Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суффиксы субъективной оценки

Урок

Тема: «Выразительные словообразовательные средства языка»

Тип урока - комбинированный

Цели урока:

1. познавательный аспект: совершенствовать коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую компетенции учащихся посредством стилистического, лингвистического анализа предложений, текстов в рамках подготовки к ЕГЭ: продолжить работу по формированию орфоэпических, орфографических, пунктуационных, речеведческих навыков школьников, умения различать тропы, стилистические фигуры, словообразовательные средства выразительности, определять их роль в тексте;

2. развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления;

3. воспитательный аспект: воспитывать гражданина и патриота; формировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи.

Задачи урока:

1. систематизировать теоретические знания о структуре, разделах языка;

2. выявить выразительные возможности словообразовательных средств языка;

3. исследовать тексты мастеров слова на предмет выявления в них словообразовательных выразительных средств.

Оборудование:

1. мультимедийный проектор,

2. презентация к уроку,

3. учебник,

4. раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный момент. Запись темы урока.

Проверка домашнего задания осуществляется в ходе урока.

Слово учителя.

- Сегодня мы продолжим знакомство с выразительными средствами языка, с выразительными словообразовательными средствами – эмоционально окрашенными морфемами, увидим, как «работают» суффиксы субъективной оценки, расширяя пределы поэтического словаря. Запишем проблемный вопрос урока (обращение к слайду №2):

Обладают ли выразительными возможностями словообразовательные средства языка?

Ребята, в конце урока мы вернемся к этому заданию в блоке рефлексии.

3.Словарная орфоэпическая работа:

средства (ключевое слово урока)

метонимия

синекдоха ― выразительные

оксюморон средства

языка

4. -Произведем синтаксический, стилистический анализ предложения (обращение к слайду №3).

Два ученика работают у доски: один выполняет синтаксический разбор предложения, другой определяет его стилистические особенности.

4.1 Язык – │ исторически сложившаясясистема звуковых, словарных и грамматических средств, │ являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе │.4

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено распространенными согласованными определениями, выраженными причастными оборотами, и распространенным несогласованным определением.)

4.2 Стилистический анализ:

Информация, содержащаяся в предложении, особенности синтаксической конструкции (составное именное сказуемое с нулевой глагольной связкой), наличие терминов, действительных причастий прошедшего и настоящего времени позволяют отнести его к научному стилю.

5. - Выпишем из предложения словосочетание со связью «примыкание» и сделаем его разбор («исторически сложившаяся»). Попутно поясним, почему связь в данном словосочетании – примыкание.

6. – Вспомним особенности словообразования в русском языке.

Словообразовательный анализ слов. Работа в группах переменного состава. Руководители групп докладывают о результатах проделанной работы. Сообща делаем безошибочный вывод.

Словообразовательный анализ слов:

1.прапрадедушка←прадедушка(приставочный)←дедушка (приставочный)←дед (суффиксальный);

2.невысоко←высоко (приставочный)←высокий (суффиксальный);

3.мороженое (что?)←мороженое (какое?) (субстантивация)←морозить (суффиксальный)←мороз (суффиксальный).

Вывод: в 3 словообразовательной цепочке мы встречаемся с неморфологическим способом словообразования – переходом слова из одной части речи в другую. Такой способ называют морфолого-синтаксическим.

7. -Обращаемся к тексту № 1(слайд№4), читаем его, выписываем слова с пропущенными буквами и обозначаем условия выбора вставленных орфограмм.

Текст№1:

- Я пр…обрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.

- Почему Вы говорите так пр…небрежительно, - возмутился я.

- Но ведь она тоненькая, да и формат (не)большой, - ответил собеседник.

Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

- Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря чему изменилось значение слова? Выпишем слова:

уменьш.-ласкат. ← книжечка ↔ книжонка → пренебрежительный

суффикс ↓ суффикс

суффиксы субъективной оценки

- Итак, значение слова изменилось благодаря суффиксу субъективной оценки.

8. -Ребята, арсенал средств у носителей языка велик, но язык – это система, в ней все упорядочено, поэтому и мы воспользуемся одной из классификаций этих средств. Обратимся к схеме …(слайд№5)

Реализация домашнего задания. Ответ ученика:

- Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства языка (одна из классификаций).

