МОТ – система защиты социально-экономических прав работника.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. В настоящее время участниками МОТ являются 180 государств. С 1920 года штаб -квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Отличительная черта МОТ — трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации..[9]. Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.
Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском, английском, французском, испанском, китайском, немецком, португальском, арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ. Одна из характерных особенностей деятельности МОТ состоит в том, что в этой организации создана система развёрнутого международного контроля. Специфической чертой контроля, утверждённого в МОТ, является установление его над всеми членами организации. Такой контроль осуществляется независимо от ратификации той или иной конвенции, а в силу лишь самого факта участия в Организации. Этот контроль проводится и в отношении рекомендаций, которые не обладают обязательной юридической силой. Согласно ст.19У става МОТ, каждое государство–член обязано и течении года, но не позднее 18 месяцев после окончания очередной сессии Международной конференции труда (МКТ), представить принятую конвенцию компетентным государственным властям для решения вопроса о ратификации или принятии других мер. Это делается даже и том случае, когда данный член МОТ голосовал против одобрения документа. Если государство не ратифицирует конвенцию, то Генеральному директору Международного бюро труда (Постоянный секретариат МОТ) (МБТ) сообщается о причинах, препятствующих ратификации, либо о мерах, которые были приняты или намечаются для придания законодательной силы отдельным положениям конвенции. По запросу Административного совета (исполнительный орган МОТ) каждое государство-член обязано представить генеральному директору доклады о состоянии законодательства и практики по вопросам, изложенным в нератифицированной конвенции. Если же конвенция ратифицирована, то каждый член Организации обязан ежегодно представлять в МБТ доклады относительно мер, принятых для осуществления положений договора (ст.22 Устава). Аналогичным образом каждый член МОТ направляет информацию относительно принятых мер для имплементации рекомендаций.
Наличие у государств-членов МОТ определённых обязательств по отношению к нератифицированным конвенциям, а также рекомендациям вызывает среди учёных споры по вопросу о юридической природе этих документов. При этом высказываются различные точки зрения – от признания до отрицания за нератифицированными конвенциями силы международных договоров. Согласно Уставу МОТ, конвенции принимаются большинством в две трети присутствующих на Генеральной конференции делегатов и подписываются председателем конференции и Генеральным директором МОТ (ст.19). Принятая таким образом конвенция становится действительным международным договором. Однако его принципы и нормы являются обязательными только для тех государств, которые ратифицировали этот документ. Что же касается рекомендаций, то они не имеют обязательной юридической силы даже для государств голосовавших за их принятие. Поэтому контрольный механизм в рамках МОТ действует в полном объёме только в отношении ратифицированных конвенций. Контроль за их применением осуществляет Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета и Комитет конференции по применению конвенций и рекомендаций. Эти комитеты анализируют периодические доклады государств о применении конвенций, выносят конкретные замечания или заключения по вопросу о соответствии национального законодательства положениям конвенций, обращают внимание на имеющееся несоответствия и просят их устранить.
В большинстве случаев государства полностью или частично учитывают замечания комитетов и в этих целях принимают необходимые законодательные меры, хотя в практике деятельности МОТ нередки ещё примеры, когда государства, не желая учитывать замечания, денонсируют ранее ратифицированные конвенции. Устав МОТ обязывает такие государства передавать копии своих докладов наиболее представительным организациям трудящихся и предпринимателей своих стран (ст.23). Эти организации, рассматривая полученные доклады, могут представлять свои замечания в МБТ и указывать на несоблюдение конвенций и рекомендаций в своих странах. Административный совет, рассматривая такие замечания, может делать представления соответствующему государству (ст.24). Характерно, что за последние годы наблюдается неуклонная тенденция к росту замечаний от профсоюзов различных стран мира. Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, изучая полученную информацию, подготавливает ежегодные доклады и направляет их Комитету конференции по применению конвенций и рекомендаций, создаваемому на период сессий. Выводы и замечания этого комитета вносятся в доклад, который и обсуждается на пленарных заседаниях конференций. Доклады и заключения, как и дискуссии на конференции, широко публикуются и не являются конфиденциальными. Значительно уже контроль в отношении нератифицированных конвенций и рекомендаций. Члены Организации периодически сообщают Генеральному директору МБТ по запросу Административного совета на основании разработанного им формуляра информацию о состоянии законодательства и существующей практике по вопросам, которых касается та или иная нератифицированная конвенция, а также принятая в практике рекомендация. Полная занятость является необходимым условием реализации права на труд. В Уставе ООН указывается, что «Организация Объединённых наций содействует повышению уровня жизни и полной занятости населения» (п.а ст.55). В Конвенции МОТ №122 о политике в области занятости, принятой в 1964 году, отмечается, что в целях «ликвидации безработицы и неполной занятости каждый член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости» (ст.1). Эта политика согласно конвенции должна быть направлена на обеспечение работой всех тех, кто ищет работу и готов приступить к ней. Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции МОТ №168 о содействии занятости и защите от безработицы, вступившей в силу в 1991 году. Каждый гражданин имеет право свободного выбора места работы.
