Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития психологии труда в России

Временной период, особенности Направления исследований
Вторая половина Х IХ – начало ХХ вв. - И.М. Сеченов[14] проводит исследования на стыке физиологии и психологии труда; - В.М. Бехтерев[15] рассматривает проблемы деятельности и действий, психологических состояний в труде, личности и мотивации
1900 – 1917 гг. - рост несчастных случаев на производстве обостряет проблему соответствия человека и его работы; - повышение уровня технического оснащения обостряет вопросы профессиональной подготовки; - рост численности коллективов рождает потребность управления производством Накопление научного опыта: - исследования и разработка диагностических методик (ун-ты Тарту, Симферополя, Военно- медицинская академия С.-Пб.); - И.П. Павлов[16] приступил к исследованию высшей нервной деятельности (ВНД); - на ряде предприятий применяется система Тейлора; - впервые предложен термин «техника безопасности труда»[17]
1917 – 1936гг. Расцвет и укрепление психотехнического направления в России: Руководители Советской России предоставили большие возможности для развития науки, соответствующей «гегемонии пролетариата» Выдающиеся советские психотехники: А.А. Богданов[18] И.Н. Шпильрейн[19] С.Г. Геллерштейн[20] Г.И. Челпанов[21] В.В. Чебышева Н.А. Бернштейн[22] С.Г. Струмилин Б.М. Теплов[23] А.К. Гастев[24]   - И.Н. Шпильрейн сформулировал задачу: «На основе марксистско-ленинской теории создать систему советской психологической науки» - с 20 по 27.01. 1921 г. по инициативе В.М. Бехтерева созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ) и производства; - под руководством А.К. Гастева в Москве создан Центральный институт труда, где исследовались проблемы организации трудовых движений, методов профессионального обучения; - создание институтов труда в других городах: Институт труда (Таганрог), Институт производительности труда (Иваново-Вознесенск), Институт НОТ (Казань) - создание институтов: охраны труда, профессиональных болезней; - открытие психотехнических лабораторий; - участие отечественных исследователей в международных и внутрироссийских конференциях, съездах, семинарах; - с 1927 по 1936 гг. издано более 400 книг и статей по вопросам психотехники, издание журнала «Советская психотехника»
1937 –1960 гг. Процесс индустриализации страны требовал дешевой рабочей силы, поставка которой частично обеспечивалась массовыми репрессиями за счет ужесточения административных мер управления: - с 1932 г. – осуждение на 5-10 лет за нарушения трудовой дисциплины; - с 1940 г. – уголовное наказание за опоздание на работу свыше 20 минут; - при трудоустройстве определяющим показателем было происхождение, а не способности и квалификация - инженеры и ученые выступали с протестами по поводу стахановского движения, сопровождавшегося нарушениями техники безопасности; - 04.06.1936 г. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»[25] остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей и использованием экспериментальных методов в общественных науках; - с 1957 г. психология труда обрела официальный статус (одобрен доклад Е.В. Гурьянова «Состояние и задачи психологии труда») и обозначена как преемница психотехники
1961 – 1990 гг. Перенос внимания на общетеоретические вопросы, в то время как прикладные исследования концентрируются в области инженерной психологии Отечественные исследователи трудовой деятельности: Ю.В. Котелова В.Н. Мясищев К.К. Платонов В.В. Чебышева П.К.Анохин К.М. Гуревич В.П. Зинченко А.Е. Климов Б.Г. Ананьев[26] Б.Ф. Ломов[27] Е.А. Милерян В.Д. Шадриков 60-е годы: - изучение личности работника; - исследование мотивации, организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью; - разработка концепции НОТ 70-е годы: - психофизиологическое направление (изучение функциональных состояний в труде: стресс, утомление, монотония, работоспособность); - инженерно-психологическое направление (изучение и проектирование вопросов «человек-машина»); - эксплуатационное направление (разработка оптимальных режимов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля); - педагогическое направление (Профессиональное обучение, профотбор, система аттестации) 70-90-е годы: - развитие мощных научных и учебных центров психологии труда (МГУ, ЛГУ, ЯрГУ, Институт психологии РАН)

В настоящее время:

В МГУ (на основе идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева) яркие достижения в области психологии труда и инженерной психологии связаны с именами В.П. Зинченко, Е.И. Ивановой, Е.А. Климова, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой, Ю.К. Стрелкова и др.

В Санкт-Петербургском университете (развивают идеи Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова) разработку методологических вопросов в рамках системного и информационного подходов ведут А.А. Крылов, Г.В. Суходольский, А.И. Нафтульев, В.Л. Марищук и др.

Институт психологии РАН осуществляет фундаментальные и прикладные исследования в области психологии труда и инженерной психологии, основоположниками которых были: Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын[28], К.К. Платонов, Ю.М. Забродин, В.Ф. Рубахин.

Начиная с работ В.Д. Шадрикова, посвященных разработке концепции системогенеза профессиональной деятельности, в Ярославском госуниверситете ведутся исследования, охватывающие весь спектр проблем психологии труда:

- обобщающая психологическая концепция профессиональной деятельности (А.В. Карпов);

- проблема профессиональных способностей (Н.П. Анисимова, Л.Ю. Субботина, Л.В. Черемошкина);

- проблема профессионализации субъекта (Ю.П. Поваренков, В.Е. Орел).

Смежные области психологического и междисциплинарного

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...