Правовое положение основных групп населения
Танский кодекс содержит богатый материал, на основе которого студент может выявить некоторые черты социальной структуры средневекового Китая. Основным делением танского общества было деление на свободных и лично зависимых людей («добрый люд» — лян жэнь и «подлый люд» — цзянъ жэнъ), которые в свою очередь, по ряду критериев делились на более мелкие социальные группы. Так, «подлый люд» подразделялся на зависимых от казны (см., например, ст. 28 «Лично зависимые гун, юэ и цзаху») и зависимых от частных лиц. Кроме того, «подлый люд» различался и по функциональному признаку— по роду выполняемых работ (лица, занятые в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, отправлении торжественных церемоний и ритуальных действий ипр.). Однако наибольшее значение имело деление людей категории цзян жень по степени ограничений в правах. Подавляющее большинство лично свободных составляли непривилегированные тяглые простолюдины (байсин). Как правило, наказания за проступки простолюдинов рассматривались Кодексом как стандарт, исходя из которого определялись степень и вид наказания для других категорий населения. Так, Кодекс выделяет лиц, по своему правовому положению приравненных к домашнему скоту и другому имуществу. Вместе с тем известны и отдельные группы «подлого люда», правовое положение которых было приближено к статусу младших членов семьи (так, ст. 47 «Лично зависимым гуаньху и буцюй» в качестве общего правила предписывала наказание наравне с лично свободными простолюдинами). Преобладающее количество статей Кодекса посвящено между тем другой категории «доброго люда» — чиновничеству, чье поведение регламентировалось на основании учения Конфуция «о благородном человеке», занимающем привилегированное положение в танском обществе. Чиновничество подразделялось на две категории — чиновников основного штата и вспомогательного штата. Студенту необходимо проанализировать соответствующие статьи документа и выявить специфические экономические, социальные и правовые привилегии государственных служащих и членов их семей.
Правовое положение конкретного лица в средневековом Китае в значительной мере определялось также в зависимости от занимаемых почетных и наградных должностей, а также аристократических титулов. Каждой должности и титулу соответствовал определенный ранг, согласно которому и предоставлялись те или иные преимущества, носившие экономический (получение соответствующего своему рангу жалования, земельного участка, освобождение от уплаты налогов и трудовых повинностей) и правовой характер. К иным преимуществам, помимо права на соискание должности определенного ранга, относилось предоставление родственникам и подчиненным «тени». Этот институт представлял собой общеобязательный способ передачи влиятельным лицом экономических и правовых привилегий на основе родственной или функциональной близости. Интенсивность «тени» зависела от ранга «тенедателя» и от степени родственной или функциональной близости «тенедателя» или пользователя «тени». С одной стороны, «тень» (инь) предусматривала смягчение или освобождение от наказания в случае совершения преступления пользователем «тени» (возможность подачи прошения, уменьшения наказания, откупа). С другой стороны, «тень допуска» (чушэнь) предоставляла преимущества родственникам должностного лица при соискании ими должности. Студенту надлежит обратить внимание на ряд правил, регламентирующих деятельность чиновничества, способы их продвижения по служебной лестнице, с которыми были неразрывно связаны их правовые привилегии. В связи с этим необходимо выделить систему ежегодных академических экзаменов на ученую степень[21], институт проверки заслуг — ежегодной аттестации управленческого персонала, проводимой непосредственным начальством. Это закреплялось в традиционных формулировках «четырех достоинств» и «двадцати семи совершенств», системе откупов чиновников от наказаний и практике автоматического повышения ранга после четырех лет пребывания в одной должности. Для чиновников высокого ранга продвижение по служебной лестнице требовало одобрения императора, что также свидетельствовало о неоднородности самой чиновничьей бюрократии и делении ее на четко обозначенные группы.
