Основной вид 1-е обращение 2-е обращение
Примечание: Возможен и иной вариант, связанный с переносом верхнего звука на октаву вниз, но при этом обращения будут возникать в обратном порядке При тесном* (Тесным называется такое расположение, когда между соседними звуками аккорда образуются интервалы не шире кварты.) расположении секстаккорда звуки его будут размещаться (снизу вверх) следующим образом: терцовый тон — квинтовый тон — основной тон (прима); в квартсекстаккорде: квинта—прима—терция. Интервальная структура в этом случае будет такова: в секстаккорде внизу находится терция, вверху — кварта, а в квартсекстаккорде внизу находится кварта, а вверху — терция, причем оба аккорда «укладываются» в диапазон сексты, образующейся между крайними звуками. Отсюда же возникли названия и обозначения этих аккордов. Так, в секстаккорде определяющим в этом смысле является интервал сексты между нижним (басовым) голосом и примой аккорда (которая одновременно является верхним звуком), а в квартсекстаккорде--интервалы кварты (между басом и примой аккорда) и сексты (между басом и верхним звуком аккорда): 190 При широком* [Широким называется расположение, в котором между соседними голосами образуются интервалы больше кварты (квинта, секста и т. п.).] расположении порядок размещения (снизу вверх) звуков аккорда может оказаться иным, однако в басу (то есть в нижнем голосе) в секстаккорде всегда будет находиться терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый тон: 191 Внутренняя интервальная структура, разумеется, будет меняться в соответствии с тем, от какого трезвучия образован данный секстаккорд или квартсекстаккорд: 192 большой (мажорный)| малый (минорный)| уменьшенный| увеличенный|
б. 6(м. З+ч. 4) м. 6 (б. 3+ч. 4); ум. 6 (м. 3+ув. 4) ув. 6 (б. 3 + ум. 4) Изменяющаяся интервальная структура меняет и фонические свойства (колорит звучания) обращений по сравнению с основным видом трезвучий. Исключение составляет увеличенное трезвучие, обращения и основной вид которого вследствие энгармонического равенства входящих в него интервалов (б. 3 и ум. 4) звучат одинаково как друг с другом, так и с основным видом аккорда. Энгармоническое равенство увеличенного трезвучия и его обращений видно из следующего примера: 193
Септаккорды Созвучие, состоящее из четырех звуков, расположенных (или могущих быть расположенными) по терциям, называется септаккордом. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной — большой или малой — терции. В зависимости от внутренней структуры, которая определяется интервалом септимы, образующейся между крайними звуками, и трезвучием, лежащим в основе септаккордов, последние имеют семь разновидностей (ниже в скобках приводится их интервальная структура): малый мажорный септаккорд (б. 3 + м. 3 + м. 3) малый минорный септаккорд (м. 3 + б. 3 + м. 3) малый септаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3 + м. 3 + б. 3) уменьшенный септаккорд (м. 3 + м. 3 + м. 3) большой мажорный септаккорд (б. 3 + м. 3 + б. 3) большой минорный септаккорд (м. 3 + б: 3 +. б. 3) большой септаккорд с увеличенной квинтой (б. 3 + б. 3 + м. 3), этот вид нередко называют — не совсем точно — увеличенным септаккордом. В басу в септаккорде всегда находится прима (1), то есть основной тон аккорда, а выше — все остальные звуки, которые при тесном расположении размещаются (снизу вверх) следующим образом: терция (3), квинта (5) и септима (7). Например: 194 малые септаккорды_________________________ уменьшенный септаккорд М. маж. 7 - акк. м. мин. 7 - акк. м. 7 - акк. с ум. 5 ум. 7 - акк. большие септаккорды________________ увеличенный септаккорд
Б. маж. 7 - акк. б. мин. 7 - акк. ув. 7 - акк.
Обращения септаккордов Всякий септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (обозначается цифрами 6/5, расположенными по вертикали), терцквартаккорд (4/3) и секундаккорд (2). Соответствующие видам аккордов цифровые обозначения добавляются справа внизу к обозначению ступени или функции аккорда (например: D6/5, II4/3, Т2 и т.д.). Обращения септаккордов (как и трезвучий) возникают каждый раз в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх (остальные звуки при этом остаются на месте), начиная с основного вида аккорда: 195 D7 D6/5 D4/3 D2 Происхождение самих названий обращений септаккорда обусловлено соотношением между наиболее яркими и характерными для данной гармонии звуками, которыми являются бас (то есть тон, находящийся в нижнем голосе), септима и прима. Именно они при их элементарном расположении и определяют вид и наименование каждого из обращений: 196 6/5 4/3 2 Так, в первом обращении между басом и септимой образуется интервал квинты, а между басом и примой, — интервал сексты. Отсюда и возникло название «квинтсекстаккорд». Во втором обращении между басом и септимой образуется интервал терции, а между басом и примой — кварты, что и породило термин: «терцквартаккорд». В третьем обращении в нижнем (басовом) голосе находится септима, а между ней и примой образуется интервал секунды, поэтому, данный вид называется секундаккордом* [Приведенные выше названия обращений септаккордов, по сути дела, являются сокращениями более длинных и «тяжеловесных» определений, полностью отражающих структуру каждого вида, которые выглядели бы (считая от баса) следующим образом: 1) (терц) квинтсекстаккорд, 2) терцкварт (секст) аккорд, 3) секунд (квартсекст) аккорд.] Если в основных видах септаккордов все звуки бывают расположены только по терциям, то в обращениях обязательно появляется секунда (обращение септимы), местоположение которой в аккорде при элементарном расположении звуков может служить одним из ориентиров при определении аккорда на слух. Так, в квинтсекстаккорде секунда всегда находится вверху, в терцквартаккорде — в середине, а в секундаккорде — внизу (см. вышеприведенные примеры). В целом же интервальная структура обращений септаккорда в тесном расположении всегда складывается (снизу вверх) следующим образом:
Разумеется, тоновая величина этих терций и секунд всегда находится в прямой зависимости от структуры основного вида соответствующего септаккорда. Порядок следования (снизу вверх) тонов аккорда в обращениях при тесном расположении будет таким:
При широком или смешанном расположениях три верхних голоса могут быть расположены и по-иному, однако в любом случае в квинтсекстаккорде в басу всегда находится терцовый тон, в терцквартаккорде — квинтовый тон, а в секундаккорде — септима септаккорда: 197 В приводимом ниже примере встречаются различные септаккорды; в том числе некоторые из них в неполных видах — с пропущенными отдельными звуками (чаще всего терцией или квинтой). Так, в начале третьего такта звучит секундаккорд II ступени без квинты, в начале четвертого такта — квинтсекстаккорд III ступени без квинты, в начале пятого — терцквартаккорд VI ступени без терции и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|