Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные закономерности восприятия цвета. Явления адаптации, последовательного и одновременного контраста




Восприятие цвета зависит не только от действующего на глаз светового потока, но и от свойств глаза. Различия между цветами, определяемые на глаз, могут не соответствовать физической величине различий, отмечаемой приборами. Различия между цветами, констатируемые разными людьми, часто оказываются неодинаковыми. Наконец, задачи, которые стоят перед наблюдателем, влияют на оценку цветов и на работу зрения. Особенности цветовосприятия различных людей фиксируют в пяти направлениях, выделяя следующие функции зрения: 1) чувствительность к различению светлоты; 2) чувствительность к различению цветового тона и насыщенности; 3) остроту зрения; 4) устойчивость ясного видения; 5) скорость зрительного восприятия.

1. Порог различения светлоты - минимальное воспринимаемое глазом различие по светлоте между цветами. Порог и чувствительность величины обратно пропорциональные. Разница в яркостях двух поверхностей оценивается глазом не в тот момент, когда она регистрируется физическими приборами, а когда она достигает 1 % от яркости сравниваемых цветных поверхностей. Закон Вебера - Фехнера говорит, что ощущение яркости возрастает в арифметической прогрессии (2, 3, 4, 5... и т. д.), в то время как раздражение возрастает в геометрической прогрессии (0,1; 0,2, 0,4; 0,8... и т. д.). Белый с яркостью, равной 100; светло-серый - 50; темно-серый - 25 образуют геометрическую прогрессию (100:50—50:25), поэтому кажущееся различие по яркости между тремя цветами будет равным.

При проектировании цветовых композиций нужно помнить, что для нашего восприятия соотношения яркостей играют гораздо более важную роль, чем абсолютные различия по яркости.

При больших силах света и при слабом освещении предметы как бы сближаются по яркости. Происходит отступление от закона Вебера - Фехнера: для получения заметной разницы в яркости необходимо различие больше 1 %.

При проектировании окраски слабо освещенного помещения градации цветов по яркости следует делать больше с тем, чтобы в натуре они выглядели соответствующими замыслу. Обратимся к восприятию светлотных характеристик хроматических цветов. Для желто-зеленой части спектра глаз способен различать наибольшее количество ступеней по светлоте, в фиолетовой - наименьшее. Кривая спектральной чувствительности фиксирует уровень чувствительности по светлоте в различных участках спектра (см. приложение, табл. 2). Наиболее ярким при дневном свете является желто-зеленый - . = 556 нм. При слабом свете максимум спектральной чувствительности смещается к голубо-зеленому - 510 нм (явление Пуркинье). Иначе говоря, при значительном ослаблении света голубые, синие, фиолетовые цвета начинают казаться светлее в сравнении с красными, оранжевыми и желтыми. При слабом освещении градации по светлоте голубых цветов заметны значительно лучше, чем светлотные различия оранжевых, красных, желтых цветов. Слабо освещенное помещение кажется более светлым, если оно окрашено в голубой цвет, в сравнении с окраской в розовый цвет равной светлоты.

2. Хроматическая чувствительность. Минимальное различие по цветовому тону, которое может быть замечено, называется порогом различения цветового тона. Кривая пороговой чувствительности по цветовому тону получена учеными Райтом и Питтом (см. приложение табл. 2). Максимум чувствительности лежит в пределах . = 480 - 500 нм и = 580 - 600 нм. Чувствительность глаза к изменению цветности увеличивается с возрастом. Маленькие дети лучше взрослых замечают первое появление цветности на ахроматическом фоне. До 12 лет дети плохо различают светлотные отношения.

3. Острота зрения - способность ясно различать мелкие детали. Основное значение при этом имеет угол зрения (восприятие шрифта высотой 1 мм с расстояния 0,5 м равно восприятию шрифта высотой 2 мм с расстояния 1 м).

4. Скорость зрительного восприятия - способность воспринимать объекты, наблюдаемые в течение коротких промежутков времени. Измеряется наименьшей продолжительностью смотрения.

5. Устойчивость ясного видения - постоянство, с которым глаз может сохранять данную степень остроты зрения.

Наши цветовые ощущения в сильной мере зависят от состояния глаза в момент наблюдения того или иного цвета, от соседства других цветов, от спектрального состава освещения и его уровня. Если состояние глаза изменилось, то цветовые ощущения изменяются даже, если состав попадающего в глаз света остается неизменным. Состояние глаза определяется уровнем его чувствительности.

