Проектирование средств отображения и ввода информации и рабочее место оператора
Для восприятия и обобщения информации оператору необходимы технические устройства, называемые средствами отображения информации. Различают в зависимости от органов восприятия визуальные, слуховые, тактильные и другие средства отображения. Наибольшую роль и нагрузку в деятельности несут визуальные средства отображения, к которым относятся дисплеи. Различают механические дисплеи – цифровые счётчики, дисплеи с неподвижной шкалой и движущейся стрелкой и картинные дисплеи – видеодисплеи, голографические дисплеи, как цветные, так и чёрно-белого изображения. Важную роль при их проектировании играют вид предъявляемой информации, методы и формы кодирования и пространственного расположения. При построении кодовых знаков учитывают следующие требования [4]: ü при построении алфавитов знаков необходима чёткая и последовательная классификация символов внутри алфавита; ü основной классификационный признак объекта кодируется контуром знака, который должен представлять собой замкнутую фигуру; ü знак должен иметь не только контур, но и дополнительные детали; ü дополнительные детали не должны пересекать или искажать основной символ; ü предпочтительно использовать симметричные символы, поскольку они легче усваиваются и более прочно сохраняются в оперативной и долговременной памяти; ü предпочтительно использовать «натуральные» взаимоотношения между параметрами сигнала и кодируемыми характеристиками объекта, определённую «картинность». При цветовом кодировании необходимо учитывать эмоциональную значимость цвета, что часто применяют при передаче сигналов об опасности. Так, по международному стандарту сигналами опасности являются тёплые тона, безопасности – холодные. Степень опасности обозначается разным цветом. Красный – требование остановки действий, оранжевый – предупреждение о серьёзной опасности, жёлтый – «Внимание! Осторожно!», зелёный – отсутствие опасности, голубой – предупреждение, чтобы оператор не начинал действия. Кроме того, мигающий красный цвет обозначает ситуацию, требующую немедленных действий.
Цветовой код может быть полезен в случаях: ü если дисплей не разграфлён; ü высока плотность символов; ü оператор вынужден отыскивать информацию в большом массиве данных. Цветом лучше кодировать целые слова или фон, чем символы или отдельные знаки. Поскольку периферия сетчатки глаза не чувствительна к зелёному и красному цветам, их не следует применять на краях дисплея. Жёлтый и синий – хорошие периферийные цвета, хотя синий не следует использовать для знаков и тонких линий. Пары дополнительных цветов, например, красный – зелёный и жёлтый – синий представляют собой хорошие комбинации для цветного дисплея. Для мелких деталей изображения не следует применять насыщенный синий цвет. Синий цвет хорошо использовать для фона. Улучшению восприятия зрительной информации способствуют следующие свойства и способы её организации [4]: ü заметность – сообщение должно привлекать внимание и располагаться в зоне наблюдения оператора. На внимание влияют заметность, новизна и релевантность (полезность) знака; ü выделение – наиболее важные слова могут быть подчёркнуты, усилены путём увеличенного размера или штриховки; ü чёткость – может быть усилена при увеличении контраста знаков по отношению к фону, введении шрифта с хорошей разборчивостью; ü вразумительность – необходимо дать ясно понять, в чём состоит опасность и что может произойти, если предупреждение будет проигнорировано. Сообщения должны быть предельно краткими, в форме точной инструкции к действию;
ü видимость – знаки должны быть видимыми при любых условиях рабочего освещения; ü стандартность – целесообразно применять стандартные слова и символы. Большую роль при восприятии текстовой информации на дисплее играет рисунок шрифта букв и цифр. Отношение толщины штриха к высоте букв должно быть от 1:6 до 1:8 для чёрных букв на белом фоне и от 1:8 до 1:10 для белых букв на чёрном фоне. Высота букв и цифр зависит от расстояния наблюдения, окружающего освещения и важности сообщения. Например, при расстоянии 35 см рекомендуемая высота букв составляет 2,3 мм для малозначимой и 4,3 мм для важной информации. Зрительная информация должна располагаться в зоне прямого видения, причём главная информация – в центре, а второстепенная и справочная – на периферии. Большинство конструктивных признаков, обеспечивающих эффективную работу зрительного канала восприятия информации, изложено в справочных руководствах и эргономических стандартах, которых следует придерживаться как основы для правильного инженерно-психологического проектирования. Слуховые средства предъявления информации используются наряду со зрительными средствами в случаях [3]: ü если сообщение простое; ü сообщение краткое; ü к сообщению не требуется возвращаться в дальнейшем; ü сообщение отображает события, распределённые во времени; ü сообщение призывает к немедленному действию; ü зрительная система оператора перегружена; ü работа оператора требует частых перемещений в рабочем пространстве. При выборе предупреждающих звуковых сигналов необходимо учитывать [4]: ü высоту сигнала, которую следует выбирать из диапазона 150-1000 Гц; ü сигналы должны иметь гармонические частотные компоненты; ü сигналы должны иметь не менее четырёх выраженных частотных компонент, что снижает риск маскировки другими сигналами; ü целесообразно введение модуляции основной частоты: это привлекает внимание оператора. Необходимо предупредить резкое нарастание сигнала, так как это воспринимается как удар, сопровождаясь звуковым шоком. В сигнале не должно быть дребезга и звона. Во многих случаях для привлечения внимания и пространственной ориентации взора оператора используется бинауральный эффект, который лучше проявляется на средних и высоких частотах звукового диапазона.
