Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы деятельности человека оператора

Характеристики и этапы деятельности оператора СЧМ

Независимо от степени автоматизации СЧМ, чело­век остается главным звеном этой системы. Именно он ставит цели перед системой, пла­нирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологичес­кого анализа и изучения СЧМ. Деятельность операто­ра имеет ряд особенностей, определяемых следующи­ми тенденциями развития современного производства [1]:

1. С развитием техники увеличивается число объек­тов (и их параметров), которыми необходимо уп­равлять. Это усложняет и повышает роль опера­ций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными про­цессами.

2. Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объек­тов, о динамике их состояния он судит не по дан­ным непосредственного наблюдения, а на основа­нии восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производ­ственные объекты. Осуществляя дистанционное уп­равление, человек получает необходимую информа­цию в закодированном виде (т. е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость декодиро­вания и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.

3. Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быс­троте принятия решений в осуществлении управ­ленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выпол­нении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек – машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными уве­личениями нагрузки на нервно-психическую дея­тельность человека, в связи с чем основным критерием становится не физи­ческая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.

4.  В условиях современного производства изменяют­ся условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только про­является в общем уменьшении количества мышеч­ной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда опера­тор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении при­боров и индикаторов. И если эти устройства спро­ектированы без учета психофизиологических осо­бенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно называют «конфликтом» челове­ка с приборами.

5.  Повышение степени автоматизации производ­ственных процессов требует от оператора высо­кой готовности к экстренным действиям. При нор­мальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотон­ной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в те­чение короткого промежутка времени перерабо­тать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и ин­теллектуальных перегрузок.

Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профес­сиональной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управле­нием по приборам.

Деятельность оператора в системе «человек – ма­шина» может носить самый разнообразный характер. Наиболее полно основные этапы деятельности оператора описаны Б.А. Душковым [1]. Обобщить описание удобно в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Этапы деятельности человека оператора

Этапы Содержание этапа Выполняемые действия Влияющие факторы
Прием ин­формации Формирование перцептивного (чувственного) образа ü обнаружение – выделяется объект из фона ü различение – раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, либо выделение деталей ü опознание – выделение и классификация существен­ных признаков объекта ü сложность восприни­маемого сигнала ü вид и количество индикато­ров ü организация ин­формационного поля, размеры изображений, их светотехнические характеристики.
Оценка и переработка информации Выстраивание образа информации посредством операций мышления ü сопоставление заданных и текущих параметров (режи­мов) СЧМ ü анализ и обобщение инфор­мации   СДЕЛАТЬ КАК 1 ü способы кодирования ü степень сложности ин­формационной модели ü объем отображения ü динамика смены ин­формации
Принятие решения Формирование последо­вательности целесообраз­ных, действий для достиже­ния целина основе пре­образования исходных дан­ных ü поиск, выделение, класси­фикация и обобщение ин­формации о проблемной ситуации ü построение текущих образов с рядом оперативных кон­цептуальных моделей ü сопоставление текущих об­разов с рядом эталонов и оценка сходства между ними ü коррекция моделей ü выбор эталонной гипотезы или построение ее ü принятие принципа и про­граммы действий ü тип решаемой задачи, число и сложность про­веряемых логических условий ü сложность ал­горитма и количество возможных вариантов решения
Реализа­ция при­нятого ре­шения Использование выходных «каналов» че­ловека: двига­тельного (мо­торного) или речевого ü перекодирование принятого решения в машинный код ü поиск нужного органа управ­ления ü движение руки к органу управления и манипуляция с ним ü число и тип органов управления (ОУ) и его характеристики (раз­мер, форма и т.п.) ü со­вместимость двига­тельных операций ü компоновка рабочего места ü характеристики окружающей среды ü индивидуальные харак­теристики операторов

 

Охарактеризуем подробнее каждый этап.

1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объек­тах управления и тех свойствах окружающей сре­ды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие дей­ствия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора склады­вается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.

2. Оценка и переработка информации. На этом эта­пе производится сопоставление заданных и теку­щих (реальных) режимов работы СЧМ, производит­ся анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и сроч­ности определяется очерёдность обработки инфор­мации. Качество выполнения этого этапа во мно­гом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее де­кодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание ин­формации, извлечение ее из памяти, декодирова­ние и т. п.

3. Принятие решения. Решение о необходимых дей­ствиях принимается на основе проведенного ана­лиза и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т. д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.

4. Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных дей­ствий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являют­­­­­ся: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.).

На каждом из этих этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации инфор­мационного поля, психофизических характеристик предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).

На оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответ­ствие ее возможностям памяти и мышления оператора.

Эффективность принятия решения определяется следующими факторами: типом решаемой задачи, чис­лом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и количеством возможных ва­риантов решения.

Выполнение управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размеще­ния, а также от большой группы характеристик, опреде­ляющих степень удобства работы с отдельными органа­ми управления (размер, форма, сила сопротивления и т. д.).

Первые два этапа в совокупности называют иног­да получением информации, последние два этапа ее реализацией (обслуживанием). Получение информации включает в себя два уровня. На первом из них проис­ходит восприятие оператором информационной моде­ли, т. е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале прибора, комбинация знаков на экране элект­ронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т. п.). После этого на втором уровне осуществляется декоди­рование воспринятых сигналов и формирование опе­ратором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса. Это дает возможность операто­­­­­­­­ру соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т. е. правильно реализовать (обслужить) по­лученную информацию.

В зависимости от возможностей реализации ин­формации различают деятельность оператора с немед­ленным и отсроченным обслуживанием (рис. 1).

Рис. 1. Структурные схемы деятельности с немедленным и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...