Простые теоретические объекты, методы и приемы их построения
Прогресс науки и практики связан с тремя «китами»: - творческое осмысление методов; - изобретение новых методов или их модификаций; - широкий обмен опытом. Общеизвестно, что к области теории обычно относят знания, характеризующиеся такими признаками как: обобщенность, внутренняя логическая связность и непротиворечивость, «предсказательная сила», соответствие некоторой реальности, т. е. истинность. Признаки научного теоретического знания взаимосвязаны. Что-либо предвидеть можно тогда, когда знание близко к истине и когда оно отражает нечто общее в явлениях этой реальности, действительности. Однако, когда речь идет о человеке, прогноз не может быть однозначным. И это есть свидетельство своеобразия человека как предмета рассмотрения. Идеал научности подхода в отношении к человеку включает принципы: ü учета индивидуального своеобразия человека; ü человечности (гуманистичности). Обратим внимание на некоторые важные особенности теоретического знания. Первая из них состоит в том, что для очень многих слов (терминов) и утверждений не удается указать вещи, явления, ограниченные рамками места и времени, которые бы (вещи, явления) соответствовали этим словам. Например, мы говорим «трудящийся». А в действительности не можем встретить того, о чем думаем, ибо то, что мы реально встретим, будет вполне определенный человек с именем, фамилией, женщина или мужчина определенного возраста и с несметным количеством других, в частности, чисто индивидуальных признаков. Но ведь когда мы говорим «трудящийся», то имеем в виду «вообще всех» трудящихся, даже тех, которые были в прошлом и появятся в будущем. Аналогичным образом обстоит дело не только с отдельными словами, но и с предложениями, утверждениями. И, строго говоря, объектом теории является некоторый мир словесных построений, языковых конструкций, отображающих реальные явления и их зависимости в своеобразной (идеализированной) форме моделирующего упрощения. Это прежде всего мир терминов и предложений, понятий и суждений.
В соответствии с определенной философской позицией будем различать простые и сложные объекты теории. Эти термины очень условные. В житейском значении соответствующих слов те и другие объекты могут быть либо отнюдь не простыми, либо не слишком сложными (понятными). Простыми (в предлагаемом контексте) будем считать те объекты теории, которые соответствуют фактам (невымышленным явлениям, событиям, процессам), а сложными – те, которые соответствуют закономерным их зависимостям. Виды теоретических объектов, методы и приемы их построения представлены в таблице 1. Таблица 1 Основные связи методов построения простых и сложных теоретических объектов с возможными вариантами исходов
Виды теоретических объектов | Методы и приемы их построения | Варианты исходов | ||||||||
Простые | Нет совершенного теоретического объекта | 1.Наименование (этикетирование) | Эмпирический полуобъект теории | |||||||
2. Логическое генерирование | Логический полуобъект теории | |||||||||
3. Вербальное комбинирование | Теоретический «нуль-объект» | |||||||||
Логический полуобъект теории | 4. Интерпретация (истолкование) | Совершенный теоретический объект | ||||||||
Эмпирический полуобъект теории | 5. Номологизация | Совершенный теоретический объект | ||||||||
Теоретический «нуль-объект» | 6. Определение | Логический полуобъект теории | ||||||||
4. Интерпретация (истолкование) | Эмпирический полуобъект теории | |||||||||
Сложные | Нет совершенного теоретического объекта | 7. Индуктивное предсказание | Эмпирический полуобъект теории | |||||||
8. Дедуктивное предсказание | Логический полуобъект теории | |||||||||
9. Синтаксическое комбинирование | Теоретический «нуль-объект» | |||||||||
Теоретический «нуль-объект»
| 10. Эмпирическое подтверждение | Эмпирический полуобъект теории | ||||||||
11. Номологическое доказательство | Логический полуобъект теории | |||||||||
Эмпирический полуобъект теории | 12. Номологическое объяснение | Совершенный теоретический объект | ||||||||
Логический полуобъект теории | 13. Верификация сложного логического полуобъекта теории | Совершенный теоретический объект |
Рассмотрим разновидности простых теоретических объектов.