Институт служебных взысканий, противоположный автоматическому повышению чиновника по службе, предусматривал различные взыскания: разжалование, лишение занимаемой должности, запрещение заниматься служебной деятельностью на протяжении определенного времени, понижение ранга. Студенту следует обратить внимание и на то, что в традиционном китайском обществе правовой статус индивида определялся не только его местом в социальной иерархии, но и выполнением в данный конкретный момент общественно значимой деятельности, благодаря чему любой человек получал усиленную правовую защиту. Лица, выполняющие одинаковые социальные функции, образовывали социальную группу, обозначаемую термином «сэ» (цвет), часто переводимым как «статус». В зависимости от того, является ли функция постоянной или временной, смысловое содержание термина «сэ» могло варьироваться. Под категорией «сэ» можно понимать и сословие, и социальный слой, и группу лиц с конкретными правомочиями, и чиновничий ранг. Согласно традиционным представлениям, такие постоянные функции, как функция правителя и подданного, отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, друзей, соответствовали пяти типам социальных связей (у лунь), выраженных в отношениях взаимного морального долженствования (между правителем и подданным), родства (между отцом и сыном), субординации (между старшим и младшим братьями), различия (между мужем и женой) и доверия (между друзьями), упорядочивали устои общества и особо охранялись средневековым китайским правом.
Преступления и наказания Прежде чем приступить к анализу конкретных видов преступлений и наказаний, студент должен ознакомиться с общими принципами и подходами китайского права к нарушению социальных норм. Употребление термина «преступление» в средневековом китайском праве имело свою специфику. Отношение к преступлению и наказанию в Китае эпохи Тан базировалось на традиционных представлениях, отчасти заложенных еще в древности. Согласно этим представлениям, истоки преступлений коренились в желаниях людей, в их стремлении к богатству и знатности, причем главным носителем преступной воли считался простой народ, для которого, собственно, и предназначались предписываемые правителем законы. Преступление толковалось как нарушение норм общественного поведения и утрата ли, причем его совершение не только нарушало социальный порядок, но и разрушало гармонию мироздания, всеобщего космического порядка. Поэтому и считалось, что негативное воздействие преступного деяния на окружающую природу необходимо было скомпенсировать применением наказания. Причем восстановление этого нарушенного вселенского равновесия требовало строгого соответствия конкретного наказания совершенному преступлению, так как чрезмерность наказания усугубляла природную дисгармонию. Доказательством подобного подхода к совершению преступления может служить та тщательность, с которой танский законодатель работал над установлением соответствия наказаний разнообразным преступлениям и обстоятельствам их совершения. Чтобы не нарушить гармонию мироздания, даже приведение приговоров в исполнение не должно было производиться в период действия созидающей стихии Янь (весной и летом). Человека можно наказывать только в период увядания природы, когда господствует разрушающая стихия Инь (осень и зима). Раскаяние преступника и исправление содеянного (устранение последствий правонарушения) считалось восстановлением нарушенной гармонии, не требующим вмешательства государства в виде наложения наказания, за исключением особо нетерпимых случаев. К числу подобных преступлений относились, например, общегосударственные, при совершении которых компенсация нарушенной гармонии мироздания требовала применения чрезвычайных мер, таких как общесемейная коллективная ответственность, немедленное приведение приговора в исполнение (в любое время года) и пр.
