Сущность статистического метода
Для описания свойств совокупности большого числа хаотически движущихся молекул предполагается, что каждая молекула движется по законам механики. Однако было бы бесполезно пытаться описать свойства молекулярной системы методами механики. В этом случае для установления связи между макроскопическими свойствами системы и свойствами молекул нам потребовалось бы следить за движением каждой отдельной молекулы. Но в любом макроскопическом теле число N молекул столь велико, что практически методами механики невозможно описать их движение: если бы даже мы и умели написать уравнение движения для каждой молекулы (а этого делать мы не умеем), то при условии, что мы будем писать по уравнению в секунду, лишь для написания N уравнений для N молекул, содержащихся в 1 см3 газа, нам потребовалось бы около 1012 лет. Главное, однако, заключается в том, что система, состоящая из большого числа хаотически движущихся частиц, имеет такие качества (свойства), которых нет у каждой молекулы в отдельности. Система молекул газа, например, характеризуется давлением. Это понятие неприменимо к одной молекуле. В связи с этим для вычисления свойств системы молекул потребовалось найти методы, отличные от методов механики. Совокупность большого числа молекул оказалось возможным исследовать с помощью математической теории вероятностей, которая была разработана для массовых явлений, например, таких, в которых участвует большое число частиц. Метод описания, использующий теорию вероятностей, называют статистическимметодом, а закономерности, выявляемые с помощью этого метода – статистическими закономерностями. Статистические методы описания случайных явлений широко используются в самых различных областях знания: в физике, химии, астрономии, биологии, экономике, языкознании, в вычислительной технике, инженерном деле и др. Мы познакомимся с применением этого метода в молекулярной физике. С начала нам потребуется ввести необходимые понятия.
Важнейшие понятия статистического метода – понятие о случайном событии, вероятности события, статистическом распределении, среднем значении случайной величины[1]. Статистическая физика (статистическая механика) – раздел физики, изучающий свойства макроскопических тел как систем из очень большого числа частиц (молекул, атомов, электронов). В статистической физике применяют статистические методы, основанные на теории вероятностей. Статистическую физику разделяют на статистическую термодинамику, исследующую системы в состояниях статистического равновесия, и кинетику физическую, или неравновесную статистическую термодинамику, изучающую неравновесные процессы. Статистическая физика, основанная на законах квантовой механики, называется квантовой статистикой. Основные задачи статистической физики – вычисление наблюдаемых макроскопических величин, характеризующих систему, на основе закона движения составляющих ее частиц; в случае статистического равновесия – вычисление термодинамических потенциалов (свободной энергии, давления и др.) в зависимости от температуры и др. параметров, в неравновесном случае – получение уравнений, описывающих неравновесные процессы. Статистическая физика – основа теории газов, жидкостей и твердых тел, имеет широкую область применения. Молекулярная физика, раздел физики, изучающий физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения. Из молекулярной физики выделились в самостоятельные разделы физика твердого тела, физическая кинетика, физическая химия и т. д.
Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике в школе служит целям образования и воспитания личности: вооружать учащихся знаниями и умениями, необходимыми для их развития, подготовки к работе и продолжения образования. В задачи обучения физике входит: а) воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении научно-технического прогресса, раскрытия достижений науки и техники и перспектив их развития, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники; б) формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картине мира;хники, атомной энергетики, технологии производства и обработки новых материалов, с применением физических законов в технике и технологии производства; в) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой; г) формирование некоторых экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности; д) развитие познавательного интереса к физике и технике, творческих способностей; формирование осознанных мотивов учения; подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения физике с жизнью. Решение задач образования и развития школьников, подготовки их к труду возможно лишь при условии усвоении ими основ физической науки. На это направлена реализация принципа генерализации учебного материала, такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории. Отсюда вытекает повышение требований к умению учащихся применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся частными фактами. Таким основным материалом для всего курса физики служат законы сохранения (энергии, импульса, электрического заряда); для первой ступени обучения физике — молекулярно-кинетические и электронные представления, понятия массы, плотности, силы, энергии, законы Паскаля и Ома; для механики—идеи относительности движения, законы Ньютона; для молекулярной физики — основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа, первый закон термодинамики; для электродинамики — учение об электромагнитном поле, электронная теория, законы Кулона и Ампера, явление электромагнитной индукции; для квантовой физики — квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение. При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. В содержании школьного курса физики отражены теоретико-познавательные аспекты учебного материала — границы применимости физических теорий и соотношения между теориями различной степени общности, роль опыта в физике как источника знаний и критерия правильности теорий, сведения из истории развития науки. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса, из истории развития науки (молекулярно-кинетической теории, учения о полях, взглядов на природу света и строение вещества).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|