Решение транспортной задачи методом потенциалов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лабораторная работа №2 Методы принятия решений в условиях определенности Принятие решения в транспортных задачах Транспортные задачи, являясь подклассом задач линейного программирования, затрагивают, как правило, распределение ресурсов, находящихся у т производителей (поставщиков), по п потребителям этих ресурсов. К числу таких задач относятся: – соответствие пунктов отправления и пунктов назначения; – прикрепление потребителей ресурса к производителям; – взаимная "привязка" грузопотоков прямого и обратного направлений; – отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования; – оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями и др. Рассмотрим модель транспортной задачи на примере прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения. В т пунктах отправления (А1 А2,..., Am)сосредоточено определенное количество единиц некоторого однородного груза а1, а2, ат Обозначим количество груза, перевозимого из пункта А. в пункт В через хг. Тогда целевая функция задачи будет иметь вид
а ограничения выглядят следующим образом: а) все грузы из i -х пунктов должны быть отправлены, т.е. должен быть осуществлен полный вывоз:
б) все 7-е пункты (потребители) должны быть обеспечены грузами, т.е. должно иметь место полное удовлетворение спроса:
Суммарные объемы отправления должны равняться суммарным объемам назначения, т.е. необходимым и достаточным условием разрешимости задачи является условие баланса:
Кроме того, должно выполняться условие неотрицательности переменных:
Транспортная задача называется закрытой, если суммарный объем отправляемых грузов
Исходные данные можно представить в виде табл. 1.5.1. Таблица 1.5.1
Если дана открытая задача, то ее необходимо привести к закрытой форме. В случае, если потребности по пунктам назначения iпревышают запасы пунктов отправления, то вводится фиктивный поставщик с недостающим объемом отправления, а если [запасы поставщиков превышают потребности потребителей, то I вводится фиктивный потребитель с необходимым объемом потребления. Варианты, связывающие фиктивные пункты с реальными, имеют нулевые оценки. После введения фиктивных пунктов задача решается как закрытая. Транспортным задачам присущи следующие особенности: · распределению подлежат однородные ресурсы; · условия задачи описываются только уравнениями;
· все переменные выражаются в одинаковых единицах измерения; · во всех уравнениях коэффициенты при неизвестных равны единице; · каждая неизвестная встречается только в двух уравнениях системы ограничений.
Решение транспортной задачи методом потенциалов
Транспортные задачи могут решаться симплекс-методом. Однако, благодаря особенностям переменных задачи и ее ограничений существуют менее, громоздкие методы ее решения. Наиболее распространенным методом является метод потенциалов, при котором для каждой i -й строки (i -му поставщику) устанавливается потенциал ui, который можно интерпретировать как цену продукта в пункте поставщика, а для каждого столбца j (j -му потребителю) – потенциал vj,который можно принять за цену продукта в пункте потребителя. В простейшем случае цена в пункте потребителя равна его цене в пункте поставщика плюс транспортные расходы на его доставку, т.е.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|