Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовное установление Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») 653 г.




(2 часа)

План семинарского занятия

1. Источники права средневекового Китая. Общая ха­рактеристика Танского кодекса.

2. Правовое положение основных групп населения.

3. Преступления и наказания.

Цель семинарского занятия

Правовой памятник средневекового Китая «Тан люй шу и» («Уголовные установления с разъяснениями») со­ставлен в годы правления императорской династии Тан (VII — X вв.), в эпоху расцвета средневековой китайс­кой цивилизации и окончательного оформления тради­ционной системы китайского права, идейную основу ко­торого составили положения ортодоксального конфуци­анства. Во время правления династии Тан Китай был одной из самых могущественных держав мира, а осуще­ствленная в это время кодификация китайского права послужила образцом для всех последующих династийных кодексов вплоть до начала XX в., когда в результате Синьхайской революции в 1911 г. была свергнута после­дняя императорская династия.

Целью занятия является анализ основных положений Танского кодекса, его специфических институтов и са­мобытных черт китайской нормативно-правовой куль­туры, базирующейся на синтезе древних традиционных нормативных представлений и более поздних доктринальных политико-правовых концепций конфуцианства и легизма.

1. Источники права средневекового Китая. Общая характеристика Тайского кодекса

Кодекс «Тан люй шу и», первый полностью дошед­ший до нас правовой памятник средневекового Китая, представляет собой сборник предписаний «люй» — норм главным образом уголовно-правового характера.

Образцом для составления Танского кодекса послу­жил один из кодексов предыдущей династии Суй[20]. Пол­ностью работа над Кодексом была закончена лишь к 653 г. Существенным отличием танской кодификации от дру­гих является наличие в ней разъяснений («шу и»), что отражено в самом названии памятника. Студенту следует обратить внимание на своеобразную структуру кодекса: «Тан люй шу и» состоит из 30 цзюаней (частей-свитков), подразделяемых на 502 статьи, которые сведены в 12'разделов. В настоящее время на русском языке опуб­ликованы шесть первых разделов:

Наказания и нормы их применения. Цзюани 1—6 I, (57 статей);

Охрана и обеспечение запретов. Цзюани 7—8 (33 статьи);

Служебные обязанности и порядок их исполнения. Цзюани 9-11 (59 статей);

Семья и брак. Цзюани 12—14 (46 статей);

Государственные конюшни и хранилища. Цзюань 15 (28 статей);

Самовластные мобилизационные действия. Цзюань 16 (24 статьи).

Усвоение нормативного материала Кодекса вызывает определенные трудности, обусловленные колоссальным объемом текста, сложностью языка, ограниченностью и повторяемостью лексических оборотов, особенностью структуры, специфической логикой изложения, многочисленными обращениями к историческим прецедентам, свидетельствующими об устойчивых ассоциациях с глубинными пластами традиционной культуры. В связи с этим для правильного понимания положений Танского кодекса студенту необходимо ознакомиться с истори­ческой и философской основами традиционного китай­ского права.

Становление в Китае писаного права претерпело дли­тельную эволюцию.

В китайском обществе еще с древности сложился ряд своеобразных соционормативных принципов и институ­тов, впоследствии глубоко укоренившихся в традици­онном сознании и наложивших свой отпечаток на всю правовую культуру Китая. Жизнь китайского общества регулировалась, с одной стороны, совокупностью тра­диционных морально-этических норм (ли), с другой — системой наказаний (сын)- Причем считалось, что толь­ко элитарные слои китайского общества всегда следуют в своем поведении нормам ли и не подлежат наказанию со стороны государства. Тот же, кто не соблюдает пред­писания морали (простолюдины и варвары), нуждается в насильственном наказании.

Законодательное и правовое регулирование социаль­ной жизни изначально виделось как некая вынужденная и вспомогательная мера. Согласно древнекитайской пра­вовой традиции закон, лишенный религиозной санк­ции (в отличие от других стран Древнего и Средневеко­вого Востока, европейской Античности и Средневеко­вья), первоначально применялся только варварами (некитайцами), не понимающими норм морали. Лишь со временем, когда «нравы в Поднебесной стали пор­титься», законы пришлось принимать и в Китае.

Периоды китайской истории Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) и Чжаньго (V—III вв. до н. э.) известны бурным развитием китайской государственности, важными из­менениями в социальной структуре общества и его иде­ологии. Эти процессы нашли отражение в оформлении различных политико-правовых доктрин, разрабатывае­мых в качестве практических методов управления «идеальным и гармоничным» государством. Именно эти учения — раннего конфуцианства, легизма и др. — в сочетании с древнейшей традицией заложили основы сред-1евекового китайского права.

Основное внимание китайской политико-правовой мысли было направлено на достижение гармонии внутри общества, правильное распределение полномочий между правителем, аристократией и простым народом. Наибольший вклад в развитие теории и практики го­сударственного регулирования внесли раннее конфуци­анство и легизм.

Согласно учению Конфуция (Кун-цзы) и его учени­ков в качестве главного инструмента в достижении со­циальной гармонии выступали нормы ли — моральные устои общества, закладываемые воспитанием и исполняемые в силу социального долга, как наиболее полно Соответствующие человеческой природе. Гарантом неиз­менности моральных устоев ли, согласно Конфуцию, выступало Небо (Тянь) — верховная организующая и гармонизирующая сила мирового устройства.

Победу конфуцианства в противоборстве с другими доктринами обусловило заимствование им наиболее продуктивных положений и принципов иных учений, в первую очередь из легизма («школы закона» — «фа-цзя»), представленных в реформаторской деятельности Шан Яна, императора Цинь Шихуанди (IV—III вв. до н. э.).

Теоретическую основу легизма составили представления о применении законов — фа как наиболее дей­ственного инструмента достижения практической пользы государства и правителя. Представители «школы закона» стремились в короткие сроки улучшить мир, считая, что все население «Срединного государства», включая претендующую на власть высшую аристократию, должно полностью зависеть от указаний правителя. Средством установления такой зависимости должны стать законодательно вводимые награды и наказания. Поведение, соответствующее образцам, устанавливаемым государем (нормам фа), должно поощряться, не соответствующее же этим предписаниям поведение дол­жно рассматриваться как уголовное преступление и на­казываться.

Длительная борьба конфуцианства и легизма привела к оформлению кардинально нового учения — ортодок­сального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений полити­ко-правовой мысли. Основной тезис ортодоксального конфуцианства, оформившийся в процессе так называ­емой конфуцианизации китайского законодательства, которая завершилась к периоду правления династии Тан, состоял в утверждении того, что надежное управление государством возможно лишь при комплексном исполь­зовании позитивных, предписанных нормами ли, и не­гативных, запрещаемых нормами фа, стереотипов пове­дения. Студент может выявить наличие этого принципа ортодоксального конфуцианства на примере многочис­ленных этически ориентированных положений Танского кодекса. Подобная направленность норм Танского кодекса обусловила большое количество разъяснений, обоснований того или иного положения, исторических примеров, отсылок к памятникам древности, коммен­тариев со ссылками на моральные устои. Этико-философская основа стоит за каждым значимым предписа­нием Кодекса (см., например, разъяснения к ст. 6 «Де­сять зол»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...