Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника речи, её основные характеристики




Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчётам учёных, приходится приблизительно 1/4-1/2 части учебного времени. Ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совер шенства речи учителя.

Некоторые считают, что и голос, и его тембр – только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно корен ным образом улучшить.

Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педа гогики и представляя собой комплекс навыков в речевом дыха нии, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика всё богатство содержания своего слова.

Дыхание выступает энергетической базой речи. Речевое ды хание называется фонационным (phono – звук). В повседневной жизни наша речь преимущественно диалогична, и дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание даёт о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка. Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе: верхнее дыхание, грудное дыхание, диафрагмальное дыхание и диафрагмально-рёберное. Именно диафрагмально-рёберное ды хание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Фонационное дыхание существенно отличается от обычного дыхания. Вдох и выдох обычного дыхания осуществляются че рез нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания: вдох – выдох – пауза. Для речи такого дыхания не хватает, поскольку и речь, и чтение тре буют большого количества воздуха, экономичного его расходо вания и своевременного возобновления. В речевом дыхании вы дох длиннее вдоха. Отличается и последовательность дыхания:


короткий вдох - пауза для укрепления брюшного пресса - дли тельный звуковой выдох. На рисунке 9.2 схематично изображе ны обычное и фонационное дыхание.

вдохХ выдох вдох / пауза хвыдох

пауза

Рис. 9.2. Схема дыхания (обычного и звукового)

Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация выдоха имеет большое значение для постановки речевого дыха ния и голоса. Существуют специальные упражнения, укреп ляющие диафрагму, брюшные и межрёберные мышцы.

Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где при смыкании и размыкании голосо вых связок возникает звук. Основными характерными особен ностями голоса являются: сила звука, полетность, гибкость, тембр голоса.

Сила звука зависит от давления выдыхаемого воздуха через голосовую щель. Чем больше давление, тем больше сила звука.

Полетность - это способность посылать свой голос на рас стояние и регулировать громкость. Полетность определяет слы шимость голоса.

Гибкость (подвижность) голоса - это умение легко изменять его в зависимости от содержания. Прежде всего, это тональный уровень голоса - подвижность по высоте. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя обычно мы обходимся тремя-пятью нотами.

Диапазон задает объём голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ве дет к появлению монотонности, что притупляет восприятие.

Тембр - это индивидуальная окраска звука, его мягкость, те плота.

Все эти свойства голоса могут быть поставлены самой при родой, но это бывает не часто. Тем более что даже хороший го лос при отсутствии специальной тренировки с годами изнаши вается. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудо ёмкий. Он требует индивидуальной методики и контроля со


стороны опытных специалистов. Тренировка голоса может по влиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить общий тон.

Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравне нию с высокими) легче воспринимаются детьми, больше им нравятся и сильнее впечатляют. Наоборот, отрицательно дейст вует на психику высокий женский голос - фальцет. В возбуж денном состоянии фальцет просто не воспринимается. Возмож но, одна из причин частых нервных срывов школьников - заме чания, исходящие от тонкоголосых, визжащих учительниц. Сис тему упражнений для воспитания речевого голоса можно найти в пособиях для театральных вузов.

Наряду с выполнением специальных упражнений важно знать и соблюдать рекомендации по сохранению голосового ап парата в рабочем состоянии. Как показывают специальные ис следования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосо вых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушения голоса различны. Выделя ют четыре основные:

■ повышенная ежедневная голосовая нагрузка;

■ неумелое пользование голосовым аппаратом;

■ несоблюдение правил гигиены;

■ врождённая слабость голосового органа. Перенапряжение голоса связано с тем, что во время урока

педагог говорит громче обычного, часто пытаясь перекричать шум класса. Перенапряжение связано и с неумелым пользовани ем голосом. Даже первые слова приветствия иногда произносят ся неправильно, после выдоха на так называемом остаточном воздухе. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вдыхает ртом неувлажнённый и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки.

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболева ний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определён ные условия работы. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 часов избегать продолжительных разгово ров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).


