Предложения по формированию финансовой стратегии по выводу ОАО «Дальреммаш» из кризисного финансового состояния
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики. Стратегия хозяйствования на ОАО «Дальреммаш» неэффективна и требует совершенствования безубыточности производства. Для выбора стратегии, приносящей эффективность предприятию ОАО «Дальреммаш» - необходимо провести анализ безубыточности производства. В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству предприятия определить («мертвые») точки объема производства. Критической является такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков. Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течении короткого промежутка времени. Период, в течении которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями. В международной практике используют три метода определения критической точки: управление, маржинальный доход, графическое изображение. Метод управления основан на исчислении чистой прибыли по формулам:
Выручка от Переменные затраты Постоянные Чистая прибыль реализации - за этот же объем - затраты = от реализации продукции реализации общей суммы продукции
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
Количество Количество Постоянные Чистая единиц * - единиц * - затраты = прибыль Цена единиц Переменные в общей от реализации продукции расходы за ед-цу сумме продукции
Чистая прибыль = 9563, 1 * 3, 46 – 9563, 1 * 1, 753 – 3223, 54 = 13098,35 Если через Х обозначить какой-то объем производства (количество единиц), при котором предприятие имеет затраты, равные выручке, получим уравнение: 3,46 Х – 1,753 Х = 3223,54 Х (3,46 – 1,753) = 3223,54 Х = 1888,4 (ед.) То есть критический объем производства для ОАО «Дальреммаш» равен 1888,4 единицы. Таблица 3. 1 Показатели работы предприятия ОАО «Дальреммаш»
Метод маржинального дохода – разновидность метода управления основывается на формуле:
Маржинальный Выручка от Переменные = реализации – затраты на этот же доход продукции объем реализации
Тогда: Постоянные расходы в общей сумме Критическая точка = ____________________________________ Маржинальный доход на единицу
3223,54 Критическая точка = _________ ≈ 1888,4 единиц 1,70 Если выручку представить как произведение цены продаж единицы продукции (Р) и количества проданных единиц (q), а затраты пересчитать на единицу продукта, то получим развернутое уравнение:
Р * q = Zc + Zv * q где с – постоянные расходы на весь объем производства продукции; q - переменные расходы в расчете на единицу изделия. Это уравнение является основным для получения необходимых оценок. 1. расчет критического объема производства: q (р – Zv) = Zc Zc Zc q = ___ = _____ р – Zv d где: q - объем производства продукции; d - маржинальный доход на единицу изделия, т. р. q = 1888, 4 (единиц). 2. расчет критического объема выручки (реализации). Для определения критического объема реализации используются уравнения критического объема производства. Умножив левую и правую части этого уравнения на цену (Р), получим необходимую формулу: где условные обозначения соответствуют принятым ранее. 3223, 54 N = _________ = 6606, 007 (т. руб). 1, 688/3,46
3. расчет критического уровня постоянных затрат. Для расчета используется исходная формула выручки. N = Zcost + Zvar Отсюда имеем Zc = N – Zvar = p q – Zv q = q (1 – Zv), то есть Zcost = q d Zcost = 6223,54 (т. руб). 4. расчет критической цены реализации. Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на одну единицу. Имеем N = Zcost + Zvar, или p q = Zc + Zv q, откуда p = Zc/р + Zv, min р = Zv/(1 - d/р) 3223,54 р = ________ + 1, 753 =2, 63 (т. р.) 3681,1 1, 753 min р = _________ = 3, 42 (т. р) 1 – 0, 487971
5. расчет уровня минимального маржинального дохода. Если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки, то уровень минимального маржинального дохода в процентах к выручке определяется из формулы: d в % к N = Zcost/N * 100
3223,54 d в % к N = ________ * 100 = 9,74 % 33089 Таким образом, для того, чтобы предприятие не несло убытков критический объем производства должен составить не ниже 1888,4 единиц., объем выручки от реализации при этом 6606, 007 т. р., объем критического уровня постоянных затрат не превышать должен маржинального дохода, то есть 6223,54 т. руб., критическая цена реализации 2, 63 т. руб. за единицу, уровень маржинального дохода критический не должен превышать 9,74 % от выручки. Основной проблемой ситуации на предприятии мы видим в отсутствии маркетингового подхода, позволяющего соединить воедино потребителя - товар (востребованный на рынке) - производство предприятия.
