Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель – желаемое состояние системы, в результате управления процесса ее развития.




Место теории организации в системе научных знаний.

ТО- наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности.

Социология- наука, изучающая общественные структуры, их элементы, а также социальные процессы, протекающие в эти структурах.

 

Философия- наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, ориентированная на выработку обобщенной системы взглядов на отношения человека с окружающим миром.

 

Социальная психология – наука, изучающая поведение людей в социальных группах, а также психологические характеристики самих этих групп.

 

Кибернетика- наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

 

Управление организацией – это принятое на уровне звена управленческое решение, это новая информация, которой руководствуются все те, кого это решение касается.

 

Предметом и результатом труда управляющей части организации является информация.

Связь ТО с другими отраслями знаний позволяет рассматривать ее как междисциплинарный предмет.

 

Основные этапы развития науки об организации.

1. Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента»(начало XX века — конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера и «науки администрирования» А. Файоля. Однако порожденные этими концепциями технократические иллюзии в управлении начали развеиваться уже в 30-е годы. Рационализм в управлении, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности деятельности орг-ций и руководителей.

2_)Возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (30-е — вторая половина 40-х годов). Реакцией на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний явилось утверждение доктрины «человеческих отношений». Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора и привлекала достижения психологии, социологии, культурной антропологии для углубленного понимания реальной сути управления в орг-циях.

На ее основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия членов орг-ции в управлении, повышению эффективности лидерства.

3. Возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время). В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.

 

3) Сущность и содержание категории «организация».

Объединения людей принято называть группами или организациями.

Существуют группы: первичные и вторичные.

Первичные—объединения, создаваемые для удовлетворения первичных потребностей человека.

Во вторичных удовлетворяются потребсности, имеющие психосоциальную природу(самовыражение, уважение, признание)

 

 

Организация означает строение, соединение, а также хорошее, планомерное устройство чего –либо.

Термин организация рассматривается в ТО как триединство понятий:

1) Организация как объект- искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции.

2) Как процесс – это вид деятельности, включающий в себя:

-распределение функций между членами коллектива

- обеспечение взаимодействия между людьми

-контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц

-распределение материальных и денежных фондов..

3) как воздействие – упорядочение или налаживание действия какого-либо обекта.

Понятие «социальная организация». Виды и типы социальных организаций.

Объединения людей принято называть группами или организациями.

Существуют группы: первичные и вторичные.

Первичные—объединения, создаваемые для удовлетворения первичных потребностей человека.

Во вторичных удовлетворяются потребсности, имеющие психосоциальную природу(самовыражение, уважение, признание)

 

Социальная организация – это объединение людей, направленное на достижение определенных целей.

Коллектив – это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Поведение коллектива организации оказывает значительное влияние на эффективность деятельности организации.

Принято выделять три основных вида социальных организаций:

- деловые;

- общественные;

- ассоциативные.

Деловые организации (предприятия, учреждения и т. д.). Целевой установкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой - способ получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, коллективами или социальными институтами: государством, местной властью, акционерными обществами и т. д. Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными. Каждый член такой организации получает доход в виде заработной платы и других выплат. Регулирование деятельности организации осуществляется административно-управленческим аппаратом.

Общественные организации представляют союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. Они занимаются решением социальных проблем общества и проблем членов своих организаций. Регулирование деятельности осуществляется принятием устава и соблюдением принципа выборности руководства.

Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов - это семья, круг друзей, знакомых, студенческая компания, неформальные группы и объединения.

Социальная организация как вид социальной системы

Соц организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием.

Система - искусственно созданный набор взаимосвязанных элементов и подсистем, предназначенный для достижение общей цели.

Признаки системы:

· Множество элементов

· Наличие общей цели

· Относительная самостоятельность элементов

· Наличие связей между элементами

· Четко выраженное управление

· Целостность и единство элементов структуры

Цель – желаемое состояние системы, в результате управления процесса ее развития.

Цель должна быть:

· Соц значимой

· Актуальной

· Реальной

· Понятной исполнителям

· Иметь конкретные сроки исполнения

· Совместимой с подцелями и возможностями организации

· Иметь конкретные сроки исполнения

Для координации звеньев Орг выделяют:

· Управляющую часть(дирекция, административно-упр аппарат, менеджеры)

· Управляемую часть (исполнители)

Принципы организации:

· Принцип обоснованности(организация подчиняется определенным закономерностям, определяющим ее внутринние причинно-следственные связи, ее функциональность и существование)

· Принцип целенаправленности (каждая организация стремится к достижению цели, которая будет определять ее новое состояние)

· Принцип моделируемости (каждая организация состоит из конечного числа моделей, определяющих ее сущность)

Внешняя среда организации:

· Экономические

· Политические

· Социальные

· Правовые

· Научно-технические

· Природные

· Международные факторы

Внутренняя среда организации:

· Ресурсы

· Оборудование

· Технологии

· Кадры

· Информация

· Организационная культура

· Имидж

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...