Верхний участок Священной дороги
{14} Вернемся на Священную дорогу, где сразу за сокровищницей афинян возвышаются фундаменты узкого прямоугольного здания длиной 13 м, шириной 6,5 м. Вход в него, находившийся с северо-западной стороны, вел по маленькой лестнице на небольшую террасу. Это здание — Булевтерий или Пританей — было местом заседаний дельфийского совета старейшин. На участке, простиравшемся за Булевтерием, тянувшемся до террасы храма Аполлона, находилось святилище богини земли Геи и Фемиды. Развалины низкой стены окружают несколько торчащих скальных уступов, считавшихся некогда священными местами. На них находились богатые посвятительные дары. Первой от дороги расположена скала Сивиллы, которая, как гласит дельфийская легенда, носила имя Герофилы, прибыла сюда из Трои и была прорицательницей до пифий. Рядом находится небольшая расщелина — место древнего, оракула Геи, которое охранял Пифон. Невдалеке располагается грот чудовища. Плутарх упоминает даже, что с помощью подземного прохода он соединялся с адитоном храма. Несколько дальше от дороги на выступе скалы возвышалась знаменитая Наксосская колонна, частично воссозданная в дельфийском музее. Она была высечена из мрамора, привезенного с острова Наксос и поставлена около середины VI века до н.э. За Булевтерием дорога расширяется, образуя нечто вроде круглой площади диаметром 16 м. Это — знаменитый Галос, где совершались мистерии, воспроизводившие сцены убийства Пифона. Площадь окружают полукруглые каменные сидения со спинками. Мы приближаемся таким образом к юго-восточному краю большой террасы храма Аполлона, к которой с этой стороны прилегала крыша Стои афинян длиной 30 м и шириной 4 м, построенной после 506 года до н.э., чтобы выставить трофеи, захваченные у беотян и халкидян. У этого здания, стоявшего на основании из известняка, с южной стороны находилась необычайно стройная по пропорциям ионийская колоннада. От восьми колонн, сделанных из паросского мрамора, ныне сохранились три, которые стоят на своем прежнем месте. Большое расстояние между отдельными колоннами (4 м) — это редкий тип интерколумния. В этом нет ничего странного, потому что архитрав здания был деревянный. За Стоей афинян у края террасы, на высоте 561 м над уровнем моря, Священная дорога поворачивает третий раз, на сей раз на север. Теперь можно вниметельно присмотреться неоднократно уже упоминавшейся террасе, на которой возвышается храм Аполлона. Это — знаменитая полигональная стена, являвшаяся своего рода отправной точкой для исследований археологов, работавших на территории Дельф. Она состоит из огромных блоков, достигающих размеров 1,5 x 2 м, старательно пригнанных даже в местах с очень сложной кривизной. Почти вся поверхность ее покрыта надписями, имеющими огромное историческое значение. Общее число их достигает восьмисот. Это — своего рода дельфийские архивы. Полигональная стена была возведена после 548 года до н.э., чтобы расширить террасу для нового храма Аполлона, воздвигнутого Алкмеонидами.
В этом месте дорога образует монументальный, очень крутой подъем. Мы приближаемся к сердцу святилища. Нет ничего странного, что здесь использована каждая пядь земли. С правой стороны видны остатки угловой части фундамента сокровищницы коринфян, построенной, как сообщает Геродот, тираном Кипселом (657-627 гг. до н.э.), которую можно отнести, таким образом, к старейшим сооружениям такого рода. В ней хранились бесценные золотые предметы, пожертвованные царями Лидии, перенесенные сюда после пожара храма Аполлона в 548 году до н.э. Слева от нее находится фрагмент большой базы, по-видимому, посвятительного дара Клазомен. Рядом находился постамент для посвятительных даров жителей Тарента — статуй воинов, выполненных в начале V века до н.э. выдающимся скульптором Онатом с острова Эгины.
