Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Театр и окружающие памятники.




Главной постройкой, расположенной в верхней части святилища Аполлона, был театр, занимающий северо-западную угловую часть этой террасы. Минуя руины скены мы подходим к орхестре, лежащей на высоте 584,77 м над уровнем моря. Дельфийский театр, построенный в IV веке до н.э., был реставрирован в 159 году до н.э. царем Пергама, Эвменом II; позже римляне ввели здесь некоторые изменения Театр — это единственное архитектурное сооружение Дельф, пригодное для использования; здесь до сих пор даются представления во время дельфийских фестивалей.

Вогнутый театрон шириной 50 м имел тридцать пять рядов, расположенных двумя ярусами — в нижнем было двадцать семь рядов, в верхнем — семь; на высоте 596 м над уровнем моря находится диазома (проход). Театрон был поделен на 13 секторов-клиньев: семь в нижней части, шесть в верхней; их отделяли друг от друга лестницы — восемь внизу и семь вверху Скамьи для зрителей, выполненные из белого паросского мрамора могли вместить пять тысяч зрителей. С верхних рядов открывался прекраснейший вид на великолепную панораму Дельф. Все святилище Аполлона видно отсюда, как на ладони.

{18}Спускаясь вниз, мы попадаем на орхестру, имеющую в диаметре 18,50 м, выложенную полигональными плитами известняка, окруженную крытым стоком. На передней стене проскения длиной 9 м находился фриз с рельефами, изображавшими подвиги Геракла. Эти рельефы, помещенные ныне в дельфийском музее, не лучшим образом представляют греческое искусство начала христианской эры. За проскением находятся стены собственно скены, отделенные лишь узким проходом от памятника в честь Кратера, изображавшего сцену охоты Александра Македонского. Вымощенный плитами парод театра ведет на так называемую «театральную улицу». С левой стороны видны руины двух сокровищниц--храмиков, принадлежащих к окруженному стеной святилищу Диониса, с правой — мале­нький храм Посейдона, превращенный в церковь св. Николая. Возможно, что на склоне горы, за упомянутыми выше сокровищницами находилась священная оливковая роща.

Поднимаясь вверх вдоль задней стены монумента Даоха, мы завершаем обход святилища Аполлона, доходя до знаменитой Лесхи книдян. Этот памятник находится теперь в пла­чевном состоянии. Осталось только немного поросших мохом руин сооруженных из туфа орфостатов, т.е. основания стен и остатки штукатурки. Как мы видим, Лесха книдян была построена из непрочных материалов — кирпич-сырец и дерево не могли устоять перед разрушительным действием времени. В этом и заключается трагическая ирония судьбы. Ибо постройки такой конструкции, т.е. те, стены которых были выложены из гладких пригнанных блоков камня, греки украшали обычно внутри живописью. Интерьер Лесхи книдян был также расписан фресками, которые выполнил самый знаменитый живописец эпохи классики — Полигнот. До нас дошло лишь подробное описание неоцени­мого Павсания, однако может ли даже самое совершенное повествование хоть частично возместить утраченное навсегда произведение? Известно, что сюжеты фресок были заим­ствованы из великого греческого эпоса («Падение Трои» и «Одиссей в царстве Аида»).

 

Мармария

Свое посещение Дельф Павсаний начал со святилища Афины. Нынешние путеводители также советуют туристам отсюда начинать маршрут, ибо тогда нет необходимости дважды подниматься по той же дороге. В топографическом отношении святилище Афины действительно как бы предшествует главному святилищу — месту культа Аполлона. Священный участок Афины расположен в 1500 м к юго-востоку от святилища Аполлона, ниже теперешнего шоссе, ведущего к городку Арахова. Террасу, на которой находятся руины, окружает прекрасная оливковая роща. Живописный эффект сочетания белого мрамора с зеленью фона придает пейзажу неповторимую прелесть; здесь спокойнее и тише, чем среди каменной пустыни теменоса Аполлона.

