Andantino con moto А. Бородин. Для берегов отчизны дальней
Avec une elegance grave et lente К. Дебюсси. Сарабанда Особое место среди других септаккордов занимает уменьшенный септаккорд (в гармонических видах мажора и минора он встречается на VII ступени лада) из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений: 200 ум. VII7 = ум. VII6/5 = ум. VII4/3 = ум. VII2 Аналогичное явление наблюдалось и при обращениях увеличенного трезвучия (см. § 69).
Нонаккорды Созвучие, состоящее из пяти звуков, расположенных (иди могущих быть расположенными) по терциям, называется нонаккордом. Нонаккорд образуется в результате прибавления к септаккорду сверху еще одной терции (большой или малой); при этом между основным тоном и верхним звуком возникает, соответственно, интервал большой или малой ноны, который и дает наименование всему аккорду в целом. Обозначается нонаккорд цифрой 9, выставляемой внизу справа от обозначения ступени или функции аккорда (например: D 9). В зависимости от внутренней интервальной структуры (которая обозначается в скобках) образуются двенадцать разновидностей нонаккордов: большой мажорный нонаккорд с большой септимой (б. 3 + м. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть б. 5/3 + м. 5/3 большой мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. З + б. 3), то есть б. 5/3 + ум. 5/3 малый мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. 3 + м. 3), то есть б. 5/3 + ум. 5/3. большой минорный нонаккорд с большой септимой (м.З + б. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть м. 5/3 + б. 5/3 большой минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + +м. 34-6. 3), то есть м. 5/3 +м. 5/3 малый минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + ч-м. 3 + м. 3), то есть м. 5/3 + ум. 5/3 большой нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3+ +б. 3), то есть ум. 5/3 + ув. 5/3 малый нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3 + +м. 3), то есть ум. 5/3 + б. 5/3
малый нонаккорд с ум. 7 (м. 3 + м. 3 + м. З + б. 3), то есть ум. 5/3 + м. 5/3 большой нонаккорд с ув. 5 (б.З + б.З+м.З+м.З), то есть ув. 5/3 + ум. 5/3 увеличенный нонаккорд с ув.5 (б.З + б.З + м.З + б.З), то есть ув. 5/3 + м. 5/3 увеличенный нонаккорд с ч.5 (б.З+м.З+б.З + б.З), то есть б. 5/3 + ув. 5/3 201 Б. маж. 9 - акк. с б. 7 б. маж. 9 - акк. с м. 7 м. маж. 9 - акк. с б. 7 Минорные нонаккорды Б. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 7 Нонаккорды с уменьшенной квинтой Б. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 7 Нонаккорды с увеличенной квинтой и увеличенной ноной Б. 9 - акк. с ув. 5 ув. 9 - акк. с ув. 5 ув. 9 - акк. с ч. 5 Как и у любого другого аккорда, у нонаккордов тоже есть свои обращения (их всего четыре), которые, правда, довольно редко применяются в творческой практике композиторов. Однако в произведениях некоторых композиторов (например, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси) нонаккорды используются весьма широко и не только в основном виде, но и в обращениях. Тем не менее до сих пор обращения нонаккордов не получили общепринятых наименований и обозначений. В целях восполнения этого пробела ниже предлагаются следующие наименования и система их обозначений: первое обращение нонаккорда, строящееся на терцовом тоне, называется терционаккордом и обозначается дробным выражением 9/3; второе обращение, строящееся на квинтовом тоне, называется квинтнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/5; третье обращение, строящееся на септиме аккорда, называется септнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/7; четвертое обращение, строящееся на звуке ноны, называется ноннбнаккордом и обозначается дробным выражением 9/9 При использовании обращений нонаккорда необходимо иметь в виду, что для более полноценного звучания нона и основной тон должны находиться в разных октавах и не могут отстоять друг от друга на интервал секунды. Расположение остальных звуков может быть свободным, однако желательно избегать при этом секундовых сопряжений между аккордовыми тонами. Например:
202 Б. (м.) 9/3 б. (м.) 9/5 б. (м.) 9/7 б. (м.) 9/9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|