Совершенный теоретический объект (простой) – термин, опирающийся как на эмпирическое, так и на логическое обоснование.
Примеры таких объектов теории: «мотивы трудовой деятельности», «профессия» и т.п. Термин, как известно, может состоять и из одного слова, и из нескольких – быть составным. Термин как элемент языка соответствует, должен соответствовать понятию – мысли, отображающей общие и существенные признаки тех или иных явлений, процессов и некоторой реальности, действительности. Поэтому, говоря об объектах теории, мы часто будем иметь в виду и термины, и понятия, как бы не различая их для простоты изложения.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОЛУобъект ТЕОРИИ – термин (и понятие), опирающийся на эмпирическое обоснование, но не получивший еще пока логического (в рамках какой-либо концепции, концептуальной схемы) обоснования.
Например, занимаясь практической профконсультацией учащихся старших классов, мы быстро замечаем следующий «упрямый» факт: обращаясь к нам за советом по выбору профессии, учащийся, в сущности, перестает быть для нас учащимся. Мы его не учим в обычном значении этого слова. Наоборот, мы должны стараться создать у него мнение, что мы ничего ему не предписываем, ничего от него не будем требовать, не будем «ловить» его на каких-то ошибках. Более того, даже подчеркиваем, что наше общения с ним доверительное и по правилам служебной этики мы ничего без его согласия не должны разглашать. Мы подчеркиваем, далее, свою роль советчика, «поставщика» информации и его роль как «хозяина» выбора профессии. Все это необходимая система условий для успеха в решении главных задач профконсультации как руководства выбором профессии. Важно, чтобы «учащийся» был предельно откровенен, правильно относился к психодиагностическим процедурам, к рекомендациям старшего в роли профконсультанта. На самом деле это уже не «учащийся», а «выбирающий профессию». Нужно какое-то особое слово для обозначения этой возникшей в нашем опыте своеобразной реальности. Таким словом может быть, например, «оптант» (от лат. optans – избирающий, желающий). Пусть нам пока не ясно, следует ли встреченное явление из каких-либо общих положений, принципов, теорий психологии или педагогики, морали, права (и в этом смысле наш «упрямый» факт не имеет еще «прописки» в науке). И поэтому мы отнесем его не к категории совершенных теоретических объектов, но эмпирических полуобъектов.
|
|
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛУобъект ТЕОРИИ – термин (понятие), опирающийся на логическое обоснование, но не получивший пока еще эмпирического подтверждения, обоснования.
Например, инженер-конструктор, проектирующий рабочее место оператора швейного оборудования (швеи-мотористки, как в недавнем прошлом называли эту профессию), исходит из абстрактной идеи симметрии и считает, что элементы швейной машины должны располагаться равномерно справа и слева от работницы. Или, наоборот, работница должна сидеть «по центру» машины. Но дальше оказывается, что работница должна смотреть очень напряженно, внимательно отнюдь не на «центр» машины, а в зону образования шва (влево от оси симметрии. Как следствие, неоправданное утомление, искривление позвоночника, нарушения осанки и т.д.
Логические полуобъекты, таким образом, не обязательно должны просто «подтверждаться», но проверяться и, если необходимо, опровергаться или корректироваться в ходе эмпирического обоснования.
теоретический «НУЛЬ-объект» – термин (понятие), возникающий в результате вербальной комбинаторики (случайной или преднамеренной). Это языковое построение, не имеющее пока какого-либо обоснования – ни логического, ни эмпирического.
