Тема 2. Чтение карты. Определение расстояний по карте.
Занятие 1. Учебные вопросы: 1. Общее понятие об топографических картах. 2. Масштабы топографических карт. 3. Условные знаки. 4. Изображение типовых форм рельефа на топографических картах. Цель: Ознакомить обучаемых с топографическими картами, их масштабами, условными знаками и способами изображения типовых форм рельефа. Время: 45 мин. Метод: Рассказ, показ и тренировка. Место: Класс. Методическое обеспечение: 1. Учебное пособие по начальной военной подготовке М., Воениздат, 1995. 2. Военная топография. М., Воениздат, 1998. 3. Плакаты: «Определение масштаба карты» - 1 шт., «Типовые формы рельефа» - 1 шт. 4. Учебные топографические карты по числу обучаемых. 5. Линейки, карандаши по числу обучаемых. Содержание занятия Вводная часть – 5 мин. Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия. Контрольные вопросы для повторения: - способы ориентирования на местности без карты; - устройство компаса Андрианова. Основная часть – 35 мин. Й учебный вопрос - 5 мин Руководитель занятия объясняет, что топографическая карта представляет собой точное и подробное изображение местности на плоскости (бумаге), выполненное условными знаками, с уменьшением всех ее линий в определенное число раз. Руководитель показывает образцы карт и в ходе беседы поясняет, что топографические карты служат для ориентирования на местности, подготовки данных при движении по азимуту. Карты позволяют точно определить не только свое местонахождение, но и координаты целей на любом удалении от переднего края. Они широко используются для целеуказания в бою и для топографической привязки боевых порядков артиллерии и ракет.
По карте решаются различные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот и превышений точек местности, крутизны скатов (спусков, подъемов) и т.п. На топографической карте специальными знаками показываются наличие, местоположение и взаимная связь всех элементов местности, а именно рельеф, населенные пункты, отдельные строения, производственные предприятия, дорожная сеть, электролинии, линии и сооружения связи, почвенно-растительный покров, границы и ограждения, а также другие местные предметы. Умея читать карту, можно быстро изучить и оценить местность на значительных площадях независимо от того, на каком расстоянии от нас находится данный участок местности и занят ли он противником. Закончив изложение первого вопроса, руководитель для закрепления материала проводит контрольный опрос обучаемых. Й учебный вопрос - 10 мин. Умение ориентироваться и передвигаться по карте необходимо при переходах по незнакомой местности на относительно большие расстояния. Для этого необходимо владеть всеми способами ориентирования, о которых говорилось выше, и, кроме того, уметь читать карту, измерять расстояния по ней, быстро и безошибочно переходить от численных масштабов к линейным, ориентировать карту по компасу, предметам и рельефу местности, находить по ним точку своего стояния и уверенно прокладывать путь. Прежде всего, занимающиеся должны твердо усвоить основные понятия о карте и правила работы с ней. Как известно, карта изображает местность в уменьшенном виде при помощи условных знаков и линий, которыми обозначаются рельеф, местные предметы, их месторасположение относительно сторон горизонта, а также расстояния между ними. Руководитель сообщает, что степень уменьшения всех линий на карте по сравнению с действительными их размерами на местности называется масштабом карты, который указывается внизу, у южной ее рамки.
Различают численный и линейный масштабы. Численный масштаб указывает на степень уменьшения и изображается в виде числителя и знаменателя. При этом числитель всегда равен 1, а знаменатель показывает, скольким сантиметрам на местности соответствует один сантиметр на карте. Например: 1:10 000; 1:25 000; 1:50 000; 1:100 000. Линейный масштаб изображается в виде линии, разделенной черточками на равные части — сантиметры, которые обозначаются цифрами и показывают, сколько метров либо километров местности соответствует указанному числу сантиметров на карте. Делается это для удобства измерения расстояния. Измерив расстояние между двумя пунктами на карте, прикладывают полученный шаг циркуля к линейному масштабу и узнают результат сразу же в метрах или километрах. Если по каким-либо причинам линейный масштаб карты отсутствует, его легко установить самому, переведя численный масштаб в линейный. Для этого в знаменателе достаточно отбросить два последних нуля, и оставшееся число покажет количество метров на местности, соответствующих 1 см на карте. Для контроля усвоения пройденного материала руководитель задает обучаемым вопросы: 1) Что называется масштабом карты? 2) Что называется величиной масштаба? Й учебный вопрос - 10 мин. Руководитель объясняет, что все местные предметы на топографических картах изображаются условными знаками. С помощью условных знаков на карте наглядно передается действительная картина местности. Условные знаки подразделяются на масштабные, внемасштабные и пояснительные. Масштабные знаки изображают местные предметы, которые могут быть выражены в масштабе карты, например крупные населенные пункты, участки леса, дороги, водоемы и т. п. Внемасштабные знаки изображают предметы, которые не могут быть выражены в масштабе карты, но имеют важное значение, например колодцы, километровые столбы, радиомачты, телевизионные вышки (как ориентиры) и т. п. По изображению этих предметов нельзя судить об их действительных размерах. Если в основе изображения такого условного знака лежит квадрат или окружность, то положению предмета на местности соответствует точка в центре их. Положение других условных знаков определяется вершиной прямого угла в нижней части условного знака или серединой его основания.
