Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Andantino con moto А. Бородин. Для берегов отчизны дальней




Avec une elegance grave et lente К. Дебюсси. Сарабанда

Особое место среди других септаккордов занимает уменьшенный септаккорд (в гармонических видах мажора и минора он встречается на VII ступени лада) из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений:

200

ум. VII7 = ум. VII6/5 = ум. VII4/3 = ум. VII2

Аналогичное явление наблюдалось и при обращениях увеличенного трезвучия (см. § 69).

 

Нонаккорды

Созвучие, состоящее из пяти звуков, расположенных (иди могущих быть расположенными) по терциям, называется нонаккордом.

Нонаккорд образуется в результате прибавления к септаккорду сверху еще одной терции (большой или малой); при этом между основным тоном и верхним звуком возникает, соответственно, интервал большой или малой ноны, который и дает наименование всему аккорду в целом. Обозначается нонаккорд цифрой 9, выставляемой внизу справа от обозначения ступени или функции аккорда (например: D 9).

В зависимости от внутренней интервальной структуры (которая обозначается в скобках) образуются двенадцать разновидностей нонаккордов:

большой мажорный нонаккорд с большой септимой (б. 3 + м. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть б. 5/3 + м. 5/3

большой мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. З + б. 3), то есть б. 5/3 + ум. 5/3

малый мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. 3 + м. 3), то есть б. 5/3 + ум. 5/3.

большой минорный нонаккорд с большой септимой (м.З + б. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть м. 5/3 + б. 5/3

большой минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + +м. 34-6. 3), то есть м. 5/3 +м. 5/3

малый минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + ч-м. 3 + м. 3), то есть м. 5/3 + ум. 5/3

большой нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3+ +б. 3), то есть ум. 5/3 + ув. 5/3

малый нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3 + +м. 3), то есть ум. 5/3 + б. 5/3

малый нонаккорд с ум. 7 (м. 3 + м. 3 + м. З + б. 3), то есть ум. 5/3 + м. 5/3

большой нонаккорд с ув. 5 (б.З + б.З+м.З+м.З), то есть ув. 5/3 + ум. 5/3

увеличенный нонаккорд с ув.5 (б.З + б.З + м.З + б.З), то есть ув. 5/3 + м. 5/3

увеличенный нонаккорд с ч.5 (б.З+м.З+б.З + б.З), то есть б. 5/3 + ув. 5/3

201

Б. маж. 9 - акк. с б. 7 б. маж. 9 - акк. с м. 7 м. маж. 9 - акк. с б. 7

Минорные нонаккорды

Б. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 7

Нонаккорды с уменьшенной квинтой

Б. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 7

Нонаккорды с увеличенной квинтой и увеличенной ноной

Б. 9 - акк. с ув. 5 ув. 9 - акк. с ув. 5 ув. 9 - акк. с ч. 5

Как и у любого другого аккорда, у нонаккордов тоже есть свои обращения (их всего четыре), которые, правда, довольно редко применяются в творческой практике композиторов. Однако в произведениях некоторых композиторов (например, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси) нонаккорды используются весьма широко и не только в основном виде, но и в обращениях. Тем не менее до сих пор обращения нонаккордов не получили общепринятых наименований и обозначений. В целях восполнения этого пробела ниже предлагаются следующие наименования и система их обозначений:

первое обращение нонаккорда, строящееся на терцовом тоне, называется терционаккордом и обозначается дробным выражением 9/3;

второе обращение, строящееся на квинтовом тоне, называется квинтнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/5;

третье обращение, строящееся на септиме аккорда, называется септнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/7;

четвертое обращение, строящееся на звуке ноны, называется ноннбнаккордом и обозначается дробным выражением 9/9

При использовании обращений нонаккорда необходимо иметь в виду, что для более полноценного звучания нона и основной тон должны находиться в разных октавах и не могут отстоять друг от друга на интервал секунды. Расположение остальных звуков может быть свободным, однако желательно избегать при этом секундовых сопряжений между аккордовыми тонами. Например:

202

Б. (м.) 9/3 б. (м.) 9/5 б. (м.) 9/7 б. (м.) 9/9

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...