Отказ в приёме на работу может быть оправдан только в случае отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендующего на работу. Необоснованные увольнения являются незаконными. Трудящийся может восстановиться в своей прежней должности в необходимых случаях и через суд. Одним из важных аспектов свободы выбора места работы является право менять место работы после соответствующего уведомления администрации предприятия или учреждения. При достижении пенсионного возраста трудящийся может по своему желанию продолжать работу, получая при этом как пенсию, так и зарплату, общий размер которых не должен превышать установленного максимума. Г. отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. Наличие работы и гарантии занятости должны дополняться в соответствии с Социальным Пактом обеспечением справедливых и благоприятных условий труда. Значительное число конвенций по конкретным аспектам права каждого на справедливые и благоприятные условия труда было принято МОТ. В Конвенции №26 и в рекомендации №30 1928 года о процедуре установления минимальной заработной платы обращается внимание на необходимость установления минимальной зарплаты в тех отраслях промышленности и торговли, где имелась наиболее явная необходимость в гарантированном минимуме, ниже которого не должны опускаться заработки. Эти же вопросы применительно к сельскому хозяйству и его сложным отраслям регулируются в Конвенции МОТ №99 о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве и его смежных отраслях регулируются в Конвенции МОТ №99 1951 года о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве и в соответствующей рекомендации №89.
В этих документах МОТ не предусматривается установление какой-либо определённой заработной платы. Рекомендации №30 и №89 устанавливают лишь критерии для определения минимальных ставок заработной платы. Согласно рекомендации №89, они должны устанавливаться с учётом таких факторов, как стоимость жизни, разумная и справедливая стоимость оказываемых услуг, заработная плата, предусматриваемая в сельскохозяйственных коллективных договорах за аналогичный или сопоставимый вид труда, и общий уровень заработной платы за качественно сопоставимый вид труда в иных имеющихся в данном районе отраслях деятельности, в которых работники достаточно хорошо организованы». Критерии определения минимальных ставок заработной платы перечисляются и в Конвенции №131 1970 года об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран. Ряд конвенций МОТ регулирует вопросы «равного вознаграждения за труд равной ценности». Так, уже упоминавшаяся Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий, запрещает дискриминацию по признакам расы, пола, политических убеждений или социальной принадлежности. Принцип равного вознаграждения для мужчин и женщин за равноценную работу установлен в Конвенции №100 1951 года о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. Так в статье 2 говорится: «Каждый член Организации при помощи средств, соответствующих действующим методам установления ставок вознаграждения, поощряет и в той мере, в какой это совместимо с указанными методами, обеспечивает применение в отношении всех трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путём: а)либо национального законодательства; б) либо системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством; в)либо коллективных договоров между предпринимателями и работниками; г) либо сочетания этих различных споров». В этой же конвенции даётся понятие термину «вознаграждение». Термин «вознаграждение» включает в себя обычную или минимальную заработную плату или обычное, основное или минимальное жалование и всякое другое вознаграждение, представляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре предпринимателем работнику в силу выполнения последним какой-либо работы. Значительное число конвенций МОТ регулирует вопросы безопасности и гигиены труда. Наиболее общие международные стандарты и критерии, действующие в данной сфере, устанавливаются Конвенцией 1981 года о безопасности и гигиене труда. Ряд конвенций МОТ посвящён вопросам рабочего времени и оплачиваемых отпусков. В первую очередь здесь предусматриваются меры к разумному ограничению рабочего времени. В рекомендации МОТ №116 о сокращении продолжительности рабочего времени, устанавливается максимальный предел – 48 рабочих часов в неделю и предлагается каждому государству-члену МОТ выработать и проводить в жизнь политику постепенного сокращения рабочего времени до 40 часов в неделю. В Конвенции №47 о сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю содержится специальная оговорка, что введение 40-часовой рабочей недели не должно влечь за собой понижение уровня жизни трудящихся. Среди установленных МОТ стандартов в области условий труда важное место занимают конвенции по проблемам гарантий еженедельного отдыха и ежегодных оплачиваемых отпусков (например, Конвенция №14 о еженедельном отдыхе в промышленности, Конвенция №106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях, пересмотренная Конвенция №132 об оплачиваемых отпусках и др.). Право на труд и свободный выбор работы предполагает также запрет принудительного труда. Конвенция МОТ №29 о принудительном или обязательном труде определяет принудительный труд как всякую работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с общепризнанными международными стандартами принудительным трудом не считается служба в армии, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, а также работа на основании вступившего в силу приговора суда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|