Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психофизиологическое действие цвета и методы его применения в архитектурной полихромии.




Психофизиологическими исследованиями доказано, что характер зрительного восприятия влияет на функции всего организма человека. Взаимосвязь органов чувств происходит за счет изменений в вегетативной нервной системе. Зеленоощущающий и красноощущающнй аппараты глаза обладают вегетативной противоположностью и связаны с работой различных отделов вегетативной нервной системы, регулирующей процессы обмена веществ во всех органах и тканях человеческого организма. Возможно, что наши органы чувств находятся в многосторонней и сложной связи через центральные (головной мозг), гуморальные (кровь) связи и условные рефлексы. «...Цветовые воздействия на глаз, - пишет С. В. Кравков, - влекут за собой перестройку нервной системы организма и тем самым меняют «физиологический фон», на который падают те или иные применяемые нами воздействия». Поэтому зачастую можно наблюдать изменение самочувствия человека и его работоспособности под действием тех или иных цветов. Исследования французского физиолога Ферре (1904 г.) и Стефанеско Гоанга (1911 г.) впервые показали влияние цвета на физиологические функции организма человека. Изучение простейших случаев мускульной деятельности человека под действием разных цветов показало, что при очень кратковременном действии красный цвет повышает работоспособность; синий и фиолетовый очень сильно снижают её. При длительной работе наилучшие результаты наблюдаются под действием зелёного цвета. Красный цвет возбуждает деятельность дыхания и кровообращения, при действии синего и фиолетового цветов дыхание становится медленным и поверхностным, пульс замедляется и слабеет. Зелёный цвет действует как спокойный, не вызывая ни бурного подъёма деятельности дыхания и кровообращения, ни её упадка. Цвет освещения влияет на остроту зрения, которая повышается при жёлтом и белом и снижается при синем освещении. Аналогичным образом цветное освещение влияет на быстроту различения и производительность труда. При выполнении зрительной работы в условиях освещения разного цвета жёлтый, зелёный и белый цвета дали лучшие показатели. При жёлтом цвете было вычеркнуто 314 знаков, при зелёном - 299, при белом - 297, при синем - 245 и, наконец, при красном - 236. Перечисленные данные позволяют считать оптимальными с точки зрения действия на человеческий организм цвета средней части спектра. При окраске рабочих и учебных помещений следует отдавать предпочтение жёлтым, жёлто-зелёным, зелёным, зелёно-голубым, голубым цветам в пределах по длине волны 575 нм > > 480 нм; по светлоте 50% > >70%, по насыщенности 30% < < 60%.

Возбуждение колбочкового аппарата глаз связано с торможением палочкового аппарата, и наоборот. Определенная доза раздражения цветным светом (наиболее эффективно красным) центральной части сетчатки может повлечь за собой заметное повышение последующей чувствительности палочкового зрения. После кратковременного засвета, возбуждавшего палочковый аппарат глаза, обнаруживается заметное обострение различительной чувствительности центрального, колбочкозого зрения. Очевидно, после предварительного воздействия ахроматических цветов, когда в основном работает палочковое зрение, чувствительность колбочкового зрения повышается, восприятие хроматических цветов обостряется. Чередование в окраске помещений ахроматических цветов с хроматическими наиболее оправдано.

Исследования показали, что раздражители (звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательно-температурные) могут вызывать изменения в цветовых ощущениях. Так, чувствительность к зелёно-голубым цветам под влиянием звуков заметно повышается, а к цветам оранжево-красным снижается. Для жёлтых цветов чувствительность под действием звуков не меняется. На чувствительность к пурпуровым и фиолетовым слуховые раздражения не влияют. Имеют место и обратные влияния.

В условиях зелёного цвета освещения слуховая чувствительность человека повышается, в условиях красного освещения - снижается. В помещениях с повышенным уровнем шумов надо использовать тёплые цвета и нецелесообразно применение зелёного цвета как доминирующего. В помещениях, где необходимо добиваться наилучшей слышимости, следует избегать применения оранжево-красных цветов как основных.

Помимо сказанного, установлено заметное ухудшение различительной чувствительности зрения при наличии каких-либо слуховых раздражений. Если определённый вид деятельности требует напряжённой зрительной работы, то в помещении, отведенном для неё, должно быть тихо.

Следует заметить, что закономерность изменения цветовых ощущений в зависимости от воздействия раздражителей других органов чувств может значительно измениться, если изменить общее физиологическое состояние человека. Начнём с того, что в известных опытах Ферре деление цветов на две группы - стимуляторы и депрессоры – оказалось зависящим от времени дня и от состояния испытуемого. Утром возбуждали красный, оранжевый, жёлтый и зелёный; как депрессоры выступали синий и фиолетовый. Результаты вечерних опытов показан, что цвета, бывшие утром депрессорами, на утомлённого испытуемого действуют как стимуляторы (синий, фиолетовый), а те, которые были стимуляторами - как депрессоры. В состоянии сонливости слуховая чувствительность у испытуемых падала при зелёном освещении, а при красном повышалась.

На цветовое зрение оказывают закономерное влияние не только многочисленные внешние воздействия, но также эмоции и представления. Эмоционально положительные состояния (от сладкого, теплого) повышают чувствительность к длинноволновой части спектра, а эмоционально отрицательные состояния (от горького, холодного) - к коротковолновой части спектра. Воспоминания о приятном повышает чувствительность к красному цвету, а воспоминание о неприятном переживании повышает чувствительность к зеленому. Существование связи между эмоциональным состоянием человека и его цветовосприятием несомненно. Естественно при этом, что гармоническое сочетание цветов в отделке помещений, вызывающее чувство эстетического удовлетворения, положительно сказывается на состоянии организма человека, его работоспособности.

