Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Производственное поведение




 

Сущность производственного поведения. Материальное и нематериальное производство. Организационное поведение.

Трудовое поведение и его специфика. Затратно-компенсационные (равновесная, форсированно-неравновесная и минимизационно-неравновесная) модели трудового поведения и их когнитивно-смысловой компонент. Социальная регуляция трудового поведения.

Отношения «работник-работодатель» и проблема их симметричности. Оппортунизм и рестрикционизм в системе производственного поведения. Объективные тенденции преодоления асимметрии в контрактных отношениях и управление ими.

 

План семинарского занятия

1. Структура производственного поведения.

2. Организационное поведение.

3. Сущность и модели трудового поведения.

4. Отношения «работник-работодатель».

 

Задания для подготовки

1. Подумайте, какими из нижеперечисленных факторов обусловливается разнообразие видов организационного поведения? Приведите примеры.

· Средства, которыми располагает организация и ее члены.

· Способность адекватной интерпретации ситуации, в которой реализуется поведение.

· Различие потребностей, мотивов и целей участия в деятельности.

· Степень идентификации членов с организацией.

· Разнообразие ролей в организации, четкость и реальность ролевых требований.

· Наличие и желательность вознаграждения за демонстрацию определенного поведения.

· Степень контроля над поведением.

· Групповое давление.

· Организационная культура.

2. Подумайте, как соотносятся равновесные и неравновесные модели трудового поведения с симметричностью и несимметричностью отношений «работник-работодатель».

3. Проранжируйте когнитивно-смысловые компоненты трудового поведения по степени их важности для Вас в начале, в середине и в конце Вашей карьеры:

· затратно-потребительский,

· затратно-экономический,

· затратно-стратификационный,

· затратно-функциональный,

· затратно-креативный,

· затратно-гедонистический,

· затратно-безвозмездный.

 

Тема 11. Социальный обмен и обменное поведение

 

Природа и функции социального обмена. Субъекты, объекты и предметы экономического обмена. Критерии и измерители эквивалентности экономического обмена. Основные характеристики экономического обмена по Ф. Хайеку.

Проблемы асимметрии экономического обмена и способы их преодоления. Процесс взаимоприспособления агентов рынка друг к другу.

Коммерческое поведение, его функции и модели в зависимости от степени «жесткости» рынка.

 

План семинарского занятия

1. Природа и функции социального обмена.

2. Структура социального и экономического обмена.

3. Проблема баланса экономического обмена.

4. Сущность и модели коммерческого поведения.

 

Задания для подготовки

1. Приведите примеры качественных измерителей социального обмена, которыми Вы пользуетесь в повседневной жизни:

· субъективно-личностных ____________________________________________

· социально-психологических _________________________________________

· стратификационных ________________________________________________

· нормативно-аксиологических ________________________________________

· арбитражных ______________________________________________________

· других __________________________________________________________.

 

2. Заполните таблицу:

Реакции участников обмена на изменение объема товара на рынке

  Возможные реакции продавцов и их последствия Возможные реакции покупателей и их последствия
Увеличение объема товара 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Уменьшение объема товара 1. 2. 3. 1. 2. 3.

 

3. Как вышеприведенные реакции будут зависеть от:

· качества потребительских благ,

· наличия субститутов,

· уровня доходов покупателей,

· стабильности денежной системы,

· эластичности рынка?

 

Тема 12. Потребительское поведение

Потребление как вид экономической активности, его структура. Потребительские предпочтения, структура и факторы потребительского выбора. Лимиты и ограничения потребительского выбора. Доход, стандарт и степень компетентности (рациональности) потребления. Принципы и методы калькуляции потребительского бюджета.

Престижные, «нормальные» и девиантные модели потребительского поведения. Рациональные и иррациональные модели потребительского поведения. Мода и потребление. Социокультурная матрица потребительского поведения. Культурные, демографические этнические и стратификационные особенности потребительского поведения.

 

План семинарского занятия

1. Структура потребительского поведения и его субъектно-объектная спецификация.

2. Модели потребительского поведения.

3. Нормативный баланс потребления.

4. Социокультурные детерминанты потребительского выбора.

 

Задания для подготовки

1. Проанализируйте собственное потребительское поведение в прошлом и текущем году. Приведите примеры потребительского поведения, связанные с удовлетворением материальных, идеальных и социальных потребностей с точек зрения:

· фаз потребительского поведения _____________________________________

__________________________________________________________________

· вида благ _________________________________________________________

__________________________________________________________________

· функционального и нефункционального спроса на блага _________________

__________________________________________________________________

· нормативности баланса потребления __________________________________

__________________________________________________________________

· рациональности потребительского поведения __________________________

_________________________________________________________________.

2. Прочитайте описанный А. Аграновским «культурный тип» рядового немецкого потребителя (см.: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991. С. 143). Сравните его с отечественным «культурным типом» и каким-либо одним из других зарубежных.

«"Я получаю 580 марок, Эвелин (жена) - 430. В домашний бюджет я вкладываю две трети, она треть. Так справедливо - я ем больше. Каждый месяц кладем на книжку - я 100 марок, Эвелин - 50. Что? Да, конечно, у каждого своя книжка, у меня сбережений гораздо больше, я получаю больше и откладывать раньше начал, я старше ее. Все деньги на хозяйство у Эвелин, я ей вполне доверяю, иначе нельзя. Она ведет "хаусхальтбух" (книгу домашнего бюджета). В конце месяца смотрим, проверяем. Если у нее деньги кончились раньше, до зарплаты дня за три, она должна добавить из своих. Бывает и так, что она купила запас сока, за счет этого и перерасход, это ничего, эта сумма переходит на следующий месяц. А если она за месяц сэкономила на чем-то, то может купить себе что-нибудь, чулки, косметику... Если я вижу что-нибудь вкусное, что Эвелин любит, конфеты, бананы, я покупаю и приношу домой. Она очень рада моему вниманию, целует меня. Я даю ей квитанцию, и она вычитает этот расход из моего взноса в месячный бюджет... Ходим мы в кафе. Ресторан не очень часто, это дорого. Плачу иногда я, реже Эвелин, все-таки я мужчина. Но при этом стараемся из бюджета не выходить. В кино, театр тоже редко…" Узнав, что деньги все я отдаю жене, что сберегательная книжка у нас одна на двоих и что деньги мы не копим, а тратим по мере надобности, …[мой собеседник] воскликнул: "Я знал, что русские живут неправильно, но не думал, что до такой степени!"».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...