Святилище Афины принято называть Мармария от латинского marmor — мрамор. Греки почитали здесь богиню как предхрамную — Афину Пронайу, либо, благодаря игре слов, как Пронойу, что означает по-гречески предвидение. Священный участок имеет форму вытянутого прямоугольника (150x40 м). Он окружен стеной, имеющей большей частью регулярную кладку. В святилище мы попадаем через широкие (2,68 м) ворота; вход ведет на узкую восточную террасу, предшествующую собственно святилищу. Итак мы находимся на территории, являвшейся еще в архаическую эпоху местом культа Афины Эрганы и Застерии. В процессе первой фазы археологических раскопок ученые сразу же натолкнулись на остатки архаических алтарей и памятников с надписями, помещенные ныне в местном музее. Позднейшие исследования, проводившиеся в 1922 году членом Французской школы Р.Деманжелем показали, что историю этого места следует связывать с более древним периодом — с микенской эпохой. Самым крупным сооружением святилища был дорийский храм Афины Пронайи, имевший форму периптера-гексастиля длиной 27,45 м и шириной 13,25 м, выстроенный из туфа в конце VI века до н.э. на месте более ранней постройки, относящейся к концу VII века до н.э.

{19} Геродот (VIII, 39) рассказывает нам о том, как бог поспешил на помощь Дельфам, которым угрожала армия Ксеркса в 480 году до н.э. С вершины Федриад скатились тогда огромные глыбы скал и задавили множество врагов. Остальное сделали дельфийские воины. Действительно, примерно в то время, хотя может быть не совсем совпадающее со временем, о котором гласит дельфийская легенда (то же самое повторилось во время нашествия галлов в 279 году до н.э.), произошло землетрясение, во время которого с гор обрушилась лавина камней, разрушая, в частности, храм Афины Пронайи. Геродот видел собственными глазами результаты этой катастрофы, о которой мы можем судить по описаниям подобного бедствия, разыгравшегося 26 марта 1905 года. Во время сильной грозы с горы оторвались три громадных глыбы камня, разбивая на мелкие куски двенадцать из пятнадцати колонн, открытых во время раскопок в 1900 году. Нет ничего странного поэтому, что уже в древности это место сочли опасным и новый храм Афины построили несколько дальше к западу. Павсаний видел уже только заброшенные руины старого храма, выстроенного в VI веке до н.э.

Мармария тоже имеет свою Священную дорогу. Она тянется вдоль южного края террасы, имеющего здесь вид двух уступов. Верхний поддерживает стена архаического периода, спустившись же по ступеням на нижний уступ мы видим субструкции классической эпохи. Центральную часть террасы некогда предохраняла сверху разрушенная ныне стена из туфа. Там находятся руины трех построек. С восточной стороны стояла сокровищница в дорийском ордере, выстроенная между 480 и 475 годами до н.э. Ее фундамент имел два слоя: нижний был известняковый, верхний — мраморный; его размеры — 7,28 X 10,41 м. Постройку окружал выдолбленный из камня сточный канал. Перед ней находятся остатки постамента неизвестного происхождения, а кроме этого, фундамент четырехугольного алтаря.

Рядом с дорийской сокровищницей стояла несколько меньшая по размерам (6,37 х 8,63 м) ионийская сокровищница, построенная по всей вероятности массалиотами в 530-525 годах до н.э. Павсаний видел внутри несколько статуй римских императоров. Судя по сохранившимся архитектурным и орнаментальным фрагментам (например, обрамляющий цоколь профиль торуса), эта сокровищница отличалась такой же тщательностью исполнения, как и относящийся к тому же времени знаменитый монумент сифносцев в святилище Аполлона.