С уменьшением масштаба карты некоторые масштабные условные знаки могут превращаться во внемасштабные, например, населенные пункты изображаются уже внемасштабным условным знаком – кружком. К пояснительным знакам относятся все цифры и надписи на карте, а также специальные условные знаки, дающие дополнительную характеристику местным предметам. Например, если в контуре участка леса дается изображение лиственного дерева с зачерненной правой половиной, то это означает, что лес лиственный, спелый. Порода, высота, диаметр и густота деревьев указаны записью: «дуб 20:0,25 х 4», т. е. лес дубовый, высота — 20 м, диаметр стволов — 0,25 м, расстояние между деревьями — 4 м. На картах также наносятся пояснительные подписи (кирп.- кирпичный завод, шк. – школа и т.д). Они применяются для указаний собственных названий населенных пунктов, рек, озер и т.д. Для этого карты печатаются в несколько красок. Зеленой краской изображаются площади лесов, кустарников, садов, парков; синей – моря, реки, озера и другие объекты гидрографии; коричневой – изображение рельефа и его элементов (скал, обрывов, осыпей, промоин и т. д.), а также условные знаки береговых валов, сухих русел рек, каменистых россыпей, галечника, каменистых поверхностей, песков; черной – условные знаки отдельных местных предметов, элементы рельефа, большинство подписей и цифровых характеристик, дороги и другие элементы; желтой - полотно улучшенных грунтовых дорог; оранжевой - полотно шоссейных дорог (показать на плакатах и учебных картах). Закончив рассказ, руководитель начинает тренировку обучаемых в чтении карт. Й учебный вопрос - 10 мин Рельеф – совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Основными формами рельефа являются: гора, котловина, хребет, лощина и седловина.
Кроме перечисленных форм, рельеф имеет детали. К деталям рельефа относятся: овраги, промоины, курганы, насыпи, выемки, уступы, каменоломни и т.д.
Рис. 1. Основные формы, детали и элементы рельефа На топографических картах рельеф изображается горизонталями, т. е. кривыми замкнутыми линиями, каждая из которых представляет собой изображение на карте горизонтального контура неровности, все точки которого на местности расположены на одной и той же высоте над уровнем моря. Чтобы лучше уяснить сущность изображения рельефа горизонталями, представим себе остров в виде горы, постепенно затопляемой водой. Допустим при этом, что уровень воды последовательно останавливается через одинаковые промежутки по высоте, равные h метров (рис.2). Каждому уровню воды, начиная с исходного (АВ), будет, очевидно, соответствовать своя береговая линия (CD, KL, MN, RS) в виде замкнутой кривой, все точки которой имеют одну и ту же высоту.
Высота сечения рельефа на карте зависит от масштаба карты и характера рельефа. Для равнинной и холмистой местности ее величина равна 0,02 величины масштаба карты (например, на картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 нормальная высота сечения соответственно равна 10 и 20 м). На картах же высокогорных районов, чтобы изображение рельефа не затемнялось из-за излишней густоты горизонталей и лучше б читалось, высоту сечения принимают в два раза больше нормальной (на карте масштаба 1:25 000 – 10 м, 1:50 000 – 20 м, 1:100 000 – 40 м, 1:200 000 – 80 м). На картах плоскоравнинных районов масштабов 1:25 000 и 1:200 000 высоту сечения принимают в два раза меньше нормальной, т. е. соответственно 2,5 и 20 м. В отдельных местах, где нужные подробности рельефа не выражаются основными и половинными горизонталями, проводятся между ними еще вспомогательные горизонтали – примерно через четверть высоты сечения. Их вычерчивают также прерывистыми линиями, но с более короткими звеньями. На рис. 4. раздельно изображены горизонталями элементарные формы рельефа. На рисунке видно, что небольшая гора (холм) и котловина выглядят, в общем, одинаково – в виде системы замкнутых опоясывающих друг друга горизонталей. Схожи между собой и изображения хребта и лощины. Отличить их можно лишь по направлению скатов.