Предприятие ОАО «Дальреммаш» выполняет объем производства работ выше критического, но, тем не менее, находится в критической ситуации. Объяснением этому является недостаточный спрос на производимую в настоящее время продукцию, снижение объемов реализации при постоянном росте себестоимости выпуска. В данном случае предприятие может в перспективе придерживаться стратегии, направленной на поддержание объемов производства, однако необходимо при этом снизить уровень затрат. Данное направление развития является, однако, малоэффективным. Перспективным направлением дальнейшего функционирования предприятия является, на наш взгляд, выбор комплексной стратегии удержания позиций организации на рынке посредством разработки соответствующих маркетинговой, производственной и финансовой стратегий. Основой внедрения комплексной стратегической программы является применение стратегии «дифференциации», то есть выход предприятия на новые рынки сбыта с новой продукцией (приложение 9). Новая продукция в данном случае – это передвижная мачтовая погрузочная установка (ПМПУ), используемая в лесозаготовительной отрасли. Стратегия дифференциации предполагает эффективное использование позиционирования товара, которое возможно достичь на основе изучения изучение запросов и поведения покупателей и предложение одной или нескольких характеристик товара, отличительных от продукции конкурентов. Конкурентное преимущество появляется, когда достаточно большое количество покупателей будет заинтересовано в предлагаемых дифференцированных атрибутах и характеристиках товара. Начальным этапом введения новой продукции ОАО «Дальреммаш» является позиционирования товара, включающего: § оценку конкурентов, производящих данный вид продукции; § выявление главных преимуществ ОАО «Дальреммаш», основным из которых является преимущество в связке «цена – качество», то есть выпуск продукции отличного качества при цене более низкой, чем у конкурентов.
Проведем экономическое обоснование выпуска передвижной мачтовой погрузочной установки путем определения специфики нового производства, оценки потребителей продукции, обоснования эффективности внедрения данного вида продукции. Передвижная мачтовая погрузочная установка – специфическая продукция для отечественных производителей машиностроительного оборудования. Данная установка позволяет перемещать поваленный лес с труднодоступных участков, на которых ведется лесозаготовка (заболоченных участков, сопок, распадков), к местам его погрузки на лесовозную технику. Использование данной техники в условиях труднодоступной тайги Хабаровского и Приморского края, прибрежных лесозаготовительных районов (побережье Татарского пролива) является совершенно необходимым. Схема использования установки заключается в следующем: трос, закрепленный на стационарном креплении «мачты» закрепляется также на дереве, либо другом стационарном объекте. По всей длине закрепленного троса свободно передвигается барабанное крепление (барабан оснащен экстренным тормозом) с непосредственно транспортирующим тросом, на котором и закрепляется перемещаемый объект. Управление движением троса производится посредством дистанционного (электрогидравлического, по кабелям) управления. Пульт дистанционного управления может быть вынесен на дистанцию до 40 метров от установки. Грузоподъемность установки составляет до 6 тонн, высота «мачты» - 12,8 метров, мощность шестицилиндрового турбодизельного двигателя с водяным охлаждением составляет 180 лошадиных сил, дистанция перемещения древесины – до 800 метров, угол наклона при этом может достигать 140 градусов. ОАО «Дальреммаш» планирует реализовывать свою продукцию на рынке Хабаровского края, являющегося крупнейшим поставщиком древесины как в качестве экспорта, так и для внутреннего регионального потребления. Наблюдаемые в Хабаровском крае стабильные тенденции роста объемов реализации леса, предопределяют стабильный рост спроса на мачтовую установку, как незаменимую в условиях труднопроходимой местности конструкцию. Кроме того, начало производства данного вида продукции стимулируются предложением о сотрудничестве одного из крупнейших лесозаготовительных предприятий СП "Аркаим". Таким образом, производство установки изначально не является бесперспективным в отношении рынка сбыта и получения прибыли от ее реализации. Оценка конкурентов предприятия на данном рынке не представляется проблематичной в связи с наличием единственного производителя мачтовой установки – норвежской фирмы OWREN YARDING SYSTEM Ltd. Сопоставление основных технико–экономических показателей рекомендуемого проекта с показателями действующего в настоящее время проекта поставки оборудования фирмой OWREN, дают основание утверждать, что предлагаемый продукт как технически, так и организационно не проигрывает импортируемой продукции. В то же время, цена на данную продукцию значительно меньше, уровень обслуживания оборудования (как гарантийного, так и планового) выше из-за непосредственной близости предприятия-производителя и потребителей продукции. Переходя на новый вид продукции, предприятие, тем не менее, остается в своей производственной нише, нише производства технологического оборудование. Изменяется лишь отрасль - потребитель продукции. Оснащенность ОАО «Дальреммаш» высококвалифицированными кадрами как механо-сборочного, так и электро-установочного направления, наличие производственных мощностей и площадей для производства крупного технологического оборудование, конвееро - поточная специфика производства, наличие денежных (инвестиционных) ресурсов, получаемых посредством различных мероприятий, раскрытых ниже, предопределяют относительно низкую себестоимость производственного проекта и бесконкурентное функционирование ОАО «Дльреммаш» на рынке лесозаготовительного оборудования данного направления.
Проведем оценку экономической эффективности внедряемой на рынок продукции путем определения ее себестоимости, цены на продукцию, точку безубыточности, размера и сроков получения прибыли от реализации, сравнения цены на продукцию с ценами, установленными конкурентом Для оценки себестоимости продукции составим таблицу по статьям затрат в расчете на одну установку. При этом отметим, что целью предприятия является получение прибыли в размере 25% от себестоимости продукции, данный уровень доходности заранее заложен в расчет. Таблица 3.2 Расчет себестоимости, прибыли и цены на вновь вводимую продукцию
Цена конкурирующей фирмы на мачтовую установку составляет 248 214,67 рублей за единицу продукции с учетом транспортных издержек, что на 102073,33 рубля больше, чем отечественная разработка. Определим точку безубыточности производства и количество производимых единиц продукции. Для расчета воспользуемся вышеприведенными формулами. С учетом формул получаем: критический объем производства (q) = 3 223540,0 / (146141,34 – 9089,15) = 23,0 (единицы). Таким образом, для того, чтобы предприятие достигло критической точки производства при выпуске передвижных мачтовых установок, оно должно выпускать около 23 единиц вышеназванной техники. Емкость рынка при этом на настоящий момент (то есть количество установок, на которое уже в настоящее время имеется заказ на производство и реализацию) – 56 единиц техники. Критический объем выручки, при которой предприятие не получает ни прибыли, ни убытка от реализации продукции, определим также по формуле: N = 3 223540,0 / (137052,19 / 146141,34) = 3 437 321,60 (рублей) Средняя выручка от реализации продукции в настоящее время составляет 33 089 тысяч рублей. С учетом выпуска и реализации мачтовых установок даже на критическом уровне производства предприятие получит дополнительную выручку в размере около 3 500 тысяч рублей. Таким образом, налицо значительное превышение объемов получаемой выручки от реализации над ее критическим значением. Следовательно, ограничением по выпуску может являться лишь срок производства продукции. Средний срок поточного производства и монтажа мачтовой установки составляет 26 дней, то есть на производство критического объема производства предприятию потребуется 598 дней. Таким образом, после окончания данного срока предприятие начнет получать запланированную прибыль в размере 25% с каждой последующей единицы продукции, что составляет 24,356 тысяч рублей. На основе вышерассчитанных данных построим график безубыточности производства ОАО «Дальреммаш». Рис. 3.2 Анализ безубыточности производства Масштабная комплексная методика финансового оздоровления ОАО «Дальреммаш», кроме вышеуказанной стратегии должна, по нашему мнению, включать также мероприятия по совершенствованию маркетинговой структуры соответствующих подразделений, по управлению и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, поддержанию на предприятии оптимального запаса денежных средств, то есть управление денежными потоками. Кроме этого, возможен поиск направлений максимизации прибыли предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|