Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-материальное обеспечение




Таблицы: «Развитие тканевых элементов нервной системы» №175, «Строение нервных волокон» №181, «Схема ультрамикроскопического строения миелинового и безмиелинового волокон» №182, «Поперечный разрез нерва» №183, «Классификация синапсов» №184, «Моторная бляшка» №186, «Нер-вные окончания. Эффекторы» №187, «Ультрамикроскопическое строение и классификация синапсов» №190, «Нейроглия и нервные окончания» №192, «Изменения после перерезки нервного волокна» №193.

Микрофотографии: «Дегенерирующий нерв в продольном разрезе. Ок-раска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрег-нация». Схемы: «Изменения синаптоархитектоники при ишемических сос-тояниях ткани мозга (схема)», «Различные варианты образования ассиметричных синапсов (схема)», «Схема стадий дегенерации нервного волокна пери-ферического отрезка седалищного нерва (по О.В.Александровской)», «Схема строения нервно-мышечного веретена». Электронограммы: «Деструктивные изменения синапсов после асфиксии мозга. Кора большого мозга, слой I», «Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Окраска оксидом осмия», «Безмиелиновые нервные волокна кабельного типа», «Простой перфорированный аксо-шипиковый синапс из коры больших полушарий. Пластичность синапсов. Период реорганизации после ишемии».

 

Литература

основная:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МИА, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

  1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 448 с.
  2. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.- (Учебное пособие).
  3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник / ред.: Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 408 с.
  4. Патология [Текст]: руководство / ред.: М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Э. Г. Улумбеков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.- 960 с.
  5. Программированные контроли по цитологии и общему курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов с соавт. - Томск: СибГМУ, 2012.- 100 с.
  6. Семченко, В. В. Синаптическая пластичность головного мозга (фундамен-тальные и прикладные аспекты) [Текст]: монография / В. В. Семченко, С. С. Степанов, Н. Н. Боголепов.- О.: Омская областная типография, 2008.- 408 с.

13. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ

 

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.)
     
1.       3.     4. 5.     1.   2.     3. Занятие 1. Вводная часть (вступительное слово)   Проверка подготовленности студентов к занятию - опрос.   Учебные вопросы: 1. Структурно-функциональная характеристика безмиели-новых нервных волокон. 2. Структурно-функциональная характеристика миелиновых нервных волокон. 3. Процесс миелинизации в центральной и периферической нервной системе, функции миелина. 4. Демиелинизация и восстановление миелинового слоя при трансплантации культивированных шванновских клеток. 5. Дегенерация и регенерация нервных волокон. 6. Нерв: строение, его оболочки (эндоневрий, периневрий, эпиневрий). Особенности строения и клиническое значение периневрия. 7. Повреждения нерва: этапы повреждения, их морфофункциональная характеристика. 8. Трансплантация фрагментов нерва.   Микроскопирование и зарисовка препаратов. Заключительная часть (подведение итогов) - ответы на вопросы   Занятие 2. Вводная часть (вступительное слово)   Проверка подготовленности студентов к занятию - опрос. 1. Нервные окончания: классификация чувствительных и двигательных окончаний по строению, функции, локализации. 2. Нейро-эпителиальные и нейро-железистые окончания: локализация, строение и функции свободных и чашевидных (несвободных) окончаний в эпителиях. Секреторные нейро-железистые эпилеммальные и гиполеммальные контакты. 3. Инкапсулированные нервные окончания в соединительной ткани: локализация, строение и функции осязательных телец Мейснера, телец Фатер-Пачинни, генитальных телец Догеля, телец Руффини, колб Краузе (тельца Гольджи-Маццони для педфака). 4. Нервные окончания нейро-мышечных и нейро-сухожильных веретён: локализация, строение, функции. 5. Нейро-мышечное соединение в поперечнополосатой и гладкой мышечных тканях: локализация, строение, функция.Ультрамикроскопическое строение синаптического контакта, механизм передачи нервного импульса. 6. Патоморфологические изменения нервных окончаний. 7. Межнейрональные синапсы: определение, общая характеристика и классификация. 8. Строение синапса: строение пре- и постсинаптической час-ти, характеристика синаптических пузырьков. Нейроме-диаторы: классификация, локализация, функции. 9. Механизм синаптической передачи. 10. Синаптогенез и пластичность. 11. Патоморфологические изменения межнейрональных синапсов, компенсаторные и репаративные процессы. 12. Структурные основы обучаемости и памяти. Программированный контроль   Микроскопирование и зарисовка препаратов. Заключительная часть (подведение итогов, ответы на вопросы)                  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Общие организационно-методические указания

