Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о методологии науки. Методологические основания

психологии труда [1]

 

У любой науки есть определенные основания – исходные положения, на которые она опирается при изучении феноменов, составляющих ее предметную область.

Методы – это средства и процедуры работы психолога в теории и практике. Система средств, как и в любом деле, имеет внутреннюю и внешнюю составляющие.

Прежде чем говорить о методах построения теории психологии труда, необходимо дать определение в контексте взаимосвязи таким понятиям как методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология, профессиональная этика, мораль.

МЕТОДИКА – совокупность внешних средств работы психолога, предназначенная для решения определенного рода задач и представленная в общепонятной для специалистов форме.

Любая методика должна быть дополнена информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством того, кто ее применяет.

ПРОЦЕДУРА – последовательность действий по применению методики. Процедура включает:

- функциональные средства психолога (выразительные возможности речи, поведения);

- собственно внутренние средства (мыслительные схемы, планы, умозаключения)

От процедуры зависит, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его предвзятой интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит и что упустит в работе.

МЕТОД – система теоретических положений.

Он определяет возможности и ограничения той или иной группы профессиональных средств психолога. Метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него

Проблема методов должна рассматриваться в контексте взаимоствязи методологии, методов и методик исследований.

МЕТОДОЛОГИЯ (в рамках психологии) – отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех ее методов.

Методологией определяются принципы и способы организации и способы организации и построения исследования. Известны такие уровни методологии: общая, специальная и частная. Общая методология обеспечивает представлениями об общих законах развития, о месте тех явлений, которые она изучает. Специальная методология, или методы конкретной науки, позволяет сформулировать свои собственные законы и закономерности. Частная методология представляет собой совокупность методов, приемов, методик, техник исследования различных явлений конкретной науки.

В качестве методологических оснований психологии труда выступают базовые научные представления о:

- первичности материи и вторичности сознания;

- причинной обусловленности психической деятельности;

- единстве внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности;

- социальной обусловленности психики человека;

- сознании как высшей форме отражения;

- ведущей роли деятельности в развитии психики человека.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ – система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ, ЭТИКА – система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала.

Эти регуляторы особенно важно сознавать при работе с людьми. Детально разработаны врачебная этика и деонтология – учение о долге и должном в отношении больного. Педагогическая этика находит выражение в понятиях и принципах педагогического такта. На 3-м съезде Российского психологического общества (июнь 2003 г., С.-Петербург) был принят этический кодекс психолога.

Приведем определения еще нескольких важных компонентов понятийного аппарата науки[2].

ЗАКОНЫ – открытые устойчивые связи между явлениями действительности, позволяющие их описывать, объяснять и предсказывать. Законы формулируются в рамках определенной науки.

ТЕОРИИ – формулировки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенной предметной области действительности, возникающих на основе гипотез.

ГИПОТЕЗЫ – научные предположения относительно этих свойств и связей.

ОБЪЕКТ ТЕОРИИ [3] то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию(Кант, 18 в.). Идеальный объект – только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета. Реальный объект – часть внешнего мира. Субъект постигает, а объект постигаем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...