Структура и функции системы безопасности РФ
В соответствии со ст. 8 Закона «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Основными функциями системы безопасности являются: - выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; - создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; - управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; - осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство.
3. Государственные организации и ведомства Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Органы законодательной власти определяют основные направления в защите объектов безопасности; устанавливают порядок организации и функционирования органов обеспечения безопасности; осуществляют контроль за их деятельностью и т.д. Реализация положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, других нормативных правовых актов возложена на исполнительную власть в лице Президента и Правительства Российской Федерации. Судебные органы обеспечивают: защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства и т.д. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Президент РФ в области обеспечения безопасности осуществляет следующие задачи: - возглавляет Совет Безопасности РФ, - определяет стратегию внутренней и внешней безопасности; - контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; - в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; - представляет Федеральному Собранию ежегодный доклад об обеспечении национальной безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Координирующим межведомственным органом системы обеспечения национальной безопасности является Совет Безопасности РФ. Он обеспечивает реализацию функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.
Закон Российской Федерации «О полиции» обязывает сотрудников полиции принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения, а также при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз; мониторинг; оповещение; защита и обучение населения; эвакуация; аварийно-спасательные работы. МЧС России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — (МЧС России) – федеральный орган в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Одна из аварийно-спасательных служб России. Действует совместно с областными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами. Осуществляет общее руководство. Силы и средства МЧС России - Поисково-спасательная служба МЧС России; - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ФГБУ НЦУКС); - Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России субъектов РФ (ЦУКСы); - Федеральная противопожарная служба; - Спасательные воинские формирования МЧС России; - Государственная инспекция по маломерным судам; - Центр экстренной психологической помощи МЧС России; - ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности»; - Военизированные горноспасательные части; - Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Основные задачи МЧС России 1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; 2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; 5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС) В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В целях совершенствования данной системы Постановлением Правительства от 30.12.2003 года №794 утверждено новое положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.
В настоящее время Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (единая система РСЧС) – это совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, необходимых сил и средств, обеспечивающих выполнение мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Основные задачи РСЧС (в соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС») 1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС. 2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального значения в ЧС. 3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС. 4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС. 5. Подготовка населения к действиям в ЧС. 6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС. 7. Создание резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. 8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС. 9. Ликвидация ЧС. 10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций. 11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. 12. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации. Единая система строится по территориально производственному принципу, имеет 5 уровней управления: - федеральный; - региональный; - территориальный; - местный; - объектовый. 5. Гражданская оборона, ее предназначение Принятый в 1998 году Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону, как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные задачи ГО 1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в военное время. 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих в военное время. 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки. 6. Проведение аварийно-спасательных работ. 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей военного времени. 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий. 9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий. 10. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших в военное время. 11. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время. 12. Срочное захоронение трупов в военное время. 13. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. 14. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Структура гражданскойобороны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|