Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет экономической социологии




В. И. Зубков

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Москва


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Цель и задачи курса

 

Экономическая социология – достаточно молодое, перспективное и динамично развивающееся научное направление. Рыночные преобразования в нашей стране делают проблемы экономической социологии особенно актуальными. Их изучение позволяет определить фундаментальные элементы структуры экономического действия, детерминирующие его факторы, специализацию, мотивацию и экономический статус демонстрирующих его субъектов, а также социокультурный контекст, в рамках которого они действуют.

Цель курса – дать обучаемым систематическое представление о предметном поле экономической социологии и основных направлениях исследований в этой научной области. Проблемы экономической социологии рассматриваются прежде всего с позиций поведенческого анализа экономических процессов современного рыночного общества.

Изучение курса преследует решение следующих задач:

· определить специфику социологического и экономического анализа экономического поведения;

· рассмотреть методы и основные классические, неоклассические и неклассические парадигмы теоретического анализа экономического поведения, как в рамках социологических, так и экономических теорий;

· выделить основные методологические проблемы изучения экономического поведения: проблему рациональности и рискованности экономического выбора, принцип максимизации и его социологическую интерпретацию;

· дать анализ основных моделей экономического поведения: производственного, дистрибутивного, обменного, потребительского, а также их разновидностей и модификаций (монетарной, предпринимательской, инвестиционной, посреднической и др.);

· раскрыть основные институциональные проблемы занятости;

· рассмотреть примеры вербализации моделей экономического поведения в русском фольклоре;

· освоить основы социологического анализа социально-экономических проблем современного общества.

Предлагаемый курс является инновационным и во многом представляет собой авторское видение изучаемых проблем. Инновационность курса заключается в следующем. На наш взгляд, большинство курсов по экономической социологии, читаемых сегодня в российских вузах, страдает чрезмерной широтой охвата рассматриваемых проблем, в различных вариантах и «пропорциях» включая в себя не только фрагменты общесоциологических теорий (социальной стратификации, мобильности, конфликта) и отраслевых социологий (организаций, малых и больших групп), но даже теоретические и практические основы междисциплинарных областей социальной и социально-экономической деятельности (менеджмента, социальной работы, государственного и муниципального управления). Кроме того, в курсах нередко встречаются темы, трактуемые исключительно с позиций экономической теории. Представляется, что все это затрудняет изучение экономической социологии как учебной дисциплины.

В предлагаемом курсе мы сознательно сужаем предмет экономической социологии до одной наиболее мощной категории – «экономическое поведение», что придает учебному материалу необходимую цельность и стройность. Раскрывая же эту категорию, мы включаем в рассмотрение целый ряд смежных и дополнительных понятий, которые позволяют составить достаточно полное представление о различных направлениях и наиболее актуальных проблемах социологического анализа экономики.

Курс предназначен для студентов и аспирантов социологических и экономических факультетов высших учебных заведений, а также обучаемых других специальностей, в подготовку которых входит изучение экономического поведения. Курс изучается в течение одного семестра и рассчитан на 72 аудиторных часа и 72 часа самостоятельной работы. В соответствие с конкретными учебными планами количество учебных часов может быть увеличено или уменьшено. В последнем случае за основу курса рекомендуется взять темы, посвященные предмету и истории экономической социологии, структуре экономического поведения и его основным видам (дистрибутивному, производственному, обменному, потребительскому и предпринимательскому).

 

Тематический план курса

 

№№ п/п Наименование тем Количество часов по видам занятий Всего часов
Лекции Самостоятельная работа Семинары Круглые столы
1. Предмет экономической социологии          
2. Классические направления анализа экономического поведения          
3. Современные направления анализа экономического поведения          
4. Актуальные проблемы экономической социологии          
5. Проблема рациональности экономического поведения          
6. Принцип максимизации и его социологическая интерпретация          
7. Риск в экономическом поведении          
8. Структура и функции экономического поведения          
9. Дистрибутивное поведение          
10. Производственное поведение          
11. Обменное поведение          
12. Потребительское поведение          
13. Предпринимательское поведение и предпринимательская функция          
14. Монетарное поведение          
15. Инвестиционное поведение          
16. Посредническое поведение          
17. Социологическая интерпретация реального экономического поведения          
ИТОГО          

 


ТЕМАТИКА КУРСА, СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К НИМ

 

Тема 1. Предмет экономической социологии

Экономическая социология как одно из направлений социологической науки, ее связь с другими отраслями социологии и экономической теорией. Парадигмальность социологического анализа экономических процессов, принципы и методы их теоретической интерпретации.

Категориально-понятийная база социологического анализа экономической жизни общества. Основные теоретические проблемы экономической социологии. Содержательные и концептуальные критерии дифференциации моделей социальной активности в экономической сфере. Особенности их построения и рациональной реконструкции.

 

План семинарского занятия

1. Предмет, основные понятия и категории экономической социологии.

2. Основные проблемы экономической социологии.

3. Общее и особенное в изучении экономического поведения в социологии и в экономической теории.

4. Наиболее влиятельные парадигмы в экономической социологии.

5. Сущность поведенческого подхода в экономической социологии.

 

Задания для подготовки

1. Используя материалы лекции и рекомендованную литературу, попытайтесь раскрыть следующие проблемы экономической социологии:

- экономический субъект и его мотивация _______________________________

____________________________________________________________________

- социальная структура экономики _____________________________________

____________________________________________________________________

- социальное регулирование экономики _________________________________

____________________________________________________________________

- влияние экономики на общество _____________________________________

____________________________________________________________________

- взаимосвязь между экономическим развитием и социальными изменениями _________________________________________________________________.

2. Предложите другие проблемы, которые могут изучаться экономической социологией ________________________________________________________

____________________________________________________________________.

3. Предложите классификацию проблем, изучаемых экономической социологией _____________________________________________________________

____________________________________________________________________.

4. Заполните таблицу:

Сравнительная характеристика экономической социологии

и экономической теории

Наука Основные понятия Экономическая социология Экономическая теория
Понятие экономического человека      
Рациональность экономического поведения    
Детерминанты экономической деятельности    
Отношение экономики и общества      
Цель анализа экономики      
Используемые методы анализа      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...