Тема 10. Производственное поведение
Сущность производственного поведения. Материальное и нематериальное производство. Организационное поведение. Трудовое поведение и его специфика. Затратно-компенсационные (равновесная, форсированно-неравновесная и минимизационно-неравновесная) модели трудового поведения и их когнитивно-смысловой компонент. Социальная регуляция трудового поведения. Отношения «работник-работодатель» и проблема их симметричности. Оппортунизм и рестрикционизм в системе производственного поведения. Объективные тенденции преодоления асимметрии в контрактных отношениях и управление ими.
План семинарского занятия 1. Структура производственного поведения. 2. Организационное поведение. 3. Сущность и модели трудового поведения. 4. Отношения «работник-работодатель».
Задания для подготовки 1. Подумайте, какими из нижеперечисленных факторов обусловливается разнообразие видов организационного поведения? Приведите примеры. · Средства, которыми располагает организация и ее члены. · Способность адекватной интерпретации ситуации, в которой реализуется поведение. · Различие потребностей, мотивов и целей участия в деятельности. · Степень идентификации членов с организацией. · Разнообразие ролей в организации, четкость и реальность ролевых требований. · Наличие и желательность вознаграждения за демонстрацию определенного поведения. · Степень контроля над поведением. · Групповое давление. · Организационная культура. 2. Подумайте, как соотносятся равновесные и неравновесные модели трудового поведения с симметричностью и несимметричностью отношений «работник-работодатель». 3. Проранжируйте когнитивно-смысловые компоненты трудового поведения по степени их важности для Вас в начале, в середине и в конце Вашей карьеры:
· затратно-потребительский, · затратно-экономический, · затратно-стратификационный, · затратно-функциональный, · затратно-креативный, · затратно-гедонистический, · затратно-безвозмездный.
Тема 11. Социальный обмен и обменное поведение
Природа и функции социального обмена. Субъекты, объекты и предметы экономического обмена. Критерии и измерители эквивалентности экономического обмена. Основные характеристики экономического обмена по Ф. Хайеку. Проблемы асимметрии экономического обмена и способы их преодоления. Процесс взаимоприспособления агентов рынка друг к другу. Коммерческое поведение, его функции и модели в зависимости от степени «жесткости» рынка.
План семинарского занятия 1. Природа и функции социального обмена. 2. Структура социального и экономического обмена. 3. Проблема баланса экономического обмена. 4. Сущность и модели коммерческого поведения.
Задания для подготовки 1. Приведите примеры качественных измерителей социального обмена, которыми Вы пользуетесь в повседневной жизни: · субъективно-личностных ____________________________________________ · социально-психологических _________________________________________ · стратификационных ________________________________________________ · нормативно-аксиологических ________________________________________ · арбитражных ______________________________________________________ · других __________________________________________________________.
2. Заполните таблицу: Реакции участников обмена на изменение объема товара на рынке
3. Как вышеприведенные реакции будут зависеть от: · качества потребительских благ,
· наличия субститутов, · уровня доходов покупателей, · стабильности денежной системы, · эластичности рынка?
Тема 12. Потребительское поведение Потребление как вид экономической активности, его структура. Потребительские предпочтения, структура и факторы потребительского выбора. Лимиты и ограничения потребительского выбора. Доход, стандарт и степень компетентности (рациональности) потребления. Принципы и методы калькуляции потребительского бюджета. Престижные, «нормальные» и девиантные модели потребительского поведения. Рациональные и иррациональные модели потребительского поведения. Мода и потребление. Социокультурная матрица потребительского поведения. Культурные, демографические этнические и стратификационные особенности потребительского поведения.
План семинарского занятия 1. Структура потребительского поведения и его субъектно-объектная спецификация. 2. Модели потребительского поведения. 3. Нормативный баланс потребления. 4. Социокультурные детерминанты потребительского выбора.
Задания для подготовки 1. Проанализируйте собственное потребительское поведение в прошлом и текущем году. Приведите примеры потребительского поведения, связанные с удовлетворением материальных, идеальных и социальных потребностей с точек зрения: · фаз потребительского поведения _____________________________________ __________________________________________________________________ · вида благ _________________________________________________________ __________________________________________________________________ · функционального и нефункционального спроса на блага _________________ __________________________________________________________________ · нормативности баланса потребления __________________________________ __________________________________________________________________ · рациональности потребительского поведения __________________________ _________________________________________________________________. 2. Прочитайте описанный А. Аграновским «культурный тип» рядового немецкого потребителя (см.: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991. С. 143). Сравните его с отечественным «культурным типом» и каким-либо одним из других зарубежных. «"Я получаю 580 марок, Эвелин (жена) - 430. В домашний бюджет я вкладываю две трети, она треть. Так справедливо - я ем больше. Каждый месяц кладем на книжку - я 100 марок, Эвелин - 50. Что? Да, конечно, у каждого своя книжка, у меня сбережений гораздо больше, я получаю больше и откладывать раньше начал, я старше ее. Все деньги на хозяйство у Эвелин, я ей вполне доверяю, иначе нельзя. Она ведет "хаусхальтбух" (книгу домашнего бюджета). В конце месяца смотрим, проверяем. Если у нее деньги кончились раньше, до зарплаты дня за три, она должна добавить из своих. Бывает и так, что она купила запас сока, за счет этого и перерасход, это ничего, эта сумма переходит на следующий месяц. А если она за месяц сэкономила на чем-то, то может купить себе что-нибудь, чулки, косметику... Если я вижу что-нибудь вкусное, что Эвелин любит, конфеты, бананы, я покупаю и приношу домой. Она очень рада моему вниманию, целует меня. Я даю ей квитанцию, и она вычитает этот расход из моего взноса в месячный бюджет... Ходим мы в кафе. Ресторан не очень часто, это дорого. Плачу иногда я, реже Эвелин, все-таки я мужчина. Но при этом стараемся из бюджета не выходить. В кино, театр тоже редко…" Узнав, что деньги все я отдаю жене, что сберегательная книжка у нас одна на двоих и что деньги мы не копим, а тратим по мере надобности, …[мой собеседник] воскликнул: "Я знал, что русские живут неправильно, но не думал, что до такой степени!"».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|