центральном и периферическом отделах нервной системы, в частности через изучение морфофункциональной характеристики и регенерации нервных волокон и окончаний, синаптогенеза, основных этапов дегенерации и регенерации нервного волокна, пластичности синапсов дендритного дерева. 6. Сформировать у студентов убеждение в значимости получаемых знаний для понимания процессов, протекающих в нервной ткани в организме больного при различных патологических состояниях (склероз, травмы, нейроинфекции, гипоксия, интоксикации и др.), а также для понимания структурных основ обучаемости и памяти.
Компетенции обучающегося,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|