На картах масштаба 1:100 000 и крупнее отметки высот точек над уровнем моря подписываются с точностью до 0,1 м, а на картах 1:200 000 и мельче – до целых метров. Это надо иметь в виду, чтобы не перепутать точки при указании и отождествлении их отметок по картам различных масштабов. Рассказ руководитель занятия сопровождает показом на плакатах, учебных картах, макетах (разрезных горках) и на ящике с песком. По окончанию рассказа руководитель тренирует обучаемых в чтении рельефа. Заключительная часть – 5 мин Руководитель проводит разбор занятия, оценивает усвоение материала отдельными обучаемыми. Задание для самостоятельной работы. Повторить раздел «Понятие о топографических картах».
Занятие 2. Учебные вопросы: 1. Определение расстояний по карте. 2. Ориентирование карты. 3. Чтение карты. Цель: Научить определению расстояний по карте и чтению карты.. Время: 45 мин. Метод: Рассказ, тренировка. Место: Класс. Методическое обеспечение: 1. Учебное пособие по начальной военной подготовке М., Воениздат, 1995. 2. Начальная военная подготовка. М., Воениздат, 2001. 3. Военная топография. М., Воениздат, 1998. 4. Плакаты по военной топографии. 5. Учебные топографические карты по числу обучаемых. 6. Линейки, карандаши и циркули по числу обучаемых; курвиметры 4-6 шт. Содержание занятия Вводная часть – 5 мин. Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия. Контрольные вопросы для повторения: - что собой представляет топографическая карта и каково ее назначение? - что называется масштабом карты, и какие бывают масштабы? Основная часть – 35 мин. Руководитель объясняет, что зная масштаб карты, можно легко определить расстояние между какими-либо предметами на местности, измерить расстояние до обнаруженной огневой точки противника, вычислить протяженность маршрута и т.п. Й учебный вопрос - 15 мин. Умение определять расстояние - важный военно-прикладной навык, необходимый как при ориентировании во время передвижения на местности, так и для своевременного обнаружения противника и ведения прицельного огня. В процессе топографической подготовки занимающиеся овладевают простейшими способами определения расстояний (по степени видимости предметов и целей или отрезков местности, хорошо запечатлевшихся в памяти; по линейным и угловым размерам; по времени движения; по соотношению скорости звука и света и т. п.). Измерение расстояний на глаз - самый простой и распространенный способ. Однако, пользуясь им, следует иметь в виду, что точность определения расстояний зависит от многих объективных и субъективных факторов, влияние которых нельзя не учитывать. В процессе занятий вырабатываются глазомер, хорошая зрительная память, стойкость запоминания однажды увиденных предметов и объектов. Для этого необходимо как можно чаще (и не только на занятиях по топографии) упражняться в оценке на глаз расстояний, постоянно развивать способность мысленно представлять и уверенно отличать на местности, так называемые округленные величины — расстояния в 50, 100, 200, 400 м и более. И не только быстро определять их, но и учиться мысленно укладывать на обозримом участке местности в глубину наблюдения тот или иной известный, запечатленный в памяти отрезок. Развивая таким образом «чувство дистанции», надо иметь в виду, что с увеличением расстояния величина отрезка в перспективе постоянно сокращается, кроме того, невидимые впадины, овраги, акватории, пересекающие местность, также скрадывают расстояние. При измерениях все это учитывается и в окончательные результаты вносятся соответствующие поправки. Чтобы убедиться в правильности определения расстояния на глаз по степени видимости предметов или с помощью отрезков местности, нужно, особенно во время первых наблюдений и тренировок, сверять полученные данные с более точными результатами измерений. Во время тренировок следует учитывать также ряд явлений, от которых зависит точность определения расстояния на глаз. Например, находящиеся на одинаковом расстоянии яркие предметы всегда кажутся ближе, нежели темные. Однотонный фон выделяет, делает более выпуклыми и четко очерченными находящиеся на нем предметы и как бы приближает их; разноцветный, напротив, «маскирует» отдельные детали предметов, тем самым создавая впечатление их большей удаленности. В яркий солнечный день расстояния на местности представляются уменьшенными, в дождь, туман, в сумерках — увеличенными. Крупные предметы кажутся ближе, чем находящиеся на таком же удалении мелкие предметы. Оптическое приближение предметов имеет место и в том случае, если наблюдение ведется снизу вверх — от подножия горы, холма, кургана к вершине. Чтобы избежать больших расхождений в определении расстояний по видимости предметов и объектов на местности, в практике нередко пользуются усредненными измерениями расстояний на глаз. Такие данные, полученные путем сложения многих результатов и деления общей суммы на число наблюдателей, приводятся в табл. 1 Таблица 1
