Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологические идеи А. Мейе и его последователей




Французская социологическая школа

(Антуан Мейе)

Реферат

по дисциплине:

«История лингвистических учений»

 

Выполнила студентка

5 курса, 07502 группы

Кутырева А.И.

 

Преподаватель:

канд. филол. наук,

доц. М. Н. Барабина

 

Самара, 2012

Содержание

Французская социологическая лингвистическая школа А. Мейе  
Краткая биография Антуана Мейе  
Социологические идеи А. Мейе и его последователей  
Другие представители французской социологической школы  
Решение А. Мейе основных лингвистических проблем  
Понимание сущности языка  
Понимание развития языка, законов этого развития, движения языка во времени  
Понимание задач лингвистической науки у А. Мейе  
Антуан Мейе о разграничении слова и понятия  
Антуан Мейе как компаративист  
Вывод  
Список использованной литературы  

Французская социологическая лингвистическая школа А. Мейе

Имя Антуана Мейе обычно связывают с французской социологической школой в языкознании.

Социологическое языкознание в целом представляет собой совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык прежде всего как средство общения людей, связанное с их общественным статусом, сферой занятий, образованием и т.п., и лишь затем как орудие мышления и как способ выявления эмоций.

Социологическое языкознание:

1. Выдвигает на первый план коммуникативную функцию языка наряду с признанием его системности и знаковой природы его единиц.

2. Учитывает результаты исследований в области социальной психологии, социологии и философии, структурной антропологии.

3. Проявляет внимание к проблеме этногенеза, к исследованию территориальных диалектов как свидетельств исторического развития общества и социальных диалектов как отражения классового и профессионального расслоения общества, к взаимосвязям диалектов с национальным языком.

4. Способствовало развитию диалектологии и лингвистической географии. В его русле ведутся исследования истории языков и диалектов, соотношения языка и культуры, языковых и социальных структур.

5. Связано со становлением в тот же исторический период структурной антропологии, изучающей соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза (Люсьен Леви-Брюль, Бронислав Каспер Малиновский, Клод Леви-Строс).

6. Ряд положений, выдвигаемых социологическим направлением языкознания, соотносимы с идеями философии языка (Людвиг Витгенштейн, 1889--1951; Джон Л. Остин, 1911--1960).

Обращение к социологизму было реакцией на натурализм А. Шлейхера, индивидуалистический психологизм младограмматиков и эстетизм представителей идеалистической неофилологии К. Фосслера[1].

Оформляется социологическое направление на рубеже 19--20 в. с опорой на представления Джона Локка, Джамбаттисты Вико, Дени Дидро, Жан Жака Руссо, М.В. Ломоносова, В. фон Гумбольдта, Х. Штайнталя, В. Вундта, Мориса Бреаля, Эмиля Дюркгейма, на идеи основоположников марксистской философии о социальной природе языка, в частности, на работу марксиста Поля Лафарга (1842--1911) о влиянии революции на французский язык.

Складывается социологическое направление в ряде стран: во Франции (французская социологическая школа), Швейцарии (Женевская школа), США (У.И. Уитни, Э. Сепир, этнолингвистика и антропологическая лингвистика), СССР (Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Е.Д. Поливанов, Виктор Максимович Жирмунский, 1891--1971; Борис Александрович Ларин, 1893--1964; Николай Яковлевич Марр, 1864 или 1865--1934; следовавшие за ним представители "нового учения о языке": Розалия Осиповна Шор, 1894--1939; Николай Сергеевич Чемоданов, 1903--1989). В ряде позиций к социологическому направлению близки учёные Норвегии (Альф Соммерфельт, 1892--1965), Великобритании (Джон Руперт ФЈрс, 1890--1960; созданная им Лондонская школа), представители Пражской лингвистической школы, немецкого неогумбольдтианства.

 

Французскую школу в социологическом языкознании возглавил Антуан Мейе, специалист по общему и сравнительно-историческому индоевропейскому языкознанию; автор исследований почти по всем древним и новым индоевропейским языкам (в том числе по латинскому, армянскому, тохарскому, славянским и германским языкам), имеющий в списке опубликованных трудов 24 книги (некоторые из них переведены на русский язык) и 540 статей.

 

Краткая биография Антуана Мейе

Антуан Мейе (Меillеt, Antoine) (1866–1936), французский лингвист. Родился 11 ноября 1866 года в Мулене. Учился в Клермон-Ферране, затем в Париже; с 1885 года был студентом Сорбонны, посещал курсы М. Бреаля в Коллеж де Франс и Ф. де Соссюра в Практической школе высших исследований. В 1891 г. был на Кавказе, где изучал армянский язык и древние армянские манускрипты. По возвращении занял место переехавшего в Женеву Фердинанда де Соссюра. С 1906 г. Мейе получил кафедру сравнительно-исторического и общего языкознания в Коллеж де Франс, ранее возглавлявшуюся М. Бреалем. В этих двух учебных заведениях Мейе преподавал до 1932 г. Кроме сравнительно-исторического языкознания А. Мейе читал также курсы древнеперсидского и армянского языков. С 1906 г.– был непременным секретарем Парижского лингвистического общества. В 1906 г. был избран иностранным членом-корреспондентом Российской Академии наук. Умер Мейе в Шатомейане 21 сентября 1936 г [2].

Социологические идеи А. Мейе и его последователей

Антуану Мейе принадлежит капитальная разработка проблемы принципов и методов сравнительного исследования в историческом языкознании. Он потребовал коренного совершенствования сравнительно-исторического метода, объявив сравнительно-историческое исследование не целью, а методом [3]. Он скептически относился к возможности реконструировать праязык, предложив ограничиться установлением совокупности соответствий между засвидетельствованными языками как собственно индоевропейского языка. В своих исследованиях А. Мейе предпочитал наблюдения над современными условиями речевой деятельности, дающие доступ ко всей совокупности необходимых фактов.

А. Мейе обращатеся к философской базе О. Конта, Э. Дюркгейма, Б. Кроче. Для него ошибочно обращение к психологии при трактовке исторических изменений в языке. Он предпринимает попытки найти социологическое истолкование большинству языковых явлений, сводя причины языковых изменений только к изменениям в обществе, пользующимся этим языком, и понимая нацию как "волю к единству "[4].

А. Мейе выдвигает тезис о социальной дробности языка и приписывает каждой социальной группе специфические интеллектуальные способности. Семантические изменения слов объясняются их переходом из более широкой социальной группы в более узкую или наоборот. Заимствования из языка в язык или из диалекта в диалект признаются одним из существенных факторов языкового развития. Подчёркивается роль смешения языков в их эволюции. Дифференциация языков объясняется расселением народов, а унификация (интеграция) - завоеваниями.

А. Мейе стремится видеть социальную обусловленность также и в звуковых изменениях, осуществляющихся лишь в случае соответствия системе языка и общим тенденциям развития, предполагающим лучшее удовлетворение потребностей данного общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...