Учебно-материальное обеспечение
Таблицы: «Развитие тканевых элементов нервной системы» №175, «Строение нервных волокон» №181, «Схема ультрамикроскопического строения миелинового и безмиелинового волокон» №182, «Поперечный разрез нерва» №183, «Классификация синапсов» №184, «Моторная бляшка» №186, «Нер-вные окончания. Эффекторы» №187, «Ультрамикроскопическое строение и классификация синапсов» №190, «Нейроглия и нервные окончания» №192, «Изменения после перерезки нервного волокна» №193. Микрофотографии: «Дегенерирующий нерв в продольном разрезе. Ок-раска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрег-нация». Схемы: «Изменения синаптоархитектоники при ишемических сос-тояниях ткани мозга (схема)», «Различные варианты образования ассиметричных синапсов (схема)», «Схема стадий дегенерации нервного волокна пери-ферического отрезка седалищного нерва (по О.В.Александровской)», «Схема строения нервно-мышечного веретена». Электронограммы: «Деструктивные изменения синапсов после асфиксии мозга. Кора большого мозга, слой I», «Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Окраска оксидом осмия», «Безмиелиновые нервные волокна кабельного типа», «Простой перфорированный аксо-шипиковый синапс из коры больших полушарий. Пластичность синапсов. Период реорганизации после ишемии».
Литература основная: 1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с. 2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МИА, 2006. - 376 с.
Дополнительная:
13. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Общие организационно-методические указания
Практическое занятие «Нервные волокна и окончания: безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, нерв, миелинизация, демиелинизация, де-генерация и регенерация нервных волокон, классификация, строение, фун-кционирование, патоморфология нервных окончаний и синапсов» непосредственно связано с занятиями «Нейрон: структурно-функциональная характеристика, классификация, основные отделы, транспорт веществ, диф-ференцировка, повреждение, репарация, культивирование, трансплантация» и «Нейроглия: классификация, источники развития, структурно-функциональная характеристика, обновление, реактивность, репарация, культивирование, трансплантация» так как нервные волокна и окончания являются отделами нейронов, а нейроглия с ними тесно связана. Также, патоморфологические изменения в нервных волокнах, синапсах и процессы репарации зависят от степени повреждения нейрона и восстановительной способности нейроглии. Это занятие непосредственно тесно связано с последующем занятием «Нерв-ная система: развитие, морфофункциональная характеристика чувствительных и автономных узлов, спинного мозга, энтеральной нервной системы, на-рушения развития, травмы, нейротрансплантация», на котором рассмат-риваются общие вопросы развития и функционирования отделов и органов нервной системы, а также последствия повреждения нейронов, их отростков и окончаний, с последующими восстановительными процессами: регенерации, репарации, синаптогенеза. Студенты пишут программированный контроль по общей для двух занятий теме. Занятие тесно связано с лекциями по нервной ткани «Нерон. Нейроглия. Нервные волокна и окончания», итоговым занятием и итоговым тестированием, другими практическими занятиями и лекциями. Нервные волокна и окончания рассматриваются как элементы мик-роокружения для органов чувств (сетчатка, кожа, волос, вкусовые луковицы, орган обоняния и др.) в соответствующих разделах частного курса «Органы чувств» и спецкурса «Глаз». Связь со смежными дисциплинами или другими темами своей дисциплины в основном имеет место в III семестре (анатомией, физиологией, частным курсом гистологии). Прослеживается непосредственная связь с клиническими дисциплинами: неврологией (изучаются общие признаки повреждения и особенности пластичности нервной ткани в центральном и периферическом отделах нервной системы, в частности через изучение мор-фофункциональной характеристики нервных волокон и окончаний, синаптогенеза, основных этапов дегенерации и регенерации нервного волокна, пластичности синапсов дендритного дерева), нейрохирургией (необратимые повреждения нервных структур), травматологией (травмы головного и спинного мозга, периферических органов), терапевтов (повреждения нервов при инфекциях, интоксикациях, как сопутствующие патологии при инфаркте, сердечной недостаточности, тромбоэмболиях и др.), в реаниматологии.