Например, в одном из учебников по общей психологии читаем: «Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти руки, в особенности ее большого пальца». Таким образом, есть основание думать о таких идеальных, теоретических объектах, как «деятельность кисти руки», «деятельность большого пальца». Но в психологии деятельность понимается как взаимодействие человека в целом (субъекта) с объективным миром. Автор приведенного выше утверждения и не подумал бы настаивать на том, что «большой палец» есть «субъект деятельности» и пр. Здесь мы имеем дело с языковой небрежностью, вследствие которой и возник никому не нужный «нуль-объект» теории. И все хорошо понимают, что речь идет не о деятельности, а о движениях большого пальца, кисти руки.
|
|
Иногда «нуль-объекты» производятся преднамеренно. Например, производится слово «эргономичность» и определяется как обозначение хорошего соответствия особенностей средств труда особенностям человека. Затем можно соотнести этот термин с реальными эмпирическими признаками конкретных внешних средств труда (т.е. осуществить эмпирическое обоснование), усовершенствовать логическое обоснование и получить совершенный теоретический объект. Таким образом, «нуль-объекты» - это не обязательно, не всегда и не просто «пустышки» в науке. Они могут стимулировать мысль, оказываются иной раз полезным средством взаимообогащения различных областей науки, например, в тех случаях, когда термин одной науки «пересаживается» в контекст другой и в конечном счете приобретает новое значение (например, понятие «надежность» основательно разрабатывалось в технике, технологии в значении «надежность оборудования», а будучи перенесено в область человековедения, приобрело облик «надежности человека-оператора» (понадобились, разумеется, его новое определение и эмпирическое обоснование).
Рассмотрев основные разновидности простых идеальных, теоретических объектов, охарактеризуем методы и приемы их построения.
1. Наименование (этикетирование) сводится к поиску походящего обозначения для обнаруженного в практической работе или эмпирическом исследовании явления, процесса, невымышленного события. В ходе такого поиска важно соблюдать ряд специально научных (в рамках психологии труда, инженерной психологии), логических и лингвистических требований:
- избегать использования слов-терминов, уже занятых в психологии труда или смежных с ней областях, поскольку это приведет к появлению двусмысленных, неудобных в работе терминов, суждений, утверждений;
- избегать использования слов-терминов, которые синонимичны уже существующим (обозначают новыми словами известные вещи);
|
|
- стремиться к возможному точному соответствию семантики слова-термина сущности обозначаемого явления, выражению в нем этой сущности (с учетом происхождения слова и связанных с ним ассоциаций);
- соблюдать требования языковой правильности, соответствия общепринятым типам словообразования и словоупотребления, эстетики языка;
- новый термин должен быть по возможности кратким (немногословным), удобным в употреблении, не вызывать побочных ассоциаций, образных представлений, не относящихся к делу.
2. Логическое генерирование сводится к построению следствий из некоторой группы имеющихся научных утверждений. Эти следствия в рассматриваемом случае (простых объектов теории) относятся к предполагаемым, возможным событиям, явлениям, процессам, фактам. Процедуры логического генерирования суть процедуры логического следования, которое нужно подчинять следующим четырем законам:
- каждая мысль в ходе умозаключения (при повторении ее словесных выражений) должна сохранять одно и то же устойчивое содержание – закон тождества. Эффект генерирования идеи как раз и может состоять в том, что, не позволяя себе отклониться от принятого содержания мысли, мы в конце рассуждения приходим к противоречию, парадоксу – «изумляемся»;
- не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении (закон противоречия);
- в случае двух противоречащих суждений нужно устанавливать, какое из них истинно и какое ложно (закон исключенного третьего). Противоречащими называются не просто разные суждения, но такие, когда одно из них что-либо утверждает относительно единичного предмета, явления (или всего класса их). Между такого рода суждениями не может быть середины;
- мысль, которую мы хотим считать истинной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых ранее доказан (закон достаточного основания).
Соблюдение правил логического мышления есть важное условие специфической (а именно умственно) дисциплины профессионала-психолога.