Пределы видимости объектов и предметов на местности невооруженным глазом В зависимости от остроты зрения, конкретных условий местности каждый может на практике уточнить приведенные здесь средние данные, дополнить их и даже составить свою таблицу визуального измерения расстояний. Помимо указанных способов расстояние можно измерить шагами (зная длину своего шага), вычислить по времени движения на местности (зная среднюю скорость своей ходьбы). При движении на автомобиле, мотоцикле, велосипеде расстояние определяется по показаниям спидометра или счетчика. Довольно распространенный способ — определение расстояний по соотношению скорости света и звука. Суть его заключается в следующем. Поскольку скорость распространения света огромна — 300 000 км/с, то наблюдатель видит вспышку практически в момент производства выстрела. Поэтому время появления светового сигнала берется в качестве исходного для отсчета времени прохождения звуковой волны, которая распространяется с несравненно меньшей скоростью — 330 м/с. Иногда проходит довольно продолжительное время (t) прежде чем звук достигает слуха наблюдателя. Зная t конечное, легко высчитать расстояние до стреляющего объекта по формуле: Д = tc х 330 м/с. Определить расстояние по вспышке и звуку можно и другим путем. Отсчитав по хронометру число секунд, прошедших после появления световой вспышки, делят его на 3 с (округленно, за это время звук проходит расстояние в 1 км). Например, после появления вспышки звуковой сигнал достиг слуха наблюдателя через 15 с, значит, расстояние до места, откуда произведен выстрел, будет равно: Д = 15 с: 3 с = 5 км. Этот способ применяется во всех случаях, когда объект хорошо виден и слышен, особенно в ночных условиях. Определить расстояние до различных объектов можно и по одному звуку. Для этого нужно знать пределы слышимости звуков, исходящих от тех или иных источников (табл. 2). Определение расстояния по звуку. Таблица 2
Определение расстояний до предметов и объектов через недоступные препятствия на местности. Кроме описанных выше способов измерения на глаз, определить расстояние до объектов и предметов, находящихся на недоступной местности, а также измерить ширину и длину естественных препятствий (болотистого участка, реки, озера и т.п.) можно путем геометрических вычислений, исходя из видимых линейных размеров наблюдаемого предмета, объекта. Например, ширину реки измеряют, не переходя на противоположный берег, способом, основанным на свойствах равнобедренного прямоугольного треугольника (рис.5). У реки выбирают точку А так, чтобы на противоположном берегу был виден какой-либо ориентир В и, кроме того, вдоль реки возможно было бы провести и измерить прямую линию. В точке А восстанавливают перпендикуляр АС к линии АВ и в этом направлении измеряют расстояние (шнуром, шагами и т. п.) до точки С, в которой угол АСВ будет равен 45°. В этом случае расстояние АС будет соответствовать ширине реки АВ. Точку С находят путем приближения, измеряя несколько раз угол АСВ какими-либо доступными способами — с помощью компаса, часов или на глаз. Можно определить расстояние до наблюдаемых предметов или объектов, если знать их действительные размеры. Держа линейку в вытянутой руке, измеряют в миллиметрах кажущуюся высоту или ширину предмета. Затем действительно его высоту (ширину), выраженную в сантиметрах, делят на измеренную линейкой высоту (ширину) предмета в миллиметрах и умножают на постоянное число, так называемый коэффициент уменьшения. Полученный результат и будет расстоянием до наблюдаемого предмета на местности в метрах: Д = h см: h мм х 5 Определение расстояний по видимым линейным размерам производится также с помощью большого пальца. Руку вытягивают вперед перед собой так, чтобы большой палец находился в вертикальном положении на расстоянии 50 см от глаза. Если при этом он закрывает наблюдаемый предмет или объект полностью, то расстояние до них в 20— 25 раз больше их размеров. Пример: большой палец полностью заслонит от наблюдателя отдельно стоящее дерево, высота которого равна 15 м, тогда расстояние до него Д = 15 м х 20 (25) = 300 (375) м Определение расстояний по угловым величинам. Измерения данным способом основываются на прямой зависимости между угловыми величинами предметов и расстоянием до них. Эту зависимость выражает формула, которую должен знать и помнить каждый: Д = В х 1000: У, где Д — дальность, расстояние до наблюдаемого объекта; В — высота или ширина объекта (известные заранее); У — угловая величина предмета в тысячных; 1000 — постоянное число. Как видно из формулы, для определения расстояния в этом случае необходимо знать действительные размеры объекта (предмета), а также уметь измерять угловые величины в тысячных с помощью рук, ладони, бинокля, визирной линейки и других подручных средств. Прежде всего определяют угловые размеры, так называемую цену применяемых подручных средств и предметов. Обычно делают это так. Измеряемый предмет держат в вытянутой руке на расстоянии 50 см от глаза, замечают, какую часть пространства закрыл он собой, затем линейкой или биноклем, на которых имеется шкала в тысячных, измеряют угол между правым и левым краями пространства, закрытого предметом. Это и будет «цена» предмета в тысячных. Приблизительные угловые размеры в тысячных некоторых наиболее употребительных предметов приведены в табл. 3. Таблица 3. Угловые размеры некоторых предметов
Зная угловые величины в тысячных и действительные размеры предметов на местности, легко определить расстояние до них. Например, высота мачты линии электропередачи равна 10 м, при измерении угловой величины в тысячных ее высота уложилась ровно в длину спичечной коробки. Подставляем полученные данные в формулу: Д=10 х 1000: 90 = 111м Довольно распространенный способ определения расстояний до объектов на местности — с помощью прорези открытого прицела. Он применяется главным образом при определении расстояний до живых целей. Сама техника измерения заключается в том, чтобы определить, насколько цель вмещается в прорези. Например, быстродвижущаяся фигура противника полностью вмещается в прорези прицела. «Стандартная» высота перебегающего на местности, которая наблюдается и простреливается, равняется обычно 150 см. Следовательно, расстояние до цели не менее 400 м. Если перебегающая фигура вмещается в прорези прицела наполовину, расстояние составляет 200 м и более. Если грудная цель (обычно высота 90—100 см) полностью вмещается в прорези прицела, до нее приблизительно 300 м, если наполовину — около 150 м. При помощи прорези открытого прицела легко определить расстояние до цели и по угловым ее размерам. Й учебный вопрос - 10 мин. Условные знаки подразделяются на масштабные, внемасштабные и пояснительные. Масштабные знаки изображают местные предметы, которые могут быть выражены в масштабе карты, например крупные населенные пункты, участки леса, дороги, водоемы и т. п. Внемасштабные знаки изображают предметы, которые не могут быть выражены в масштабе карты, но имеют важное значение, например колодцы, километровые столбы, радиомачты, телевизионные вышки (как ориентиры) и т. п. По изображению этих предметов нельзя судить об их действительных размерах. Если в основе изображения такого условного знака лежит квадрат или окружность, то положению предмета на местности соответствует точка в центре их. Положение других условных знаков определяется вершиной прямого угла в нижней части условного знака или серединой его основания. С уменьшением масштаба карты некоторые масштабные условные знаки могут превращаться во внемасштабные, например населенные пункты изображаются уже внемасштабным условным знаком — кружком. К пояснительным знакам относятся все цифры и надписи на карте, а также специальные условные знаки, дающие дополнительную характеристику местным предметам. Например, если в контуре участка леса дается изображение лиственного дерева с зачерненной правой половиной, то это означает, что лес лиственный, спелый. Порода, высота, диаметр и густота деревьев указаны записью: «дуб 20: 0,25 х 4», т. е. лес дубовый, высота — 20 м, диаметр стволов — 0,25 м, расстояние между деревьями — 4 м. Наиболее распространенным способом изображения рельефа местности на топографических картах является способ горизонталей. Горизонтали проводятся через равные по высоте промежутки, называемые высотой сечения. Общепринятыми стандартами высоты сечения являются: 2 и 2,5 м на карте масштаба 1: 10 000, 5 м - на 1: 25 000, 20 м - на 1: 100 000. Эти данные приведены внизу карты. По горизонталям легко определить не только местонахождение объекта относительно уровня моря, но также направление и крутизну спусков и скатов, глубину впадин. Чем ближе расположены одна к одной горизонтали, тем круче подъем или спуск. Если скат ровный, они располагаются на одинаковом удалении между собой. Направление указывается короткими черточками, которые расходятся от горизонталей в сторону понижения. На рис. 4. приведены основные условные знаки для обозначения объектов и предметов местности на