Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и коммуникативные качества педагогической речи




Техника педагогической речи.

Речь педагога должна обеспечивать выполнение задач обуче ния и воспитания. Именно поэтому к ней, помимо общекуль турных, предъявляются и профессиональные педагогические требования.

Устная речь учителя – это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например, чтения вслух).

Понятие «педагогическая речь» включает в себя «культуру речи» и «технику речи».

Под «культурой речи» понимают не только её «правильность» и «языковую нормативность», но также навыки поиска, отбора и сознательного применения в живом речевом общении языковых средств, необходимых для дан ного конкретного случая.

С выражением «культура речи» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Для характеристики коммуникативного поведения значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ученикам, характер мимики и жестов.

Коммуникативное поведение может быть продуктивным и непродуктивным. К сожалению, за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились такие стереотипы речи и коммуникативного поведения учителя: обязательно гром кий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса». Отношение окружающих к этому либо резко отрицательное, либо ироническое. Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, не убедительной речи педагога.

Педагогическая речь – это чаще всего публичная речь.

Особенности:

Первая особенность публичной речи связана с её направленностью, обращённостью к ученикам.


Одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или пройти незамеченной теми слушателями, которые в жизни не сталкивались с такого рода сведениями.

Чтобы придать своей речи направленность, преподаватель должен иметь собственное отношение к тому, о чём он говорит, быть искренним. Направленность речи учителю придаёт и умение строить монолог как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму и чувству. В такой речи будут звучать следующие фразы: «представим себе», «думаю, у вас это вызовет интерес», «вы, конечно, вспомнили» и т.п.

Второй особенностью устной публичной речи является то, что её содержание воспринимается учащимися по двум каналам – звуковому (слово, интонация) и визуальному (жесты, мимика). Именно визуальный канал представляет учащимся информацию не только об отношении учителя к предмету своей речи, но так же об его рабочем самочувствии, желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (или неуважении к ним).

Третья особенность речи – её импровизированный характер. Учитель говорит без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики как бы присутствуют при сиюминутном рождении слов и выражений. Создаётся ощущение, что учитель публично мыслит, вместе с учениками открывает истину.

При этом характерны произвольные остановки, связанные с поиском нужных слов; темп речи может то ускоряться, то замедляться; учитель может ставить перед собой вопросы, искать ответы на них.

Импровизированная речь – понятие неоднозначное. В одних случаях это речь заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная как «сиюминутная». Здесь способность импровизировать носит существен ный психологический момент, т.к. требует сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала.

В других же случаях речь педагога -импровизация в прямом смысле этого слова, рождающаяся непосредственно в момент общения с учениками. В таких ситуациях повышается ответственность учителя за отбор слов, речевых оборотов, тон речи.

Функции и коммуникативные качества педагогической речи

Педагогическая речь, являясь частным случаем публичной речи, выполняет целый ряд учебно-воспитательных функций. Можно выделить три основные функции педагогической речи.

Первая функция - обеспечение полноценной передачи знаний. Часто знания закрепляются надолго в памяти учащихся благодаря особенностям педагогической речи: эмоциональной окраске, интонации, ритмичности.

Речь не только информирует, но воздействует на сознание, чувства, побуждает к размышлению и поступку.

Необходимо особенно тщательно готовить начало урока, лекции, беседы. Вступление лучше строить из простых, понятных фраз, в начале изложения высказать мысли, созвучные на строению учащихся. Можно начать разговор с цитаты, но в этом случае цитату следует выучить наизусть, она должна быть глубокой по содержанию, иметь авторитетного для данной аудитории автора. Хорошо в начале разговора использовать шутку, проблемный вопрос, упоминание о нашумевшей книге или кинокартине.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...