Приспособление глаза к силе света, темноте, цвету, в основе которого лежит изменение чувствительности зрения, принято называть адаптацией зрения. Понижение чувствительности глаза при ярком освещении называется световой адаптацией. Повышение чувствительности глаза в темноте называется темновой адаптацией. Понижение чувствительности глаза к данному цветовому раздражителю при продолжительном его действии называется цветовой адаптацией. Вследствие адаптации ощущение цвета не остается постоянным в течение длительного времени наблюдения. Насыщенные цвета как бы покрываются сероватой дымкой, становясь менее насыщенными и менее яркими; Изменение цвета под влиянием адаптации становится ясным при рассмотрении явления последовательного контраста цветов.

Последовательный контраст - изменение цветов в результате предварительного действия на глаз цветовых раздражителей. Он может бытъ светлотным (приложение, табл. 2) и хроматическим. В первом случае меняется светлота наблюдаемых цветов, во втором - цветовой тон и насыщенность.

Каждый может наблюдать явление последовательного контраста, если на 15 - 20 секунд остановит свой взор на кружке цветной бумаги, а затем переведет его на белую поверхность. Если цвет предварительного наблюдения зеленый, то цвет последовательного контраста пурпурно-красный; синему соответствует оранжевый; фиолетовому - зеленовато-желтый; красному - изумрудно-зеленый; желтому - фиолетовый. Здесь надо отметить, что цвета последовательного контраста близки к дополнительным, но не тождественны им. Особенно значительна разница между дополнительными и контрастными цветами в синей и желто-оранжевой части спектра. Совпадение наблюдается лишь в паре красный - изумрудно-зеленый.

Контрастный цвет влияет на цвета, воспринимаемые глазом последовательно один за другим, как бы окрашивая каждый последующий в цвет, контрастный предыдущему. Чередование контрастных цветов в окраске смежных помещений создает ощущение повышенной насыщенности каждого.

Кажущееся изменение цвета под влиянием окружающего его или соприкасающегося с ним цвета носит название одновременного контраста. Одновременный контраст, также как и последовательный, может быть светлотным и хроматическим. Общее правило светлотного контраста: на светлом фоне всякий более темный цвет воспринимается как потемневший, на темном фоне любой более светлый цвет кажется светлее, причем, чем больше разница по светлоте между фоном и находящимся на нем цветом, тем больше сила действия светлотного контраста. Для хроматического контраста характерно следующее:

1. Соседство определенного цвета с другим вызывает взаимное изменение каждого в сто­рону усиления оттенка контрастного к другому.

2.Всякий цвет, находящийся на фоне контрастного к нему цвета, выигрывает в насыщенности.

3.Более насыщенный цвет вызывает более сильное контрастное окрашивание. При этом важна не столько степень насыщенности, сколько соотношение насыщенности сопоставляемых цветов.

4.Всякий цвет, находящийся на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет насыщенность.

5. Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь объекта в сравнении с площадью фона.

6. Наиболее силен контраст у границ двух соприкасающихся полей. При равных площадях двух цветов он тем сильнее, чем больше периметр изображения или чем длиннее пограничная линия двух цветов.

7. Эффект хроматического контраста более силен, когда цвет изображения несколько светлее фона.

8. Синие и зеленые цвета фона создают более сильный одновременный контраст, чем красные и желтые.

9. Контраст уменьшается при увеличении расстояния между объектом наблюдения и фоном.

10. Небольшие различия по цветовому тону становятся хорошо различимы при равной светлоте ахроматического поля и объекта.

11. Контраст увеличивается с уменьшением освещенности полей. Особенно сильный контраст возникает в момент быстрого (не более 1 секунды) ослабления освещения.

12. При длительном наблюдении цветов контраст удерживается некоторое время, после чего заметно идет на убыль. При очень продолжительном действии может возникнуть явление, обратное контрасту: цвет поля начинает сближаться с цветом фона.

При создании полихромных композиций нередко возникает необходимость избавиться от нежелательного действия контраста. Это можно сделать, добавив к цвету объекта некоторое количество цвета фона. Вызванное контрастом различие между цветом изображений, лежащих на разных фонах, можно значительно уменьшить, объединив эти фигуры в одну общую. Краевой контраст может быть уничтожен, если изображение обвести резким контуром или соответствующим образом подобрать светлоту фона и узора, выбрав форму неблагоприятствующую действию контраста.

Знание особенностей одновременного контраста поможет при создании цветовых ком­позиций на плоскости. Последовательный контраст нужно принимать во внимание при выполнении окраски архитектурных объемов, когда выбор системы чередования цветов имеет первостепенное значение для достижения гармонии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...