Среди многообразия преступлений Танский кодекс особо выделяет «десять зол», считавшихся наиболее опасными и аморальными. Конкретный перечень «десяти зол» дается в ст. 6 Кодекса. Все эти преступления назывались смертью и не могли быть погашены никакими привилегиями преступника, даже на основе правил «тени»; совершивший их не мог быть помилован или прощен. Морально-этическая трактовка преступлений в средневековом китайском праве предполагала причисление к ним не только нарушения норм уголовного права, но и правонарушения в гражданском, административном, семейном праве, которые в танском Китае занимали соответствующее место в общей шкале уголовных наказаний. Еще одна особенность танского «уголовного права» была связана с неразделенностью административной и судебной власти. Поэтому местные власти на уровне уезда и округа могли самостоятельно применять лишь наиболее легкие виды наказаний. Каторга или ссылка как наказания более строгие в случае ошибочной трактовки преступления могли повлечь существенное нарушение равновесия в природе. Поэтому решение о них выносилось только центральными учреждениями, наделенными большей ответственностью. Применение смертной казни требовало сложной процедуры, ключевым моментом которой являлось неоднократное вынесение смертного приговора самим императором, наделенным соответствующими полномочиями Небом. В этом можно усмотреть своеобразный гуманизм китайской средневековой карательной системы. Особое значение традиционное китайское право придавало ситуационной оценке конкретного преступления. Принцип равенства всех перед законом в танском праве предусматривал лишь обязательность возмездия, независимо от должностного и общественного положения лица, совершение же одинакового преступления могло повлечь за собой разные наказания, зависящие как от социального положения лица, совершившего преступление, так и от сопутствующих ему обстоятельств. Одним из факторов, определяющих оценку преступления, являлось социальное положение конкретного лица, его принадлежность к привилегированным слоям населения, прежде всего к чиновничеству и знати, а также к простолюдинам или «подлому люду», пораженному в правах. Закон, как правило, указывает лишь меру наказаний для простолюдинов, не находящихся между собой в родстве и не связанных функционально («стандартная» ситуация). В зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступления Кодекс предписывал различные модификации в применении наказаний.
При анализе соответствующих статей Танского кодекса студент легко обнаружит определенные закономерности в порядке наложения наказания в зависимости от принадлежности преступника к той или иной социальной группе. Широко практиковалась замена наказаний для знати, родственников императора и чиновничества. Однако следует подчеркнуть, что при совершении преступления чиновником с использованием своего служебного положения имело место ужесточение наказания (ст. 35, 136, 148, 247 и пр.). Преступники, принадлежащие к «подлому люду», как правило, подвергались более жестоким наказаниям по сравнению с простолюдинами. Часто при назначении наказания этим лицам учитывались и интересы их хозяев, например применялись заменяющие наказания. Так, каторга или ссылка заменялись другим наказанием, для того чтобы оставить лично зависимого члена общества при его хозяине (см., например, ст. 28). Кроме того, в случае нарушения моральных норм в Отношениях лично зависимых категорий населения применялось смягчение наказания, так как считалось, что по своей природе они не могут соответствовать высоким требованиям морали. Социальное положение оказывало воздействие на тяжесть наказания и в силу принадлежности потерпевшего к разным социальным слоям. Так, преступление простолюдина в отношении чиновника каралось строже, нежели аналогичное преступление против другого простолюдина. На характер наказания влияли функциональные и субординативные связи сторон правонарушения. Преступление против собственного начальника каралось жестче, чем совершение преступления просто против чиновника более высокого ранга. Это же относилось и к родственным связям. Совершение преступления против старшего родственника каралось злее строго, чем против родственника того же возраста, что и правонарушитель. При определении наказания за совершение преступлений в отношении родственников традиционное китайское право придавало особое значение принадлежности указанных лиц к различным поколениям и степеням родства, определявшимся сроком ношения траура по умершему родственнику, а также наличием условия совместного проживания и пользования одним и тем же имуществом. Преступные действия против старших родственников наказывались строже, чем против младших. Преступления старших родственников против младших, наоборот, наказывались значительно мягче, так как считалось, что старше в семье обязаны воспитывать младших и, следовательно, вправе были назначать им любые наказания. При совершении преступления