При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3-4 часов работы и исчезает через 1 час полного голосо вого покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Педагог с большим стажем устаёт быстрее - через 2-3 часа - и отдыхает дольше - до 2 часов.

Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосо вой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкоголь ные напитки, курение вызывают покраснение слизистой обо лочки полости рта, глотки. Для избежания сухости в горле ре комендуется полоскать горло раствором соды и йода.

Кроме этого важно соблюдать и следующие советы:

■ монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, поскольку при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здо ровее;

■ вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной;

■ нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой ра боты, так как при интенсивных движениях дыхание ста новится более глубоким и больше холодного воздуха по падает в дыхательные пути.

Дикция - это ясность и чёткость в произношении слов, сло гов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челю сти, зубы, нёбо, гортань, зев, голосовые связки.

Недостатки в речи могут быть органического и неорганиче ского происхождения. При органическом происхождении не достатков нужно медицинское вмешательство. Неорганические недостатки могут быть устранены учебно-тренировочными уп ражнениями. Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции. Специальная гимнастика включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Следует иметь в виду, что неорганические недостатки произ ношения - это, прежде всего, следствие невнимания к речи ре-


бёнка в школе и дома. Это картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи. Частый дефект дикции – скорого ворка, съедание окончаний или звуков внутри слова.

Ритмика. Скорость в целом и длительность звучания от дельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют её темпо-ритм.

Оптимальная русская речь составляет 120 слов в минуту. Но, как показывают экспериментальные данные, в 5-6-х классах учителю лучше говорить не более 60, в 10-х – 75 слов в минуту. Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь.

Трудную часть материала преподаватель излагает замедлен ным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно за медляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вы вод – определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбуждён ученик, тем медленнее и тише следует говорить.

Для достижения выразительности звучания следует мастер ски пользоваться паузами: логическими и психологическими. Без логических пауз речь будет безграмотной, без психологиче ских – безжизненной. Пауза, темп и методика речи в совокупно сти составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Речь преподавателя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и, в отличие от обычной беседы, быть контрастнее, выразительнее.

Кроме этого скорость речи зависит от индивидуальных ка честв говорящего, содержания его речи и ситуации общения.

Сам говорящий чаще всего прекрасно ощущает внутреннюю логическую структуру содержания своей темы, но далеко не всегда умеет слышать себя со стороны и не замечает логиче ских сдвигов, происходящих в звучащей речи. В результате учащиеся слышат звучащую фразу не так, как её намерен про изнести учитель, а так, как он её произнёс на самом деле. Про извольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а про сто неумением правильно распределить дыхание, случайные логические ударения, многоударность, отсутствие интонацион-


ной связи между отдельными частями фразы – всё это приводит к тому, что смысл устного рассуждения воспринимается с большим трудом или не воспринимается совсем.

Преподаватель должен помнить, что логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а це лое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Распространённой ошиб кой при выделении ударного слова в устной фразе является го лосовой нажим на него. Ударение не следует понимать букваль но как механическое усилие интенсивности звучания. Выделить важное слово можно, отделив его от остальных паузой, сменив ритм фразы и т.п. Ещё сложнее для восприятия может оказаться фраза, в которой подчёркивается чуть ли не каждое слово. Что бы избежать подобных ошибок следует соблюдать некоторые правила устной речи.

1. Если во фразе есть противопоставления, то выделяются оба противопоставляемых слова. («Меньше объем, зато выше качество»).

2. При сочетании двух существительных выделяется то, ко торое стоит в родительном падеже. («Талант педагога»).

3. Всегда выделяются однородные члены предложения. («Се годня прекрасное, солнечное, свежее утро»).

4. Прилагательное обычно не принимает на себя ударение. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нужно подчеркнуть именно оп ределение, прибегают к инверсии – изменению принятого в грамматике порядка слов. («Для выразительной речи использу ют паузы, логические и психологические»).

5. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. Но ударение не должно падать на вспомога тельное слово. («Педагогическая профессия имеет много общего с актерской»).

6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, а ударение падает на само слово: «ни тебе, ни мне», «как ни старайся, ничего у тебя не выйдет».


Дополнительная информация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...