топографических картах и картосхемах. Подготовка карты к работе. Подготовить карту к работе — значит ознакомиться с ее масштабом, оценить местность, приблизительно определить протяженность будущего маршрута и отдельные его отрезки, размеры труднопроходимых участков и естественных препятствий — болотистых мест, рек, возвышенностей, оврагов и т. п. Детальный анализ местности и маршрута движения производится во время так называемого подъема карты, суть которого заключается в следующем. Точно определяются общая протяженность предстоящего маршрута, время движения по нему, имеющиеся препятствия и пути их обхода, выбираются ориентиры; для участков, которые проходят по сильнопересеченной (закрытой или полузакрытой) местности, подготавливаются данные для движения по азимутам; заранее намечаются места привалов и ночлега. Понятие «подъем карты» включает в себя раскрашивание отдельных объектов, подчеркивание их названий. Лес, кустарник, сады раскрашиваются зеленым цветом; реки, озера, болотистые участки - синим; населенные пункты — черным; дороги - коричневым; рельеф - светло-коричневым. Если карта мелкомасштабная, то нередко для удобства и быстроты чтения маршрута составляют отдельно схему местности, по которой он проходит. Для этого, обозначив сначала участок местности с маршрутом на карте, переносят его на чистый лист бумаги или кальку в увеличенном масштабе. Обычно масштаб схемы вдвое превышает масштаб карты. В первую очередь на схеме вычерчиваются квадраты километровой сетки (в масштабе 2:1) участка местности, по которому пройдет маршрут. Они нумеруются в том же порядке, что и на карте. юг Затем на схему переносятся основные объекты и предметы местности - населенные пункты, дороги, реки, болота, мосты, леса, овраги и характерные формы рельефа и более мелкие, но необходимые для ориентирования местные предметы. Однако не рекомендуется загромождать схему второстепенными деталями, усложнять ее содержание подписями. Заканчивая составление схемы, указывают ее масштаб и направление север - Ориентирование карты по компасу и линиям местности. Пользуясь картой на местности, держат ее так, чтобы верхняя линия рамки всегда была обращена на север, а направления на местные предметы, изображенные на карте, совпадали с направлениями на те же предметы на местности. Прежде всего, карту необходимо сориентировать по сторонам горизонта при помощи компаса. Его кладут на карту так, чтобы линия север - юг (или так называемый диаметр лимба) совпала с боковой (восточной или западной) стороной рамки. После этого карту вместе с компасом поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не совпадет с буквой С или не подойдет к делению 0 на кольце компаса (рис. 5). Следует иметь в виду, что магнитная стрелка, как правило, устанавливается не строго против нулевого деления, а с отклонениями от него на величину магнитного отклонения, которая указывается на схеме под нижней, южной рамкой карты. Обычно допускается отклонение в пределах 3°, что существенно не влияет на правильность ориентирования во время передвижения. Ориентирование карты по линиям местности производится следующим образом. В пределах обозреваемого участка выбирают два-три наиболее крупных и заметных местных предмета. Желательно, чтобы один из них был прямолинейным (например, грунтовая или шоссейная дорога). Направление дороги на карте совмещают с ее направлением на местности. Правильность ориентирования проверяется и по расположению других местных предметов, находящихся по обе стороны дороги на местности и соответственно на карте. Сделать это просто, если наблюдатель находится рядом с каким-нибудь ориентиром, изображенным на карте, скажем на развилке дорог, у отдельно стоящего здания, церкви, мельницы и т. д. Если в точке стояния нет ориентира, определить на карте свое местоположение можно по расстоянию до окружающих местных предметов. Их изображение нужно найти на карте, сориентировать последнюю, затем определить на глаз свое местоположение относительно этих предметов и на глаз же отметить точку своего местоположения на карте (рис. 7). При ориентировании и определении точки местоположения по карте можно пользоваться также рельефом местности. Как видно из условий ориентирования карты по линиям местности, успех во многом зависит от правильного определения точки своего местоположения. Движение по картам и схемам. Обычно маршрут прокладывают так, чтобы он проходил по указанным на карте или схеме дорогам. Рисунок 7 Рисунок 8 Однако перед тем как отправиться в путь, необходимо предварительно еще раз наметить ориентиры вдоль дороги и по ее ст
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|