несколькими членами одной семьи ответственность несли старшие в семье, младшие же члены семьи, даже если они и были исполнителями преступления, рассматривались лишь как инструмент преступной воли старших, ибо согласно традиции наказывалось не столько само преступное деяние, сколько преступная воля. С этим постулатом Танский кодекс связывал ограничения в применении наказания к лицам, не способным полностью оценить свои действия. К числу таких лиц относились малолетние (младше 15 лет), старики 70 и более лет, а также инвалиды. Статья 30 Кодекса предусматривает различные льготы при назначении наказаний этим категориям правонарушителей. Понятие вины в традиционном китайском праве, в основе которого лежали морально-этические положения ортодоксального конфуцианства, трактовалось шире, чем в современной доктрине уголовного права. С учетом расширенной трактовки форм вины танское право различало: предумышленное действие (моу) — преступление, совершенное по заранее разработанному плану; преднамеренное действие (гу) — преступление, вызванное желанием совершить преступное деяние, но без предварительно разработанного плана; случайные преступления (гоши) — непредвиденные и непредумышленные преступления, совершаемые в силу стечения обстоятельств; преступления, совершаемые по ошибке (ши). Как видно из данной классификации, под понятие преступления подпадали и случайные действия (казус), исключающие привлечение к уголовной ответственности в современном уголовном праве. Применяемые Танским кодексом наказания подразделялись на пять видов (наказания легкими палками, наказания тяжелыми палками, каторга, ссылка и смертная казнь), делившихся, в свою очередь, на 20 разновидностей. Подробно с перечнем наказаний студент может ознакомиться при анализе ст. 1—5 Кодекса. Каждой разновидности наказания соответствовало определенное количество меди, вносимое в качестве откупа от данного наказания. Одним из наиболее архаичных институтов Танского кодекса являлся институт коллективной ответственности, введенный легистами для усиления контроля государства за различными социальными группами общества. Коллективную ответственность могли нести как члены семьи правонарушителя, так и его сослуживцы или соседи (см. ст. 253, 146, 361, 288 и др.). В явном противоречии с этим положением находилась конфуцианская обязанность ближайших родственников укрывать членов семьи, совершивших преступление, так как донос на ближайшего родственника преследовался в уголовном порядке. Общесемейную коллективную ответственность несли родственники лиц, совершивших первый, второй, третий и пятый вид преступлений, входящих в список «десяти зол», а также ближайшие родственники предателей, передавших вратам информацию о выступлении против них правительственных войск (см. ст. 232), При помощи категории цзан (присвоение) в средневековом китайском праве наказывались любые незаконные операции с имуществом. Согласно разъяснению ст. 3,3 выделялось шесть разновидностей присвоения: грабеж, кража, взятка с нарушением закона, взятка без нарушения закона, приобретение имущества в сфере полномочий и незаконное присвоение. Из данного перечня следует, что уголовному наказанию подлежали не только имущественные преступления, закрепленные нормами современного уголовного права, но также и ошибочное взимание налога (ст. 153), получение имущества по договору с применением угрозы, обмана и пр. Наказание за подобного рода правонарушения варьировалось в зависимости от размера присвоенного имущества и способа присвоения (корыстный, бескорыстный), характеризующего степень моральной ущербности преступника. Отдельно следует остановиться на преступлениях чиновников. Они, согласно представлениям танского общества и традиционной китайской морали, не могли совершать просто преступления как простолюдины. Правонарушения чиновника рассматривались в качестве или «частного», или «общественного» преступления. Если под частным преступлением подразумевалось всякое сознательное, часто корыстное, отклонение от надлежащего Доведения, то общественное преступление имело место допущении во время исполнения служебных обязанностей неумышленных ошибок, упущений, нарушений Правил внутреннего распорядка и пр. Один и тот же проступок должностного лица при этом мог квалифицироваться и как частное преступление, и как общественное, требуя соответствующего наказания (малого или большого штрафа). По общему правилу, общественные преступления наказывались вдвое легче частных. Как уже отмечалось, правовая защита лица зависела не только от общественного положения, но и от исполнения им в данный момент специфической общественной функции. Посягательство на жизнь лица, выполняющего особую социальную функцию, наказывалось значительно строже, вне зависимости от его ранга в должностной иерархии (например, преступление против посланца, выполняющего то или иное государственное поручение). Раздел II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|