2. Методические указания по вводной части Преподаватель объявляет тему занятия, напоминает порядок проведения занятия, подчёркивает важность изучаемой темы для будущего врача. Учебно-воспитательные цели: изучить безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, их строение, функционирование, объединение в нервы, усвоение общих принципов дегенерации и регенерации нервных волокон. Изучить строение, функционирование, пластичность и патоморфологию нервных окончаний и синапсов. У студентов сформировать представление об особенностях восстановления и пластичности нервных структур при нормальном функционировании, возрастных изменениях и при повреждении центрального и периферического отделов нервной системы. На занятии подлежат отработке основные положения теоретического блока, а также практические навыки идентификации и «чтения» изучаемых структур на гистологических препаратах, таблицах, их зарисовка в альбом, использование полученных знаний при решении ситуационных задач.
3. Методические указания по проверке подготовленности обучаемых к занятию. Формы контроля: тотальный опрос студентов у доски с таблицами и фотографиями при устном разборе материала, написание программированного контроля, проверка рисунков и лекций. Методы контроля: 5-балльная оценка, рейтинговая система. Цель контроля – определить уровень знаний, понимания и усвоения материала, стимулировать активность образовательной и познавательной деятельности. Функции: прямая и обратная взаимосвязи с обучаемыми, стимулирующая.
4. Методические указания по отработке учебных вопросов Приёмы, которые применяет преподаватель в ходе теоретического разбора материала: вопросы, помощь в формулировании ответа на поставленный вопрос, исправления, дополнения и пояснения после выслушивания ответа на вопрос, дискуссия. Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя: устное описание демонстрируемых микропрепаратов, фотографий, объяснение неточностей, допущенных студентами при выполнении рисунков в альбоме.
5. Методические указания по проведению заключительной части занятия В заключительной части занятия преподаватель анализирует работу каждого студента, подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию, объявляет оценки, отвечает на вопросы, даёт задание на самостоятельную подготовку, объявляет об окончании занятия.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Препараты: 1. Безмиелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Окраска гематоксилином и эозином. 2. Миелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Импрегнация осмиевой кислотой. 3. Повреждение нервных волокон. Импрегнация нитратом серебра. (демонстрационный препарат). 4. Нерв в поперечном разрезе. Импрегнация осмиевой кислотой. 5. Нерв в поперечном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином (демонстрационный препарат). 6. Нервно-мышечное соединение. Импрегнация нитратом серебра. 7. Кожа пальца человека. Инкапсулированные нервные окончания. Окраска гематоксилином и эозином.
Таблицы: «Развитие тканевых элементов нервной системы» №175, «Строение нервных волокон» №181, «Схема ультрамикроскопического строения миелинового и безмиелинового волокон» №182, «Поперечный разрез нерва» №183, «Классификация синапсов» №184, «Моторная бляшка» №186, «Нервные окончания. Эффекторы» №187, «Ультрамикроскопи-ческое строение и класссификация синапсов» №190, «Нейроглия и нервные окончания» №192, «Изменения после перерезки нервного волокна» №193. Рисунки (образцы): «Миелиновые нервные волокна. Окраска осмиевой кислотой», «Безмиелиновые нервные волокна. Окраска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрегнация АgNO3», «Поперечный разрез нерва. Окраска осмиевой кислотой», «Нервные окончания», «Изменения синаптоархитектоники при ишемических состояниях ткани мозга (схема)», «Схема строения нервно-мышечного веретена», «Различные варианты образования ассиметричных синапсов (схема)», «Схема стадий дегенерации нервного волокна периферического отрезка седалищного нерва (по О.В.Александровской)», «Изменения после перерезки нервного волокна» №193. Микрофотографии: «Дегенерирующий нерв в продольном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрегнация». Электронограммы: «Деструктивные изменения синапсов после асфиксии мозга. Кора большого мозга, слой I», «Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Окраска оксидом осмия», «Безмиелиновые нервные волокна кабельного типа», «Простой перфорированный аксо-шипиковый синапс из коры больших полушарий. Пластичность синапсов. Период реорганизации после ишемии». Программированный контроль. Итоговое: диагностика препаратов, компьютерное тестирование, теорети-ческое собеседование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|