Монохроматическая окраска ведёт к цветовому утомлению, неравномерно нагружает разные отделы вегетативной нервной системы, полихромное же решение благоприятно действует на организм человека любого возраста, на его работоспособность. Смена цветов неизменно ведёт к повышению работоспособности.

Физиологическое и психофизиологическое действие цвета на человека позволяет использовать его как терапевтическое средство. Известно применение цветного света при лечении невралгических заболеваний и психических нарушений. Дальнейшее изучение взаимосвязи органов чувств открывает перспективы искусственного обострения чувствительности путём применения определённого раздражителя. Физиологическому действию цвета всегда сопутствует эмоциональная сторона восприятия. Это осложняет исследования цвета. Очень многие явления, относящиеся пока к чисто психологическим, имеют в основе своей ассоциации, возникающие при наблюдении отдельных цветов. К ним относятся явления «тёплых» и «холодных», «тяжёлых» и «лёгких» цветов. Например, оранжевый цвет напоминает огонь, раскаленные предметы, отсюда его психологическое воздействие: горячий, возбуждающий. Голубой напоминает небо, море, воду, он кажется поэтому холодным, освежающим, успокаивающим. Самым «теплым» кажется красно-оранжевый цвет, наиболее «холодной» - зона сине-зелёных цветов. Область холодных больше, чем область тёплых цветов.

Явление «тёплых» и «холодных» цветов может быть использовано при окраске интерьеров, когда необходимо корректировать цветовой «климат» помещения. Производственные цеха, где людям приходится работать при высокой температуре, следует выполнять в холодной гамме. И наоборот, холодные помещения и помещения, ориентированные на север, лучше решать в тёплой гамме. Часто одни цвета характеризуют как активные, радостные, бодрящие, другие - как мрачные, угнетающие, печальные. «Тёплые» цвета нередко называют сухими, «холодные» - влажными. Все эти характеристики - звенья одной цепи, представляющей психологическую сторону восприятия, имеющую ассоциативные корни.

В табл. 3 сведены основные характеристики психологического воздействия отдельных цветов.

Архитектору важно представить себе характер эмоционального действия цвета в связи с положением в архитектурном пространстве (табл. 4).

 

Таблица 3

Название цвета Характеристика цвета
Жёлтый лёгкий, светлый, выступающий тёплый сухой радостный
Оранжевый лёгкий, выступающий тёплый сухой активный, возбуждающий, громкий
Красный тяжёлый, выступающий тёплый сухой активный, возбуждающий, кричащий
Фиолетовый тяжёлый, отступающий - - пассивный, угнетающий
Синий лёгкий, отступающий холодный влажный пассивный, тихий
Зелёный - прохладный влажный спокойный, успокаивающий
Голубой лёгкий, отступающий холодный влажный тихий, спокойный
Коричневый тяжёлый, выступающий тёплый сухой мрачный, угнетающий

 

Таблица 4

Характер применяемого цвета Положение в пространстве
сверху сбоку снизу
тёплый, светлый, выступающий оживляет согревает, кажется более близким приподнимает плоскость
тёплый, тёмный, выступающий замыкает пространство, давит сильно приближает плоскости создаёт ощущение прочности, устойчивости
холодный, светлый, отступающий раздвигает пространство, увеличивает высоту помещения создаёт ощущение прохлады, расширяет помещение создаёт ощущение лёгкости, стремительности при ходьбе
холодный, тёмный, отступающий создаёт ощущение мрака и угрозы создаёт ощущение холода, угнетает опускает плоскость, не имеет ощущения прочности

 

Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. При цветовой отделке рабочих, учебных помещений длительного пребывания следует отдавать предпочтение жёлтым, жёлто-зелёным, зелёным, зелёно-голубым цветам при средней их насыщенности и светлоте = 50 - 70%.

2. Насыщенные красные, оранжевые, оранжево-жёлтые цвета при длительном действии утомляют. Кратковременное их действие благотворно. Эти цвета могут использоваться для отделки вспомогательных помещений и окраски небольших площадей в помещениях длительного пребывания. Психологическая активность позволяет использовать их в качестве акцентов в цветовых композициях архитектурных сооружений.

3. Синие, сине-фиолетовые, фиолетовые цвета - угнетающие, при длительном воздействии вызывают спад работоспособности. Их лучше применять для окраски небольших площадей.

4. Смена цветов ведет к повышению работоспособности. Поэтому комбинации цветов, отличающихся по цветовому тону, наиболее уместны для помещений, длительного пребывания.

5. Монохроматическая гармония и гармония ахроматических цветов создаёт с точки зрения психофизиологического действия неблагоприятные условия.

6. Чередование при цветовом решении помещений ахроматических цветов с хроматическими усиливает эффект, производимый цветами, снимает зрительное утомление.

7. Под действием красно-оранжевых цветов снижается слуховая чувствительность человека. В помещениях, где необходимо добиваться наилучшей слышимости, лучше избегать их применения на больших площадях.

8. В случаях, когда необходимо корректировать тепловой режим помещений и спектральный состав света в них, следует пользоваться явлением «тёплых» и «холодных» цветов.

9. Назначение каждого помещения требует, как правило, определенной эмоциональной характеристики. К примеру, цветовые решения школьного класса, игровой комнаты в детском саду или торжественного зала дворца бракосочетаний должны носить различный характер, соответствующий эмоциональному настрою людей, пребывающих в этих помещениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...