Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация Объединенных наций: полномочия и деятельность в развитии системы защиты прав человека.




Права человека

Европейская социальная хартия: проблемы обеспечения норм в РФ

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах»: влияние на законодательную базу в РФ

Организация Объединенных наций: полномочия и деятельность в развитии системы защиты прав человека

ЮНЕСКО – деятельность и программы

Деятельность Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка в РФ

Европейский Суд по правам человека: система подачи жалоб

Конституционный суд РФ

МОТ – система защиты социально-экономических прав работников

 

Права человека

Европейская социальная хартия: проблемы обеспечения норм в РФ.

В Совет Европы (СЕ) Россия вступила 28 февраля 1996 г., став 39-м ее членом. В настоящее время в этот орган, образованный в 1949 г. для содействия интеграционным процессам в области защиты прав человека, входят 44 государства. В своей практической деятельности СЕ опирается на два основополагающих документа - Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1953 г.) и Европейскую социальную хартию (1991 г.).

Европейская социальная хартия гарантирует социальные и экономические права человека. Странам с низким уровнем жизни, которые хотят стать Стороной Хартии, что предполагает выполнение ее положений, приходится изыскивать значительные денежные средства на возрастающие социальные расходы.

Права, гарантируемые Хартией, охватывают широкий круг вопросов, являющихся важными для каждого человека.

Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная) состоит из двух частей. Часть первая закрепляет основополагающие права человека: зарабатывать на жизнь своим трудом по свободно избранной специальности; на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни трудящегося и его семьи; на защиту от бедности; на жилье; на защиту труда подростков, женщин, матерей, инвалидов, мигрантов и др.

При ратификации Хартии государство берет на себя обязательство рассматривать Часть первую в качестве декларации целей, к достижению которых оно будет стремиться, используя все возможности. Хотя это обязательство закрепляется в договорном документе, оно носит политический, а не юридический характер.

Напротив, Часть вторая носит юридический характер. Чтобы стать Стороной Хартии, государству необходимо принять на себя все обязательства либо принять в полном объеме обязательства в отношении по крайней мере шести из девяти указанных в Хартии статей.

 

Ратифицировав Хартию, государство обязано представлять в СЕ доклады о том, как оно выполняет взятые на себя обязательства. Контроль за соблюдением обязательств осуществляет Европейский комитет по социальным правам, состоящий из независимых экспертов.

Ратификация Хартии для Российской Федерации - вопрос не столько политический, сколько экономический. По оценкам специалистов, только на борьбу с бедностью России необходимо более 400 млрд. руб.: минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума и т.д. И это при том, что доля заработной платы в российском ВВП - 30%, а в развитых странах этот показатель превышает 70%*. Кроме того, потребуется существенно поднять уровень жилищных, транспортных и экологических стандартов.

Чтобы решить данные проблемы в соответствии с международными требованиями, предстоит значительно увеличить расходы на социальные нужды.

Решение проблемы ратификации Хартии напрямую зависит от экономических возможностей государства. Разумеется, Россия в отличие, скажем, от Франции или Германии не может сегодня ратифицировать Хартию в полном объеме. Однако предпосылки к принятию минимальных обязательств существуют.

К примеру, такие государства, как Литва, Латвия, Молдова, Польша, Словения, Чехия, Эстония, недавно ставшие членами СЕ, не только подписали Хартию, но и ратифицировали ее, взяв на себя юридические обязательства по соблюдению прав граждан своих стран, гарантированных Хартией.

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах»: влияние на законодательную базу РФ.

Международные пакты о правах человека - это договоры, государства - участники которых официально договорились и согласились придерживаться их положений, заключили их с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав и свобод человека.

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.

Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и являлись самыми общими по охвату проблематики прав человека актами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных организаций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах признаются такие права, как право на труд, на справедливые и благоприятные его условия, на создание и беспрепятственную деятельность профсоюзов, на социальное обеспечение, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень, на наивысший достаточный уровень физического и психического здоровья, на образование, участие в культурной жизни.

Эти конкретизированные по сравнению со Всеобщей декларацией прав человека права и свободы государства — участники Пактов брали на себя обязательства предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией; при этом государства должны обеспечить претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательных и иных мер. В то же время допускается возможность их основанных на законе ограничений, необходимых, например, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободы других.

 

Организация Объединенных наций: полномочия и деятельность в развитии системы защиты прав человека.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека после второй мировой войны стала ООН, которая была учреждена в 1945 г. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей о правах и свободах.

Она содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и других проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии (ст. 55 Устава ООН). Ответственность за практическое выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить юридическое значение этого нормативно-правового акта. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод человека. Это юридическое определение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав."

Права человека как отрасль современного международного права включают в себя как нормы, так и принципы, относящиеся к защите прав человека. В основе их лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Этот принцип в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности.

Устав ООН содержит юридические обязательные общие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека. Но в нем нет их конкретного перечня.

Вместе с тем Устав ООН сформулировал ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии.

После одобрения Устава ООН международным сообществом, главным образом ООН и ее специализированными учреждениями, было принято большое число документов по правам человека, содержащих нормы, регулирующие правоотношения в этой области.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...