Цель – желаемое состояние системы, в результате управления процесса ее развития.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Место теории организации в системе научных знаний. ТО- наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности. Социология- наука, изучающая общественные структуры, их элементы, а также социальные процессы, протекающие в эти структурах.
Философия- наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, ориентированная на выработку обобщенной системы взглядов на отношения человека с окружающим миром.
Социальная психология – наука, изучающая поведение людей в социальных группах, а также психологические характеристики самих этих групп.
Кибернетика- наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
Управление организацией – это принятое на уровне звена управленческое решение, это новая информация, которой руководствуются все те, кого это решение касается.
Предметом и результатом труда управляющей части организации является информация. Связь ТО с другими отраслями знаний позволяет рассматривать ее как междисциплинарный предмет.
Основные этапы развития науки об организации. 1. Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента»(начало XX века — конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера и «науки администрирования» А. Файоля. Однако порожденные этими концепциями технократические иллюзии в управлении начали развеиваться уже в 30-е годы. Рационализм в управлении, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности деятельности орг-ций и руководителей.
2_)Возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (30-е — вторая половина 40-х годов). Реакцией на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний явилось утверждение доктрины «человеческих отношений». Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора и привлекала достижения психологии, социологии, культурной антропологии для углубленного понимания реальной сути управления в орг-циях. На ее основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия членов орг-ции в управлении, повышению эффективности лидерства. 3. Возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время). В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.
3) Сущность и содержание категории «организация». Объединения людей принято называть группами или организациями. Существуют группы: первичные и вторичные. Первичные—объединения, создаваемые для удовлетворения первичных потребностей человека. Во вторичных удовлетворяются потребсности, имеющие психосоциальную природу(самовыражение, уважение, признание)
Организация означает строение, соединение, а также хорошее, планомерное устройство чего –либо.
Термин организация рассматривается в ТО как триединство понятий: 1) Организация как объект- искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. 2) Как процесс – это вид деятельности, включающий в себя: -распределение функций между членами коллектива - обеспечение взаимодействия между людьми -контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц -распределение материальных и денежных фондов.. 3) как воздействие – упорядочение или налаживание действия какого-либо обекта. Понятие «социальная организация». Виды и типы социальных организаций. Объединения людей принято называть группами или организациями. Существуют группы: первичные и вторичные. Первичные—объединения, создаваемые для удовлетворения первичных потребностей человека. Во вторичных удовлетворяются потребсности, имеющие психосоциальную природу(самовыражение, уважение, признание)
Социальная организация – это объединение людей, направленное на достижение определенных целей. Коллектив – это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Поведение коллектива организации оказывает значительное влияние на эффективность деятельности организации. Принято выделять три основных вида социальных организаций: - деловые; - общественные; - ассоциативные. Деловые организации (предприятия, учреждения и т. д.). Целевой установкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой - способ получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, коллективами или социальными институтами: государством, местной властью, акционерными обществами и т. д. Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными. Каждый член такой организации получает доход в виде заработной платы и других выплат. Регулирование деятельности организации осуществляется административно-управленческим аппаратом. Общественные организации представляют союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. Они занимаются решением социальных проблем общества и проблем членов своих организаций. Регулирование деятельности осуществляется принятием устава и соблюдением принципа выборности руководства.
Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов - это семья, круг друзей, знакомых, студенческая компания, неформальные группы и объединения. Социальная организация как вид социальной системы Соц организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием. Система - искусственно созданный набор взаимосвязанных элементов и подсистем, предназначенный для достижение общей цели. Признаки системы: · Множество элементов · Наличие общей цели · Относительная самостоятельность элементов · Наличие связей между элементами · Четко выраженное управление · Целостность и единство элементов структуры Цель – желаемое состояние системы, в результате управления процесса ее развития. Цель должна быть: · Соц значимой · Актуальной · Реальной · Понятной исполнителям · Иметь конкретные сроки исполнения · Совместимой с подцелями и возможностями организации · Иметь конкретные сроки исполнения Для координации звеньев Орг выделяют: · Управляющую часть(дирекция, административно-упр аппарат, менеджеры) · Управляемую часть (исполнители) Принципы организации: · Принцип обоснованности(организация подчиняется определенным закономерностям, определяющим ее внутринние причинно-следственные связи, ее функциональность и существование) · Принцип целенаправленности (каждая организация стремится к достижению цели, которая будет определять ее новое состояние) · Принцип моделируемости (каждая организация состоит из конечного числа моделей, определяющих ее сущность) Внешняя среда организации: · Экономические · Политические · Социальные · Правовые · Научно-технические · Природные · Международные факторы Внутренняя среда организации: · Ресурсы · Оборудование · Технологии · Кадры · Информация · Организационная культура · Имидж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|