Диатонические лады с меньшим количеством ступеней
Из этих диатонических ладов наибольшую роль в народной и профессиональной музыке играют пятиступенные лады, относящиеся к области пентатоники. Пентатонику можно себе представить как диатонический звукоряд, в котором отсутствуют полутоновые и тритоновые соотношения ступеней. Например: 151 Пентатоника относится к разряду так называемых ангемитонных, то есть бесполутоновых ладов. Приведенные звукоряды можно сравнить соответственно с натуральным (ионийским) до мажором, где отсутствуют звуки фа и си, образующие между собой тритон и находящиеся в полутоновом сопряжении с одной из соседних ступеней, и натуральным (эолийским) до минором, в котором отсутствуют звуки ре и ля-бемоль, также образующие между собой тритон и прлутоновое соотношение с одной из соседних ступеней лада. Как и в полных диатонических звукорядах, звуки пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам (или квартам). Подобно семиступенным диатоническим ладам, и в данном случае тоновая величина терции, построенной от I ступени, придает пентатонике мажорную или минорную окраску. Однако практически, благодаря отсутствию в звукоряде остро звучащих полутоновых сопряжений между ступенями и тритонов, устоем (постоянным или временным) может оказаться любой из звуков пентатоники. Это обстоятельство способствует образованию некоторых промежуточных видов пентатонного звукоряда, не обладающих четко выраженным ладовым наклонением. Например: Мажорная пентатоника промежуточные виды Минорная пентатоника Пентатонику можно обнаружить в древнейших образцах фольклора самых различных народов. Характерны эти лады и для современной музыки народностей, населяющих Среднее Поволжье — татар, башкиров, чувашей, марийцев; распространена пентатоника и в некоторых странах Востока — например во Вьетнаме, Китае.
Татарская народная песня
Пентатоника в русской народной песне встречается относительно редко, главным образом в старинных образцах. Наиболее своеобразны я типичны так называемые три хорды, представляющие собой трехзвучные попевки, образованные малой терцией и большой секундой в объеме чистой кварты: 154 и т.п. В приведенном ниже примере отмечены трихордные попевки: Русская народная песня «Не было ветру»
Другие неполные диатонические ладовые образования могут включать в себя еще меньшее число звуков. Так, например, звукоряд лада русской народной песни «Идет коза рогатая» состоит всего из трех звуков: 156 В этом примере ладовая основа ограничена тоникой, III и IV ступенями. Ладовый звукоряд следующей песни тоже ограничен тремя ступенями — тоникой, II и III: Русская песня «Ходит зайка серенький»
Очень характерен для народной песни ладовый звукоряд, представляющий собой заполненный диапазон большой или малой терции с добавленной квартой снизу: 158 Русская народная песня «А и густо на березе листье»
Такие неполные диатонические звукоряды, очевидно, предшествовали более полным, в том числе семиступенным. В них не всегда можно найти важнейший признак диатоники — кварто-квинтовую координацию тонов. Однако любые малоступенные ладовые образования являются диатоническими, если в их состав входят только диатонические интервалы.
Переменные лады Переменными называются лады с изменяющейся тоникой в пределах одного звукоряда или с изменяющимся звукорядом при единой тонике:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|