Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение транспортной задачи методом потенциалов




Лабораторная работа №2

Методы принятия решений в условиях определенности

Принятие решения в транспортных задачах

Транспортные задачи, являясь подклассом задач линейного программирования, затрагивают, как правило, распределение ресурсов, находящихся у т производителей (поставщиков), по п потребителям этих ресурсов. К числу таких задач относятся:

– соответствие пунктов отправления и пунктов назначения;

– прикрепление потребителей ресурса к производителям;

– взаимная "привязка" грузопотоков прямого и обратного направлений;

– отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;

– оптимальное распределение объемов выпуска промышлен­ной продукции между заводами-изготовителями и др.

Рассмотрим модель транспортной задачи на примере прикреп­ления пунктов отправления к пунктам назначения. В т пунктах отправления (А1 А2,..., Am)сосредоточено определенное коли­чество единиц некоторого однородного груза а1, а2, ат . Известно также, что данный груз потребляется в и пунк­тах назначения (В1, В2,..., Вm) с объемом потребления b1 b2,..., bn .Известна матрица стоимостей доставки С = (cij), где cij расходы на перевозку единицы груза из пункта Аi в пункт Вj. Требуется составить экономико-математическую модель и рас­считать оптимальный план перевозок, т.е. определить, сколько груза должно быть отправлено из каждого /-го пункта (поставщи­ка) в каждый j -й пункт (потребителю) с минимальными тран­спортными издержками.

Обозначим количество груза, перевозимого из пункта А. в пункт В через хг. Тогда целевая функция задачи будет иметь вид

, (1.5.1)

а ограничения выглядят следующим образом:

а) все грузы из i -х пунктов должны быть отправлены, т.е. должен быть осуществлен полный вывоз:

(1.5.2)

б) все 7-е пункты (потребители) должны быть обеспечены грузами, т.е. должно иметь место полное удовлетворение спроса:

(1.5.3)

Суммарные объемы отправления должны равняться суммар­ным объемам назначения, т.е. необходимым и достаточным ус­ловием разрешимости задачи является условие баланса:

(1.5.4)

Кроме того, должно выполняться условие неотрицательности переменных:

(1.5.5)

Транспортная задача называется закрытой, если суммарный объем отправляемых грузов равен суммарному объему потребности в этих грузах по пунктам назначения , т.е. выполняется равенство (1.5.4). Если такого равенства нет (по­требности выше запасов или наоборот), задачу называют откры­той, т.е.

. (1.5.6)

Исходные данные можно представить в виде табл. 1.5.1.

Таблица 1.5.1

Поставщики Потребители Запасы (объемы отправления)
В1 В2 Bn
A1 c11   c12   c1n   a1
  x11   x12   x1n
A2 c21   c22   c2n   a2
  x21   c22   x2n
     
Am cm1   cm2   cmn   a3
  xm1   xm2   xmn
Потребитель b1 b2 bn  
                   

 

Если дана открытая задача, то ее необходимо привести к закры­той форме. В случае, если потребности по пунктам назначения iпревышают запасы пунктов отправления, то вводится фиктив­ный поставщик с недостающим объемом отправления, а если [запасы поставщиков превышают потребности потребителей, то I вводится фиктивный потребитель с необходимым объемом потребления.

Варианты, связывающие фиктивные пункты с реальными, имеют нулевые оценки. После введения фиктивных пунктов задача решается как закрытая.

Транспортным задачам присущи следующие особенности:

· распределению подлежат однородные ресурсы;

· условия задачи описываются только уравнениями;

· все переменные выражаются в одинаковых единицах изме­рения;

· во всех уравнениях коэффициенты при неизвестных равны единице;

· каждая неизвестная встречается только в двух уравнениях системы ограничений.

 

Решение транспортной задачи методом потенциалов

 

Транспортные задачи могут решаться симплекс-методом. Однако, благодаря особенностям переменных задачи и ее ограничений существуют менее, громоздкие методы ее решения. Наиболее распространенным методом является метод потенциалов, при котором для каждой i -й строки (i -му поставщику) устанавлива­ется потенциал ui, который можно интерпретировать как цену продукта в пункте поставщика, а для каждого столбца j (j -му по­требителю) – потенциал vj,который можно принять за цену продукта в пункте потребителя. В простейшем случае цена в пункте потребителя равна его цене в пункте поставщика плюс транспортные расходы на его доставку, т.е. .

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...