Третьей постройкой, располагавшейся на центральной террасе, является знаменитый Фолос — мраморная ротонда, принадлежащая к настоящим жемчужинам аттической архитектуры конца V века до н.э. Ротонда была построена вероятно около 400 года до н.э.; для чего она была предназначена, нам, к сожалению, не известно. Не знаем даже, была ли это постройка культового назначения. Витрувий (Десять книг об архитектуре, VII, Вступление, 12) утверждает, что ее создатель Феодор из Фокеи написал о ней целый трактат, как Иктин о Парфеноне. Фолос представлял собой моноптер с двадцатью наружными дорийскими колоннами, стоящими на круглом трехступенчатом стилобате. У круглой целлы вход был с южной стороны. Пол, выложенный из плит белого мрамора, контрастировал блестящей поверхностью с нижним поясом стен, выложенным из черного камня. Десять коринфских полуколонн внутри здания дополняло декор интерьера. Частичная реконструкция этого памятника хранится в дельфийском музее, на прежнем же месте до недавнего времени видны были только нижние барабаны колонн на круглом стилобате. В 1938 году археологи Французской школы in situ восстановили три колонны с антаблементом.

Западную часть участка занимал новый храм Афины Пронайи, воздвигнутый в IV веке до н.э., а также дом для жрецов. Храм, сложенный из известняка, представлял собой дорийский периптер (22,60 X 11,55 м) и имел только пронаос с ионийскими колоннами. У него не было опистодома. Под плитами пола пронаоса сохранились фрагментированные параллельные блоки. В глубине целлы виден каменный цоколь в виде скамейки, предназначенный, по-видимому, для небольших посвятительных даров.

Город

{20} Древний город — Дельфы, располагался с трех сторон главного святилища, посвященного Аполлону: с юга, востока и запада. С севера теменос Аполлона примыкал к крутому склону Родини. О руинах некоторых построек, непосредственно прилегавших к стене, окружавшей теменос Аполлона, мы упоминали, описывая святилище. Следует остановиться еще на двух комплексах памятников, раскрытых в результате французских раскопок: первый из них, юго-восточный, включает гимнасий, палестру и Кастальский ключ, второй, юго-западный — предместье Фиийя (называемое римлянами Пилеа), стадион и крепость Филомела.

 

Гимнасий.

Покидая Мармарию и пройдя на запад около 300 м по узкой тропинке среди оливковых деревьев, мы вступаем на двуступенчатую террасу, где до недавнего времени находился небольшой монастырь иерусалимских монахов. В этом месте были обнаружены руины античного гимнасия, сооруженного в 334/3-327/6 годах до н э., перестроенного и расширенного в римское время. Здесь упражнялась дельфийская молодежь и тренировались греческие атлеты перед выступлениями на стадионе. Гимнасий расположен в верхней части террасы. Сохранившиеся, хотя и немногочисленные остатки стен, дают возможность воссоздать первоначальныиЪблик сооружения. Вдоль террасы длиной 160 м располагался ксист, т е. крытый портик с гладкой беговой дорожкой шириной 7 м Параллельно крытой галерее, где происходили упражнения при плохой погоде, шла беговая дорожка такой же длины и ширины под открытым воздухом — парадромида, также замкнутая с юго--западной стороны сточным каналом

На нижней части террасы к юго-востоку от гимнасия находилась палестра. Это была своего рода пристройка к гимнасию, предназначенная для борьбы, мытья и массажей атлетов. От нее сохранилась тщательно сложенная стена высотой от 4 до 5 м, длиной 75 м, которая ограничивала участок палестры с северо-востока В первой части палестры центральным местом был квадратный двор.

Вторая часть палестры служила купальней. Примерно в центре обширного двора находился круглый бассейн 10 м в диаметре, глубиной 1,8 м Он имел ступени и два канала — один для стока грязной воды, другой для предохранения бассейна от переполнения. Вода в бассейне была холодной. Дельфийская палестра имела еще иные «современные удобства». Вдоль верхней части северо-восточной опорной стены высотой 2 м имеется одиннадцать отверстий, некогда украшенных бронзовыми масками с изображениями животных, из пасти которых лилась вода в одиннадцать находящихся внизу раковин, фрагменты которых сохранились до сих пор. Отсюда вода попадала в сточный канал (шириной 0,69 м), потом в несколько меньших бассейнов, а затем уходила в долину. Палестру снабжал водой большой резервуар, расположенный на 80 м выше в северо-западном направлении, непосредственно соединявшийся с Кастальским источником. Вода проходила сначала через верхнюю террасу гимнасия по каналу, расположенному у пародромиды, попадая затем в одиннадцать водостоков. В римское время к северу от двора палестры были выстроены горячие термы, от которых сохранились еще остатки мозаичных полов.