В результате логического генерирования возникает логический полуобъект теории: новое утверждение, логическая обоснованность которого уже не представляется сомнительной (недостаточной), и далее необходимо осуществить эмпирическое обоснование (сличение с практической действительностью, опытными данными).
3. Вербальное комбинирование. Этот метод приводит к порождению «нуль-объектов» и культивировать его нецелесообразно.
В результате применения трех охарактеризованных выше методов возникают новые ситуации (исходы): «эмпирический полуобъект», «логический полуобъект», «нуль-объект». От них можно построить «совершенные объекты теории» при помощи соответствующих методов, которые будут рассмотрены ниже.
4. Интерпретация (истолкование) сводится к системе мысленных действий конкретизации, подведения под понятие, включенных в работу по сбору эмпирического материала. Процедура интерпретации – это процедура поиска эмпирических данных (добываемых экспериментальными или неэкспериментальными методами), которые соответствуют имеющемуся в науке «логическому полуобъекту» или «нуль-объекту».
Не следует смешивать интерпретацию как прием построения теории с созданием вымышленных фактов, которое почтительно называется «мысленный эксперимент».
«Мысленный эксперимент» уместен в связи с рассмотрением достаточно просто детерминированных систем (шахматная партия, взаимодействие механических частей технологического оборудования и т.п.). и он едва ли уместен по отношению к внутреннему миру человека, поскольку эта область характеризуется сложными многозначными зависимостями явлений, уровней регуляции.
Интерпретация есть, как правило, более трудное дело со сороны требований к интеллекту, чем логическое генерирование. Например, в свое время в теории профконсультации, профориентации вполне логично было обосновано утверждение, что выбор профессии – это решение задачи.. но лишь через двадцать лет появилось систематическое и относительно полное, связное истолкование процесса выбора профессии как решения именно задачи с характеристикой ее структурных компонентов – искомого, известного, алгоритмов.
В результате применения интерпретации к «нуль-объекту» создается «эмпирический полуобъект». В результате применения ее к «логическому полуобъекту» – совершенный объект теории.
5. Номологизация (придание факту, невымышленному событию статуса неслучайного, закономерного явления; от греч. «номос» – закон). Это делается путем подведения новых эмпирических явлений под известные категории науки и указания связей новых явлений с известными (связей причинных, структурных, генетических).
Например, в дипломной работе студентка психологического факультета А. Установила, что у студентов первого курса вышеназванного факультета представления о будущей работе связаны с идеей теоретического поиска. А у студентов 3-4 курсов представления о будущем связаны с практической деятельностью по применению вполне определенных методов обследования людей. Сам по себе этот факт является чисто эмпирическим. Но, мысленно сопоставляя этот факт с особенностями учебного плана факультета, дипломантка обосновывает неслучайность, закономерность этого факта не просто «статистикой», но и ссылкой на принцип единства сознания и деятельности. Поскольку студенты первого курса осваивают общетеоретические основы психологии, а на 3-4 курсах знакомятся с методами и методиками практического изучения людей, именно так и должно быть.
Процедуры номологизации во много сходны с логической стороны с процедурами логического генерирования (см. далее). Типичные вопросы здесь такие: разновидность чего есть данный факт (явление, процесс)? Почему имеет место именно это, а не что либо иное?
6. Определение сводится к построению высказываний, задающих область и границы (пределы) применения данного термина, понятия. процедуры определения – часть работы по построению объектов теории на любом этапе движения от несовершенного знания ко все более совершенному.
Необходимо различать два значения термина «определение»:
ü как процесс умственной работы;
ü как результат умственной работы (как полученная в итоге формулировка, языковая конструкция).
Следует обратить внимание на требования, предъявляемые к определению:
ü соразмерность определяемой и определяющей частей по признаку объема понятий;
ü определяющая часть должна быть свободна от понятий, которые становятся ясными только благодаря определяемому;
ü определение не должно быть только отрицательным суждением, должно быть внутренне непротиворечивым и недвусмысленным.
|
|