Этапы развития психологии труда в России
Временной период, особенности
| Направления исследований
|
Вторая половина Х IХ
– начало ХХ вв.
| - И.М. Сеченов[14] проводит исследования на стыке физиологии и психологии труда;
- В.М. Бехтерев[15] рассматривает проблемы деятельности и действий, психологических состояний в труде, личности и мотивации
|
1900 – 1917 гг.
- рост несчастных случаев на производстве обостряет проблему соответствия человека и его работы;
- повышение уровня технического оснащения обостряет вопросы профессиональной подготовки;
- рост численности коллективов рождает потребность управления производством
| Накопление научного опыта:
- исследования и разработка диагностических методик (ун-ты Тарту, Симферополя, Военно- медицинская академия С.-Пб.);
- И.П. Павлов[16] приступил к исследованию высшей нервной деятельности (ВНД);
- на ряде предприятий применяется система Тейлора;
- впервые предложен термин «техника безопасности труда»[17]
|
1917 – 1936гг.
Расцвет и укрепление психотехнического направления
в России:
Руководители Советской России предоставили большие возможности для развития науки, соответствующей «гегемонии пролетариата»
Выдающиеся советские психотехники:
А.А. Богданов[18]
И.Н. Шпильрейн[19]
С.Г. Геллерштейн[20]
Г.И. Челпанов[21]
В.В. Чебышева
Н.А. Бернштейн[22]
С.Г. Струмилин
Б.М. Теплов[23]
А.К. Гастев[24]
| - И.Н. Шпильрейн сформулировал задачу: «На основе марксистско-ленинской теории создать систему советской психологической науки»
- с 20 по 27.01. 1921 г. по инициативе В.М. Бехтерева созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ) и производства;
- под руководством А.К. Гастева в Москве создан Центральный институт труда, где исследовались проблемы организации трудовых движений, методов профессионального обучения;
- создание институтов труда в других городах: Институт труда (Таганрог), Институт производительности труда (Иваново-Вознесенск), Институт НОТ (Казань)
- создание институтов: охраны труда, профессиональных болезней;
- открытие психотехнических лабораторий;
- участие отечественных исследователей в международных и внутрироссийских конференциях, съездах, семинарах;
- с 1927 по 1936 гг. издано более 400 книг и статей по вопросам психотехники, издание журнала «Советская психотехника»
|
1937 –1960 гг.
Процесс индустриализации страны требовал дешевой рабочей силы, поставка которой частично обеспечивалась массовыми репрессиями за счет ужесточения административных мер управления:
- с 1932 г. – осуждение на 5-10 лет за нарушения трудовой дисциплины;
- с 1940 г. – уголовное наказание за опоздание на работу свыше 20 минут;
- при трудоустройстве определяющим показателем было происхождение, а не способности и квалификация
| - инженеры и ученые выступали с протестами по поводу стахановского движения, сопровождавшегося нарушениями техники безопасности;
- 04.06.1936 г. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»[25] остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей и использованием экспериментальных методов в общественных науках;
- с 1957 г. психология труда обрела официальный статус (одобрен доклад Е.В. Гурьянова «Состояние и задачи психологии труда») и обозначена как преемница психотехники
|
1961 – 1990 гг.
Перенос внимания на общетеоретические вопросы, в то время как прикладные исследования концентрируются в области инженерной психологии
Отечественные исследователи трудовой деятельности:
Ю.В. Котелова
В.Н. Мясищев
К.К. Платонов
В.В. Чебышева
П.К.Анохин
К.М. Гуревич
В.П. Зинченко
А.Е. Климов
Б.Г. Ананьев[26]
Б.Ф. Ломов[27]
Е.А. Милерян
В.Д. Шадриков
| 60-е годы:
- изучение личности работника;
- исследование мотивации, организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью;
- разработка концепции НОТ
70-е годы:
- психофизиологическое направление (изучение функциональных состояний в труде: стресс, утомление, монотония, работоспособность);
- инженерно-психологическое направление (изучение и проектирование вопросов «человек-машина»);
- эксплуатационное направление (разработка оптимальных режимов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля);
- педагогическое направление (Профессиональное обучение, профотбор, система аттестации)
70-90-е годы:
- развитие мощных научных и учебных центров психологии труда (МГУ, ЛГУ, ЯрГУ, Институт психологии РАН)
|
В настоящее время:
В МГУ (на основе идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева) яркие достижения в области психологии труда и инженерной психологии связаны с именами В.П. Зинченко, Е.И. Ивановой, Е.А. Климова, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой, Ю.К. Стрелкова и др.
В Санкт-Петербургском университете (развивают идеи Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова) разработку методологических вопросов в рамках системного и информационного подходов ведут А.А. Крылов, Г.В. Суходольский, А.И. Нафтульев, В.Л. Марищук и др.
Институт психологии РАН осуществляет фундаментальные и прикладные исследования в области психологии труда и инженерной психологии, основоположниками которых были: Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын[28], К.К. Платонов, Ю.М. Забродин, В.Ф. Рубахин.
Начиная с работ В.Д. Шадрикова, посвященных разработке концепции системогенеза профессиональной деятельности, в Ярославском госуниверситете ведутся исследования, охватывающие весь спектр проблем психологии труда:
- обобщающая психологическая концепция профессиональной деятельности (А.В. Карпов);
- проблема профессиональных способностей (Н.П. Анисимова, Л.Ю. Субботина, Л.В. Черемошкина);
- проблема профессионализации субъекта (Ю.П. Поваренков, В.Е. Орел).
Смежные области психологического и междисциплинарного
Воспользуйтесь поиском по сайту: