Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование статистического метода при преподавании физики в средней школе




Содержание

 

Введение_____________________________________________________ 3

1 Использование статистического метода при преподавании физики в средней школе______________________________________________________ 5

1.1 Сущность статистического метода__________________________ 5

1.2 Особенности преподавания физики в школе__________________ 9

1.3 Рекомендации по составлению календарно-тематического плана преподавателя____________________________________________ 24

1.4 Особенности применения статистического метода к курсу физики средней школы__________________________________________________ 26

2 Основные положения молекулярно-кинетической теории идеального  газа 33

3 Примерный план урока_____________________________________ 52

Заключение__________________________________________________ 67

Список использованной литературы______________________________ 70

 


Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловливается многими факторами. Прежде всего, использование статистического метода в курсе физики является крайне необходимым, так как совокупность большого числа молекул оказалось возмож­ным исследовать только с помощью математической теории вероятно­стей, которая была разработана для массовых явлений, напри­мер, таких, в которых участвует большое число частиц. С другой стороны, молекулярно-кинетическая теория идеального газа является одной из основных тем в курсе средней школы, причем достаточно сложной для понимания школьника. Именно поэтому методика преподавания данной темы с помощью статистического метода является принципиальной для преподавателя.

В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функцию. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы. Воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.

В своей книге «Формирование естественнонаучного миропонимания школьников» В. Р. Ильченко пишет: «закономерности психического развития детей требуют, чтобы при изучении ими естественнонаучных предметов содержание знаний, их структура, принципы, методы и формы обучения опирались на фундаментальные закономерности природы. Те же закономерности психического развития детей показывают, что естественнонаучное образование является базовым, оно необходимо для направленного развития сознания и не может быть заменено другим».

Александров А.П. пишет, что преподавание физики в современной школе, с одной стороны, должно давать твердые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше. С другой стороны, мы должны давать учащимся правильное представление о физике, как об открытой науке, в которой имеется масса незавершенных и почти не начатых исследований.

Ежова Я.В. и Донской В.И. в своей авторской программе «Физика и здоровье человека» пишут о том, что поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. Выдвигая новые технологии образования, нужно постоянно помнить о требованиях к выпускнику, к его конечным знаниям, обеспечивающим беспроблемное поступления в любой ВУЗ, согласно выбранному направлению в творчестве. Неотъемлемым качеством всякого урока должны быть понятные всем ученикам в классе конечная цель урока и путь ее достижения. Более того, каждый учащийся должен заранее знать, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим следующего. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от направленности и устремленности школьников, но от их познавательной самостоятельности. Для этого всегда на уроке должно быть ясно, что они должны делать, чтобы научиться. Для решения мы строим различные гипотезы; эти гипотезы мы проверяем экспериментально – либо непосредственно, либо косвенно – через вытекающие из них следствия; далее мы находим способы использования изученных явлений. Центральным моментом в процессе научного познания является выдвижение гипотезы. Это захватывающе интересно! Вот почему школьники любят проблемное обучение. Дальнейшее совершенствование всей методики обучения будет зависеть от того, насколько нам удастся расширить возможности для познавательного творчества учащихся.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили учебные пособия, научные статьи по вопросам физики и педагогики, разработки по методологии преподавания современных отечественных и зарубежных авторов.

Целью написания дипломной работы является разработка плана урока по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» для учеников средней школы.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать, в чем заключается статистический метод преподавания физики в курсе средней школы, рассмотреть основные его положения;

2. рассмотреть основные тезисы молекулярно-кинетической теории идеального газа;

3. разработать примерный план урока.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав (в первой проанализирован статистический метод преподавания физики, во второй – рассмотрены основные положения молекулярно-кинетической теории идеального газа, в третьей – разработан примерный план урока по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа»), заключения, списка использованной литературы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке примерной методики преподавания молекулярно-кинетической теории идеального газа с помощью статистического метода в средней школе.

Разработанный план урока представлен преподавателям физики, был в целом одобрен и, с некоторыми доработками, был использован в практической деятельности.


Использование статистического метода при преподавании физики в средней школе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...