Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной

политики в области охраны труда, которыми являются:

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

· принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

· содействие общественному контролю в области охраны труда;

· расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

· защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

· координация деятельности в области охраны труда;

· распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

· установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитар но-бытовыми помещениями, лечебно- профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

    Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

    Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

    Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

· определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

· установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению тре­бований безопасности;

· про ведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;

· определение ответственности работодателя за вред, причи­ненный работнику трудовым увечьем, ответственности за не­выполнение нормативных правовых требований по охране труда;

· предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

· определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законо­дательных и нормативных правовых актов по охране труда;

· приостановление или закрытие производственной деятельно­сти предприятий за нарушение законодательных и норматив­ных правовых актов по охране труда.

    Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в кото­рой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональ­ное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работода­теля о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и прие­мам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Рабо­тодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процес­сов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуата­цию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-про­филактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха ра­ботников, установленный законодательством.

Работодатель не имеет права применять новые сырье и матери­алы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ ра­ботодатель на основании медицинского заключения должен переве­сти его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (ста­тья 9 Закона).

Работник имеет право без каких-либо последствий для него от­казаться от выполнения работы в случае возникновения непосред­ственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опас­ности.

Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сооб­щать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.

Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осу­ществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности ­решение о введении службы охраны труда или должности специали­ста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих меро­приятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осущест­вляется в размере не менее 0,1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной де­ятельностью, - в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Кодекс). В Кодексе так­же нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия тру­да, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязатель­ное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены:

· обязанности работодателя и работника по обеспечению безо­пасных условий труда;

· медицинские осмотры некоторых категорий работников (ра­ботающие на транспортных предприятиях, пищевой промыш­ленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ);

· необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

· права работников на охрану труда и гарантии такого права;

· обязанность работников, в том числе руководителей, прохо­дить обучение и проверку знаний по охране труда;

· несчастные случаи на производстве, подлежащие расследова­нию, обязанности работодателя при несчастном случае, поря­док расследования несчастных случаев, оформления материа­лов расследования и рассмотрения разногласий по материа­лам расследования.

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается примене­ние труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вред­ными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транс­портировке и торговле спиртными напитками, табачными изделия­ми, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обяза­тельного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязатель­ному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обуче­ния. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...