 

Касталия

Неподалеку от гимнасия и палестры, в северном направлении, на высоте 538 м над уровнем моря, у самого входа в расщелину между скал, прорезающую Федриады, находится знаменитый Кастальский ключ. Архитектурные сооружения этого ключа относятся {21} к архаической эпохе. Прежде всего привлекает внимание вырубленный в скале фасад, украшенный некогда мраморными пилястрами, на которых, судя по следам на скале, покоился декоративный антаблемент. Четыре ниши, по-видимому, были украшены статуями нимфы Касталии и другими вотивными приношениями

Перед этим фасадом находится десятиметровый узкий (шириной 1 м) резервуар, в который стекала вода, бившая с правой, т.е. южной стороны подтесанной скалы. Этот резервуар был покрыт плитами. Его заднюю стену образовывала скала, спереди же — каменная ограда, имевшая некогда семь отверстий с бронзовыми украшениями, откуда вода просачивалась в прямоугольный открытый бассейн (10x3 м). К нему вело восемь вырубленных в скале ступеней, по которым поднимались паломники, чтобы совершить обряд омовения, прежде чем переступить порог храма Аполлона.

Ныне это место, с которым связано столько событий и легенд древнего мира, представляет собой полную руину. Кастальский ключ течет в отдалении 15 м к западу от нового резервуара. Запущенный турецкий фонтан, расположенный ниже, на пути к Арахове, довершает картину разрушения. Неизменной осталась только величественная природа: жутковатая грозная расщелина Федриад и тень развесистых платанов, растущих у дороги. На дельфийской земле все проникнуто духом легенды, преданий, истории и даже деревья имеют свое символическое значение. Местная легенда гласит, в частности, что Агамемнон, прибывший в Дельфы перед походом на Трою заручиться советом оракула, посадил платан у Кастальского ручья, чуть ли не в самом высоком месте святилища.

 

Стадион.

Теперь мы направляемся вверх далеко за пределы святилища Аполлона, где у подножия вершины Родини и горы св. Ильи, на высоте 645 м над уровнем моря находится стадион. Он занимает продолговатый участок, тянущийся с востока на запад. С севера он довольно глубоко врезается в склон горы, а с юга укреплен субструкциями V века до н.э. Первоначально сидения, как и в Олимпии, были вырыты из земли. Окончательную же, монументальную форму стадион прибрел благодаря Героду Аттику, которому Дельфы многим обязаны. Тогда именно были сделаны каменные сидения, а у входа, с юго-востока воздвигнута большая парадная арка. До сих пор торчат еще четыре столба, поддерживавшие некогда три аркады ворот. Отсюда выходили атлеты. Длина беговой дорожки составляет 178,35 м, что равнялось одному дельфийскому стадию, состоящему из 6 плеров. Ширина дорожки в середине — 28,50 м, по обеим концам — 25,60 м. До сих пор еще различимы афесейя (старт) и терма (финиш), обозначенные линией из мраморных плит с углублениями для ступней бегунов. Кроме этого, сохранились квадратные отверстия, в которые вставлялись колышки, чтобы отделить состязавшихся друг от друга. Можно подсчитать, что одновременно могло стартовать восемнадцать атлетов.