При использовании голосовых сообщений важны разборчивость и семантика речи. Различают системы с естественной и синтезируемой речью. Особенности восприятия второй зависят от типа синтезирующего устройства. Речевое сообщение предпочтительнее использовать для сообщений о нарушении нормальных условий, а сигналы – при аварийных и критических ситуациях. Тактильные средства предъявления информации используются редко. Известны случаи их применения в качестве дополнительных каналов и при работе людей со зрительными и слуховыми нарушениями. Часто используют тактильное кодирование формой органов управления, которые можно различить на ощупь. При выборе тактильных систем возникают вопросы, связанные с количеством стимулируемых участков кожи, диапазоном вибрационных частот, количеством интенсивности и вида воздействия. Размещение органов управления и средств отображения информации на рабочем месте оператора в значительной мере определяет эффективность его деятельности. Отметим наиболее важные критерии, которые нужно учитывать при организации рабочего пространства [3]: ü размеры моторного пространства; ü двигательно-физиологические предельные условия (требования к точности, скорости, силе, вращающему моменту и т.д.); ü условия взаимодействия; ü частота и значимость входной информации; ü возможности зрительной и слуховой обратной связи; ü алгоритм управления (последовательность действий); ü пространственная совместимость с технической системой или дисплеями; ü гарантия против случайных действий; ü выполнение действий сидя или стоя. Учитывается пол оператора, так как физические и психофизиологические возможности мужчин и женщин не одинаковы. При большом количестве приборов на панелях управления используют методы группировки, учитывая при этом частоту обращения к тем или иным приборам во время выполнения рабочего алгоритма. Часто используемые органы управления и индикации следует помещать в центральной зоне, редко – на периферии. В центральной зоне также располагают аварийные средства отображения и управления, обеспечить пространственное и функциональное соответствие между органами управления и дисплеями. Необходимо выдерживать дистанцию между определёнными типами органов управления и индикации для уменьшения явлений интерференции и перепутывания.
Динамические характеристики органов управления должны соответствовать скоростным характеристикам человека. СЧМ должна препятствовать возникновению случайных режимов работы с органами управления и индикации, ведущих к аварийным режимам. Реализуется так называемая защита от «дурака». Цветовое и эргономическое решения рабочего места не должны приводить к утомлению оператора, состояниям монотонии, гипнотическим фазам. Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте особенности операторского труда на современном этапе. 2. Назовите основные этапы деятельности оператора. Опишите выполняемые действия и факторы, влияющие на их выполнение. 3. В чем существенное различие деятельности оператора с немедленным и отсроченным обслуживанием? 4. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на эффективность деятельности оператора? Какие условия относятся к каждой из групп? 5. Объясните своими словами основной смысл закона Йеркса-Додсона. 6. На какие группы делятся виды функциональных состояний оператора? Какие признаки характерны для каждого вида функциональных состояний? 7. Назовите требования, которые учитываются при построении кодовых знаков. 8. Перечислите наиболее важные критерии, которые необходимо учитывать при организации рабочего пространства. 9. Каким требованиям должны соответствовать: ü зрительные средства предъявления информации; ü слуховые средства предъявления информации; ü тактильные средства предъявления информации. Литература: 1. Душков Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Высшая школа, 2002. – 390 с. 2. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. 3. Никитина Е.В. Психология труда и инженерная психология. – М.: СГУ, 2001. – 60 с. 4. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 176 с. 5. Хаккер В. Психология труда и инженерная психология: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой ддеятельности / Пер, с нем. В. К. Гайды, И. А. Гайды. Под ред. В.Ф. Венды, А.А. Крылова. – М.: Машиностроение, 1985. – 376 с.
6. http://yandex.ru 7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
[1] Коэффициент рабочей установки – отношение среднего значения времени реакции ко времени реакции в данный момент работы [1]. [2] α-ритм – ритм электроэнцефалограммы в полосе частот от 8 до 14 Гц [7]. [3] υ-ритм – ритм электроэнцефалограммы в полосе частот от 30 до 170 Гц [7].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|