Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Движение по азимутам




Занятие 1

Учебные вопросы:

1. Понятие об азимутах.

2. Движение по азимутам

Цель: Привить обучаемым практические навыки движения по азимутам.

Время: 2 часа (90 мин).

Метод: Практические занятия на местности.

Место: Поле.

Методическое обеспечение:

1. Учебное пособие по начальной военной подготовке М., Воениздат, 1995.

2. Начальная военная подготовка. М., Воениздат, 2001.

3. Военная топография. М., Воениздат, 1998.

4. Компасы Андрианова

5. Линейки, карандаши и писчая бумага по числу обучаемых.

Содержание занятия

Вводная часть – 10 мин.

Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия. Выход учебной группы к месту занятий

По прибытию в район занятий руководитель перестраивает учебную группу в одношереножный строй, сообщает наименования окружающих местных предметов и приказывает курсантам приготовиться к топографическому ориентированию

Основная часть – 70 мин.

Й учебный вопрос - 20 мин.

Если разделить круг на 300 частей, по ходу часовой стрелки нанести обозначения от 0 до 300 и предположить, что мы находимся в центре круга, нулевое деление которого направлено на север, а линия, соединяющая центр круга с нулевым делением, направлена вдоль меридиана, тогда любой отсчет от этой линии по ходу часовой стрелки в угловых величинах до линии, направленной на тот или иной предмет, будет азимутом данного направления.

Итак, азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана, проходящего через данную точку, до направления на предмет.

Если измерение ведется относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут, если же относительно магнитного меридиана – магнитный азимут.

Магнитные и географические полюса Земли не совпадают. Поэтому истинным и магнитным меридианами образуется угол, который называется склонением магнитной стрелки. Оно может быть восточным или западным.

При движении в условиях ограниченной видимости (ночью, в тумане, в снегопад, в лесу, когда отдельные предметы и ориентиры на местности не видны или отсутствуют вообще) нужно уметь правильно выдерживать заданное направление по магнитному азимуту, определяемому с помощью компаса.

Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0 до 360°) от северного направления магнитного меридиана до определяемого направления (рис. 1).

Для определения магнитного азимута направления на какой-нибудь предмет надо стать лицом к наблюдаемому предмету, ориентировать компас и вращением крышки установить визирное приспособление прорезью на себя, а мушкой — на наблюдаемый предмет. После этого против указателя мушки надо прочитать отсчет по лимбу. Это и будет магнитный азимут определяемого направления.

Так определяется прямой азимут, т. е. азимут направления от своей точки стояния на какую-либо другую точку местности. Часто, например, для отыскания обратного пути по тому же маршруту, который был пройден на закрытой местности или ночью по заданным направлениям, приходится пользоваться обратным азимутом. Обратный азимут отличается от прямого на 180°. Таким образом, чтобы получить обратный азимут, надо к прямому прибавить 180° (если прямой азимут меньше 180°) или вычесть эту величину (если он больше 180°). Обратный азимут применяется также для проверки правильности движения по заданному прямому азимуту. Если маршрут проходит по ломаной линии, то азимуты, расстояния и ориентиры указываются в задании для каждого прямолинейного отрезка пути. Если на пути встретился непроходимый участок местности (болото, озеро, впадина, ущелье и т. п.), на противоположной его стороне замечают какой-нибудь ориентир в направлении движения, обходят препятствие и, выйдя к ориентиру, продолжают путь по маршруту.

 


Рисунок 1

Й учебный вопрос - 50 мин.

На исходной точке для движения по азимутам руководитель ставит каждому отделению боевую задачу на разведку местности и противника, указывает заранее подготовленный маршрут движения, объясняет порядок движения, приемы обхода препятствий и назначает место и время сбора после выполнения упражнения.

Кроме того, вручает командирам отделений схему для движения по азимутам или таблицу, где указаны участки пути, их магнитный азимут в градусах и расстояния в метрах.

После этого руководитель дает команду на движение по азимутам. Отделения самостоятельно определяют азимут первого участка пути и начинают движение. На маршруте движения обучаемые поочередно выступают в роли ведущего. Руководитель двигается с одним из отделений.

Заключительная часть – 10 мин

По прибытию курсантов в пункт сбора руководитель проводит разбор занятия, оценивает усвоение материала отдельными обучаемыми, отмечает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...