Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец выполнения практического задания




    1. Функциональный стиль текста - научный, подстиль - учебно-научный.

Цель текста - сообщение объективной информации об истории создания новой механики. Форма речи - письменная, вид речи - монолог.

Стилеобразующие признаки: отвлечённость, обобщённость; точность, логичность; нейтральный тон речи.

В тексте говорится об общих законах природы. Фактическая точность обеспечивается ссылкой на "опытные данные", указанием на время - "в конце XIX в."

Языковая точность прежде всего проявляется в использовании терминов.

Специфические языковые средства.

Нейтральная лексика (в конце, оказалось и т.п.) сочетается с книжной (выводы классической механики и т.п.)

В тексте присутствует лексика общенаучного употребления: выводы, опытные данные, изучение, законы, объяснение, факты. Налицо термины из области физики: классическая механика, движение быстрых заряженных частиц, ньютоновская механика, предельный случай, малые скорости.

Характерная особенность научного стиля - использование имён прилагательных в терминологической функции. Упоминаются имена учёных-физиков Эйнштейна, Ньютона.

Все слова употреблены в прямом (номинативном) значении. Тексту присущ именной характер: имен (без местоимений) - 29, глаголов - 10. В трёх случаях вместо глаголов употребляются абстрактные отглагольные существительные ср. рода с суффиксом -ений - (изучение, объяснение, движение).

Использование временных глагольных форм показательно для научного стиля. Формы настоящего времени употреблены в значении постоянного времени (противоречат, не подчиняется). Формы прошедшего времени от глаголов совершенного вида выражают значение результата, сохраняющегося в настоящее время (выяснилось, оказалось, удалось). Таким образом, модально-временной план в тексте подчинён выражению временного постоянства научной закономерности.

Приметой научного стиля является также использование разных типов сложных предложений. В тексте три предложения.

1) Сложная синтаксическая конструкция с бессоюзной и подчинительной связью. Придаточные изъяснительные с союзом "что".

Схема:

I компонент II компонент

2) Второе предложение - сложноподчиненное с придаточным определительным.

3)Третье предложение, заключительное, - простое, короткое. Первое и второе предложения довольно обширны. Первое предложение - 29 слов, второе - 27 слов.

Исследователи указывают, что в художественных текстах средний размер предложения в авторском повествовании - 17,2 слова, в научных исследованиях - 28,5 слова. (Д.Э. Розенталь). Следовательно, объём предложений в анализируемом тексте типичен для научного стиля.

Тип текста (способ изложения)

В тексте проявляются характерные особенности рассуждения (одной из его разновидностей). Текст построен по схеме: а) сообщение о научных фактах, б) комментарий, формулирующий научную проблему, в) короткое заключение, содержащее сообщение о решении проблемы.

Структура текста ориентирована на показ логических связей между предметами и явлениями. В первом абзаце содержится причина, во втором абзаце - следствие. Модально-временной план подчёркивает последовательность причины и следствия. Отношения между I и II компонентами в первом предложении - это логические отношения общего и частного. Они выражаются с помощью слов "в частности... оказалось". Чёткости восприятия способствует синтаксический параллелизм в построении компонентов: выяснилось, что..., оказалось, что...

Тема текста - необходимость создания новой механики.

Межфразовые средства связи.

1) Поскольку речь идёт о закономерностях движения в природе, единству текста способствует тематически объединённая лексика:

механика, движение, скорости.

2) Лексические повторы: некоторые опытные данные, механики - механику.

3) Синонимы: классическая механика - ньютоновская механика, опытные данные - факты, выводы -законы.

4) Антонимы: классическая механика - новая механика.

5) Указательные местоимения: этих, эти, это.

6) Связь между вторым и третьим предложением выражается с помощью синтаксического параллелизма. Главная предикативная часть во втором предложении (... необходимо было создать новую механику.) и третье предложение (Это и удалось сделать.,.) - односоставные безличные предложения с модальным значением. Параллелизм подчеркнут в третьем предложении усилительной частицей “и” и тем, что в составе сказуемых присутствуют переходные глаголы (соз дать новую механику - сд елат ь это).

    1. балов а ть, кварт а л, нач а ть, з а нял, обесп е чение, новорожд е нный, повтор и м, звон и т, крас и вее, п е на.
    2. Абонемент, баррикада, гостеприимный, диапазон, во всеоружии непрошеный, по очереди, крепко-накрепко, встреча с пятью тысячами пятьюстами семьюдесятью четырьмя бойцами.
    3. Второе обвинение было обосновано слабее. Поезжай скорее!
    4. Ошибка - смещение синтаксической конструкции.

Правильно: Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге.

  Начальнику отдела доставки почтового отделения №108 г. Н. Новгорода Мельниковой А.Н. Петрова Бориса Ивановича, проживающего по адресу: г. Нижний Новгород, 1-й Стрелецкий переулок, дом 3, кв. 119,
    1. ЗАЯВЛЕНИЕ
    2. Прошу сохранить за мной аренду абонентного ящика №28 на 2-е полугодие 1999 года.
10.06.99 подпись

 

Образец анализа текста

Художественной литературы

Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой.1 Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.2 Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.3 “Суда в пристани есть, - подумал я: - завтра отправлюсь в Геленджик”.4

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Тамань.

Функциональный стиль текста - стиль художественной литературы. Подстиль - художественная проза. Основная функция стиля художественной литературы - эстетическая, образное воспроизведение действительности, второй реальности. Эта функция связана и с другими функциями - сообщения и воздействия.

Стилеобразующие моменты

Воссоздавая картину природы, автор воздействует на чувства читателя. Текст не только несет логическую информацию, но и рождает зрительные впечатления. Образ лунной ночи возникает и усложняется постепенно, получая завершение в зрительной перспективе: “... черные снасти... неподвижно рисовались на бледной черте небосклона”. Знаменательно само использование глагола “рисовались” и существительного “черта”.

Подобно тому как художник передает на картине эффект света и тени, так и Лермонтов использует слова с соответствующим лексическим значением: полный месяц светил на белые стены..., темно-синие волны..., луна тихо смотрела..., мог различить при свете ее..., че рны е снасти..., на бле дной черте небосклона. Качественные прилагательные со значением цвета являются для писателя своеобразными красками.

Писатель обращается не только к зрительным, но и к звуковым впечатлениям, делая тем самым пейзаж динамичным, “живым”: с беспрерывным ропотом плескались волны, луна тихо смотрела на беспокойную... стихию.

К стилеобразующим моментам следует отнести также использование конкретных деталей, помогающих создать яркий осязаемый образ. Эти детали обозначены с помощью определений, выраженных относительным прилагательным и существительным со значением материала: камышовая крыша, ограда из булыжника; суффикса с уменьшительно-пренебрежительным значением: лачужка; творительного падежа с определительным значением: берег обрывом спускался к морю.

Стилеобразующим фактором в художественной литературе является образ автора. В повести “Тамань” повествование ведется от лица Печорина. Поэтому текст передает его отношение к изображаемому (субъективная модальность). Печорин проявляет себя здесь как человек, тонко чувствующий природу и любящий ее. В поэтическом пейзаже подчеркнута гармония природных начал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...