За ним возвышается двуступенчатый цоколь знаменитого платейского треножника. Этот треножник, отлитый из чистого золота, стоял на шестиметровой бронзовой позолоченной колонне, уподобленной трем переплетающимся змеям, увековечивавшей названия {15} тридцати одного полиса, победившего в битве при Платеях в 479 году до н.э. Прежде чем Константин увез колонну в Константинополь (она известна там под названием змеевидной колонны и установлена на площади Атмейдан), завладевшие Дельфами фокейцы похитили треножник вместе с тремя головами змей. Греки не всегда относились с пиететом к собственным памятникам. За цоколем платейского треножника мы видим высокую базу, на которой помещалась некогда солнечная колесница из позолоченной бронзы, подаренная Аполлону родосцами в начале III века до н.э. В нескольких шагах выше, на высоте 571,35 м над уровнем моря (мы поднялись уже на 32 м, считая от начала пути, т.е. от главного входа), Священная дорога образует небольшую площадку, вся северная сторона которой некогда была заставлена вотивными треножниками, расположенными в несколько рядов. На переднем плане находится четыре пьедестала, где стояли треножники сиракузских тиранов Гелона и Гиерона, а также их братьев. Эти памятники пожертвовал Аполлону Гелон в честь победы над карфагенянами, одержанной при Гимере в 491 году до н.э. Треножники и украшавшие их фигуры Ник были сделаны из золота и весили вместе 50 талантов, т.е. 1855 кг! Совсем рядом с базой Гелона находится основание знаменитой аканфовой колонны («колонны танцовщиц»). Этот частично реставрированный памятник находится ныне в местном музее. Мраморная колонна высотой 8,65 м была сложена из пяти барабанов, увенчанных листьями аканфа. Между ними помещены три женских фигуры, обращенные спинами одна к другой и образующие группу танцовщиц, поддерживающих ритмическим движением левой руки края коротких хитонов, а правой — калафы на головах, на которых покоился треножник. Не исключено, что эти танцовщицы, называемые неоднократно кариатидами, изображали менад, исполняющих танец в честь Диониса. Они принадлежат к прекраснейшим образцам греческой скульптуры. В их полных грации позах, в тонкой моделировке лиц нетрудно уловить отзвуки чарующей прелести искусства Праксителя,
Храм Аполлона Начиная от «площадки треножников» Священная дорога поворачивает на запад и тянется вдоль верхней террасы храма Аполлона. Северо-восточную угловую часть террасы занимает большой алтарь Аполлона, возвышающийся на 3 м выше от дороги. Размеры алтаря— 8,50x2,20 м; он стоит на ступенях из черного камня. Его посвятили Аполлону жители острова Хиоса около 518 года до н.э. На алтаре совершались жертвоприношения богу, чтобы получить вещий ответ оракула. Рядом стояла мраморная копия знаменитого омфалоса, находящаяся ныне в местном музее. Выше храма Аполлона, по другой стороне дороги, теснились многочисленные дары и памятники. Базы одних почти соприкасались с соседними, ибо надо было использовать каждый клочок, каждую пядь этой ценной земли. Там стояла, в частности, большая конная статуя Эмилия Павла, победившего в 168 году до н.э. при Пидне македонского царя Персея. Под карнизом цоколя памятника был помещен фриз с рельефами, изображающими эпизоды борьбы конницы, решившей исход битвы. Этот фриз нельзя отнести к высшим достижениям греческого искусства, но он интересен с точки зрения иконографических деталей. По пандусу, выложенному плитами, мы приближаемся к храму Аполлона. Подобно афинскому Парфенону дельфийский храм стоял на стилобате, с севера — на скале, а с юга его поддерживали четырехметровые субструкции, подкрепленные описанной выше большой террасой. Трехступенчатый стилобат, сложенный из голубоватых блоков известняка, добывавшегося в близлежащей каменоломне горы св. Ильи, ныне сильно поврежден. Храм, который плохо сохранился, был гексастильным дорийским периптером длиной 60,32 м, шириной 23,83 м, обрамленным шестью колоннами к востоку и западу; с юга и севера храм имел по пятнадцать колонн, а кроме того, по две колонны в антах в {16} пронаосе и опистодоме. Колонны и стены святилища были сложены из известняка и покрыты стуком. В процессе дополнительных исследований, проведенных Французской школой в 1939-1941 годах, было наново установлено шесть колонн юго-восточной угловой части перистасиса. Разрушение храма, однако, настолько значительно, что без помощи литературных источников, а в особенности описания Павсания, невозможно было бы теперь воссоздать планировку его интерьера.
С востока, у входа, находился портик-пронаос, на стенах которого были начертаны изречения семи мудрецов, в том числе Γνώδι σαυόν (Познай самого себя) и Μηδέν άγαν (Ничего слишком). Там стояла также статуя Гомера. Над входом, ведущим в целлу, был помещен таинственный знак в форме буквы Е (эпсилон): из дерева и из бронзы — приношение от афинян, а также золотой — от жены императора Августа, Ливии. Плутарх (Этические сочинения, 3) дал нам интересное истолкование мистического значения этого символа знаменитой пифагорейской пятерки (эпсилон — пятая буква алфавита). Местная традиция приписывала знаку Е магическое значение, считая, что он имел влияние на оракула, заставляя его давать ответы. В длинной узкой целле, по всей вероятности расчлененной на три нефа двумя рядами колонн (по 5 в каждом), помещался алтарь Посейдона, статуи Мойр, их главы Аполлона Мойрагета, а также железный трон Пиндара. Во время церемонии «угощения богов» (феоксении) поэта трактовали как гостя бога и он получал из общей жертвы свою часть. За целлой располагался адитон. По-видимому, это было подземное помещение, где находился «пуп земли» — знаменитый омфалос, а также статуя Аполлона, саркофаг Диониса и, наконец, самое главное — треножник Пифии, по преданию стоявший над расщелиной в скале, называемой хаемой, из которой исходили дурманящие газы. Эта расщелина соединялась с расположенным выше источником Кассотидой посредством подземного хода; у его выхода, около упомянутого выше святилища Геи-Фемиды находился колодец. Несмотря на усиленные поиски эта расщелина, игравшая столь важную роль в действе оракула, не была найдена. По преданию над адитоном было отверстие в потолке, через которое выходили газы и испарения. С западной стороны пронаосу соответствовал опистодом. Храм, который мы описали, был последним из зданий, воздвигавшихся в разное время на этом месте; он был сооружен в 369-321 годах до н.э. после разрушения храма Алкмеонидов во время землетрясения в 373 году до н.э. и существовал до конца античной эпохи. В римское время храм несколько раз обновлялся. До него там стояли четыре более древних храма Аполлона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|