Понятие о методологии науки. Методологические основания
психологии труда [1]
У любой науки есть определенные основания – исходные положения, на которые она опирается при изучении феноменов, составляющих ее предметную область. Методы – это средства и процедуры работы психолога в теории и практике. Система средств, как и в любом деле, имеет внутреннюю и внешнюю составляющие. Прежде чем говорить о методах построения теории психологии труда, необходимо дать определение в контексте взаимосвязи таким понятиям как методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология, профессиональная этика, мораль. МЕТОДИКА – совокупность внешних средств работы психолога, предназначенная для решения определенного рода задач и представленная в общепонятной для специалистов форме. Любая методика должна быть дополнена информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством того, кто ее применяет. ПРОЦЕДУРА – последовательность действий по применению методики. Процедура включает: - функциональные средства психолога (выразительные возможности речи, поведения); - собственно внутренние средства (мыслительные схемы, планы, умозаключения) От процедуры зависит, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его предвзятой интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит и что упустит в работе. МЕТОД – система теоретических положений. Он определяет возможности и ограничения той или иной группы профессиональных средств психолога. Метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него Проблема методов должна рассматриваться в контексте взаимоствязи методологии, методов и методик исследований.
МЕТОДОЛОГИЯ (в рамках психологии) – отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех ее методов. Методологией определяются принципы и способы организации и способы организации и построения исследования. Известны такие уровни методологии: общая, специальная и частная. Общая методология обеспечивает представлениями об общих законах развития, о месте тех явлений, которые она изучает. Специальная методология, или методы конкретной науки, позволяет сформулировать свои собственные законы и закономерности. Частная методология представляет собой совокупность методов, приемов, методик, техник исследования различных явлений конкретной науки. В качестве методологических оснований психологии труда выступают базовые научные представления о: - первичности материи и вторичности сознания; - причинной обусловленности психической деятельности; - единстве внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности; - социальной обусловленности психики человека; - сознании как высшей форме отражения; - ведущей роли деятельности в развитии психики человека. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ – система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ, ЭТИКА – система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала. Эти регуляторы особенно важно сознавать при работе с людьми. Детально разработаны врачебная этика и деонтология – учение о долге и должном в отношении больного. Педагогическая этика находит выражение в понятиях и принципах педагогического такта. На 3-м съезде Российского психологического общества (июнь 2003 г., С.-Петербург) был принят этический кодекс психолога.
Приведем определения еще нескольких важных компонентов понятийного аппарата науки[2]. ЗАКОНЫ – открытые устойчивые связи между явлениями действительности, позволяющие их описывать, объяснять и предсказывать. Законы формулируются в рамках определенной науки. ТЕОРИИ – формулировки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенной предметной области действительности, возникающих на основе гипотез. ГИПОТЕЗЫ – научные предположения относительно этих свойств и связей. ОБЪЕКТ ТЕОРИИ [3] – то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию(Кант, 18 в.). Идеальный объект – только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета. Реальный объект – часть внешнего мира. Субъект постигает, а объект постигаем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|