Вдоль северного склона находилось двенадцать рядов каменных сидений, отделенных от беговой дорожки подием с барьером, на который указывают следы скреп. Далее находилась узкая дорожка 0,83 м шириной, отделенная от сидений зрителей рядом вертикально установленных каменных плит. Северная сторона сидений была разделена тринадцатью лестницами на двенадцать секторов шириной полтора плера. Только верхний ряд сидений имел спинки. Посередине находилось нечто вроде почетной трибуны, где сидения тоже были со спинками. Эти места были предназначены для лиц, пользовавшихся специальной привилегией, дающей право занимать место в первых рядах. Последняя лестница, расположенная с западной стороны, позволяла пройти в грот с источником, где освежались атлеты и зрители. Западная часть стадиона образовывала полукруглую сфен-дону с шестью ступенями. Ее разделяли три ряда лестниц между четырьмя секторами сидений. Вверху шла дорожка для зрителей, огороженная теперь новой стеной. На стыке сфендоны с южной насыпью находится канал, через который удалялись загрязнения {22} и дождевая вода. С юга было только шесть рядов сидений, устроенных на насыпи. Членение на сектора соответствовало северной стороне. Весьма примечательна надпись, относящаяся к V веку до н.э., помещенная на одном из блоков субструкции южной стороны стадиона в 15 м от входа. Под угрозой штрафа в 5 драхм она запрещала приносить на территорию стадиона молодое вино. Из этого следует, что торговля вином на стадионе воспрещалась.

Как мы уже упомнали, в начале V века до н.э. как спортивные, так и музыкальные состязания проходили на ипподроме, расположенном в долине около Кирры. Именно в это время на средства, взятые из сокровищницы храма Аполлона, начали строить стадион, куда были перенесены спортивные состязания, а также музыкальные и лирико-драматические представления. Можно было бы предполагать, что со времени постройки в IV веке до н.э. театра, эти представления не происходили уже на стадионе. На самом деле было иначе. Найденные надписи сообщают нам о средствах, взятых из дельфийской сокровищницы в середине IV века до н э. для установки деревянной сцены на стадионе, а сто лет спустя один из самнийских музыкантов, победивший в состязании флейтистов, после окончания атлетических соревнований устроил на стадионе в честь бога и греков хоровое исполнение гимна Дионису и представление фрагмента «Вакханок» Еврипида в сопровождении кифары. Как же близки были друг другу в Греции спорт и музыка! Выше стадиона, на склоне горы св. Ильи, на высоте 700 м над уровнем моря, виднеются остатки крепостных стен с башнями, сооруженных при Филомеле фокейцами в 355 году до н.э.

Спускаясь с горы св. Ильи и направляясь к югу, мы наталкиваемся на ряд погребений и вырубленных в скале надгробных ниш. Они относятся к различному времени, начиная с микенской эпохи, кончая византийским периодом. На это указывают разные типы конструкции памятников. Здесь есть и купольные погребения с дромосом, могилы, вырытые в нетвердом туфе, подземные склепы и проходы, круглые и четырехугольные ниши, наконец, скальные погребения с фасадами, вырубленными в скале. В пределах территории кладбища находилось предместье Фиийя, которое только при римском владычестве было включено в границы города и получило название квартала Пилеа.

Открытие Дельф — это, пожалуй, главная гордость французской археологии. После долгих переговоров, в процессе которых политические аспекты играли не меньшую роль, чем финансовые и научные, французская археологическая школа в Афинах (École Française d'Athènes) получила право вести раскопки в Дельфах, осуществлявшиеся с 1863 года, а наиболее интенсивно проводившиеся в 1893-1903 годах. Значение этих открытий французских археологов настолько велико, что если бы наше знакомство с греческим искусством ограничивалось бы лишь Дельфами, мы на основе одних только найденных здесь памятников могли бы представить себе эволюцию и характерные черты архитектуры и скульптуры Греции на протяжении отдельных этапов их развития. Несмотря на то, что в решении некоторых сложных, спорных научных проблем дельфийской археологии принимали участие исследователи разных национальностей, честь открытия и научной обработки одного из крупнейших, а во всяком случае наиболее важного в Греции культового центра, навсегда останется за французской наукой.

 

 



 

 

 

План теменоса Аполлона

Репродукция из книги: 1. Pouilloux — G. Roux, Enigmes d Delphes

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...