Практическое занятие «Нервные волокна и окончания: безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, нерв, миелинизация, демиелинизация, де-генерация и регенерация нервных волокон, классификация, строение, фун-кционирование, патоморфология нервных окончаний и синапсов» непосредственно связано с занятиями «Нейрон: структурно-функциональная характеристика, классификация, основные отделы, транспорт веществ, диф-ференцировка, повреждение, репарация, культивирование, трансплантация» и «Нейроглия: классификация, источники развития, структурно-функциональная характеристика, обновление, реактивность, репарация, культивирование, трансплантация» так как нервные волокна и окончания являются отделами нейронов, а нейроглия с ними тесно связана. Также, патоморфологические изменения в нервных волокнах, синапсах и процессы репарации зависят от степени повреждения нейрона и восстановительной способности нейроглии. Это занятие непосредственно тесно связано с последующем занятием «Нерв-ная система: развитие, морфофункциональная характеристика чувствительных и автономных узлов, спинного мозга, энтеральной нервной системы, на-рушения развития, травмы, нейротрансплантация», на котором рассмат-риваются общие вопросы развития и функционирования отделов и органов нервной системы, а также последствия повреждения нейронов, их отростков и окончаний, с последующими восстановительными процессами: регенерации, репарации, синаптогенеза. Студенты пишут программированный контроль по общей для двух занятий теме. Занятие тесно связано с лекциями по нервной ткани «Нерон. Нейроглия. Нервные волокна и окончания», итоговым занятием и итоговым тестированием, другими практическими занятиями и лекциями. Нервные волокна и окончания рассматриваются как элементы мик-роокружения для органов чувств (сетчатка, кожа, волос, вкусовые луковицы, орган обоняния и др.) в соответствующих разделах частного курса «Органы чувств» и спецкурса «Глаз». Связь со смежными дисциплинами или другими темами своей дисциплины в основном имеет место в III семестре (анатомией, физиологией, частным курсом гистологии). Прослеживается непосредственная связь с клиническими дисциплинами: неврологией (изучаются общие признаки повреждения и особенности пластичности нервной ткани в центральном и периферическом отделах нервной системы, в частности через изучение мор-фофункциональной характеристики нервных волокон и окончаний, синаптогенеза, основных этапов дегенерации и регенерации нервного волокна, пластичности синапсов дендритного дерева), нейрохирургией (необратимые повреждения нервных структур), травматологией (травмы головного и спинного мозга, периферических органов), терапевтов (повреждения нервов при инфекциях, интоксикациях, как сопутствующие патологии при инфаркте, сердечной недостаточности, тромбоэмболиях и др.), в реаниматологии.

 

2. Методические указания по вводной части

Преподаватель объявляет тему занятия, напоминает порядок проведения занятия, подчёркивает важность изучаемой темы для будущего врача.

Учебно-воспитательные цели: изучить безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, их строение, функционирование, объединение в нервы, усвоение общих принципов дегенерации и регенерации нервных волокон. Изучить строение, функционирование, пластичность и патоморфологию нервных окончаний и синапсов.

У студентов сформировать представление об особенностях восстановления и пластичности нервных структур при нормальном функционировании, возрастных изменениях и при повреждении центрального и периферического отделов нервной системы.

На занятии подлежат отработке основные положения теоретического блока, а также практические навыки идентификации и «чтения» изучаемых структур на гистологических препаратах, таблицах, их зарисовка в альбом, использование полученных знаний при решении ситуационных задач.

 

3. Методические указания по проверке подготовленности обучаемых к занятию.

Формы контроля: тотальный опрос студентов у доски с таблицами и фотографиями при устном разборе материала, написание программированного контроля, проверка рисунков и лекций. Методы контроля: 5-балльная оценка, рейтинговая система. Цель контроля – определить уровень знаний, понимания и усвоения материала, стимулировать активность образовательной и познавательной деятельности. Функции: прямая и обратная взаимосвязи с обучаемыми, стимулирующая.

 

4. Методические указания по отработке учебных вопросов

Приёмы, которые применяет преподаватель в ходе теоретического разбора материала: вопросы, помощь в формулировании ответа на поставленный вопрос, исправления, дополнения и пояснения после выслушивания ответа на вопрос, дискуссия. Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя: устное описание демонстрируемых микропрепаратов, фотографий, объяснение неточностей, допущенных студентами при выполнении рисунков в альбоме.

 

5. Методические указания по проведению заключительной части занятия

В заключительной части занятия преподаватель анализирует работу каждого студента, подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию, объявляет оценки, отвечает на вопросы, даёт задание на самостоятельную подготовку, объявляет об окончании занятия.

 

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Препараты:

1. Безмиелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Окраска гематоксилином и эозином.

2. Миелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Импрегнация осмиевой кислотой.

3. Повреждение нервных волокон. Импрегнация нитратом серебра.

(демонстрационный препарат).

4. Нерв в поперечном разрезе. Импрегнация осмиевой кислотой.

5. Нерв в поперечном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином (демонстрационный препарат).

6. Нервно-мышечное соединение. Импрегнация нитратом серебра.

7. Кожа пальца человека. Инкапсулированные нервные окончания. Окраска гематоксилином и эозином.

 

Таблицы:

«Развитие тканевых элементов нервной системы» №175, «Строение нервных волокон» №181, «Схема ультрамикроскопического строения миелинового и безмиелинового волокон» №182, «Поперечный разрез нерва» №183, «Классификация синапсов» №184, «Моторная бляшка» №186, «Нервные окончания. Эффекторы» №187, «Ультрамикроскопи-ческое строение и класссификация синапсов» №190, «Нейроглия и нервные окончания» №192, «Изменения после перерезки нервного волокна» №193.

Рисунки (образцы):

«Миелиновые нервные волокна. Окраска осмиевой кислотой», «Безмиелиновые нервные волокна. Окраска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрегнация АgNO, «Поперечный разрез нерва. Окраска осмиевой кислотой», «Нервные окончания», «Изменения синаптоархитектоники при ишемических состояниях ткани мозга (схема)», «Схема строения нервно-мышечного веретена», «Различные варианты образования ассиметричных синапсов (схема)», «Схема стадий дегенерации нервного волокна периферического отрезка седалищного нерва (по О.В.Александровской)», «Изменения после перерезки нервного волокна» №193.

Микрофотографии:

«Дегенерирующий нерв в продольном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрегнация».

Электронограммы:

«Деструктивные изменения синапсов после асфиксии мозга. Кора большого мозга, слой I», «Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Окраска оксидом осмия», «Безмиелиновые нервные волокна кабельного типа», «Простой перфорированный аксо-шипиковый синапс из коры больших полушарий. Пластичность синапсов. Период реорганизации после ишемии».

Программированный контроль.

Итоговое: диагностика препаратов, компьютерное тестирование, теорети-ческое собеседование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...