Синтаксис → синтаксические средства: инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, парцелляция, риторические фигуры и т.д.

 

Морфология → морфологические средства: части речи и их выразительные возможности

Лексика→ лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы и др.), тропы

Словообразование, морфемика → морфемы субъективной оценки

Фонетика→ фонетические средства языка: аллитерация, ассонанс

Слово учителя.

-Остается обратить внимание на стилистическую окраску словообразовательных средств языка (обращение к слайду№6).

Реализация домашнего задания. Отвечает заранее приготовившийся ученик: «Стилистические возможности словообразовательных средств языка».

Слайды №7, 8: «Разговорный стиль. Функция общения».

Суффиксы: -ак (-як) добряк -аст глазастый и др.

-ан (-ян) старикан

-тяй лентяй

-ыш глупыш

-ш (а) парикмахерша

Слайды №9,10,11: «Публицистический стиль. Функция воздействия».

Приставки: Суффиксы:

а- (аморальный) -изм (гуманизм)

анти- (антиобщественный) -ист (гуманист)

де- (демобилизация) -изаци(я) (гуманизация)

меж- (межотраслевой)

Корни:

обще - (общепринятый)

все - (всеобъемлющий)

Слайд №12: «Научный стиль. Функция сообщения».

Суффиксы с отвлеченным значением.

-аци (я) эксплуатация

-ени (е) рассмотрение

Слайд №13: «Художественный стиль. Функция воздействия».

Весь арсенал средств, включая уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы с уничижительным значением: «серенький, книжонка».

Слайд№14 :«Официально-деловой стиль. Функция сообщения».

Отсутствуют изобразительно-выразительные средства языка. Присутствуют стилистически нейтральные морфемы.

Выводы ученика:

- Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов (это мы видели на примере слов «книжонка», «книжечка»), выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения. Художники слова используют оценочную лексику для создания психологического портрета, для того чтобы выразить свое отношение к герою (обращение к слайду №15).

Слово учителя.

- Я соглашаюсь с результатами вашего исследования. Обратимся к тексту №2 (печатные материалы приготовлены заранее). С какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин использует оценочную лексику? Почитаем текст, выпишем оценочную лексику, ответим на поставленный вопрос.

Текст№2: А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких на ужин собирали. (Салтыков-Щедрин М.Е.)

Ответ ученика. Оценочная лексика («маменька», «избушка», «свечка», «лучинушка», «чайку», «кофейку», «лаптишечки», «пустеньких») служит для создания психологического портрета героя – Иудушки Головлева. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество. Учащиеся самостоятельно составляют текст, отвечая на поставленный вопрос.

- И.С. Тургенев посредством оценочной лексики выражает свое отношение к Фенечке, героине романа «Отцы и дети». Как ему это удалось? (Работа с текстом № 3.)

Текст№3: Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками, высматривала, как зверек.

Ответ ученика. В отрывке речь идет о Фенечке, пожалуй, самом безобидном существе романа. Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («комнатке», «мышонок», «норке», «губками», «ручками», «зверек»), автор выражает свою симпатию к этой женщине.

11. -Очень интересно использует оценочную лексику А.Н. Островский в драме «Гроза». Сравним речь Катерины и Феклуши.

11.1 Чтение наизусть монолога Катерины.

11.2 Лингвистический анализ речи Катерины и Феклуши. Лингвистический анализ речи героинь – результат предварительной исследовательской работы школьников. На уроке зачитываются 3-4 работы с последующим разбором ответов.

Примерный план анализа:

1.Ключевые средства языка фонетического, лексического, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического уровней, использованные автором.

2.Функция средств выразительности.

Анализ речи Катерины (вариант ответа).

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы») усиливают поэтичность. Чувствуется влияние церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет»). Через речь видим двойное влияние на характер героини: от песенного народного творчества – порыв к свободе, счастью, свету, а от церкви – самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины.

Таким образом, уменьшительно-ласкательные суффиксы - одно из средств, подчеркивающих поэтичность, духовность, близость к народному творчеству Катерины.

Анализ речи Феклуши (вариант ответа).

Речь Феклуши отличается простотой и эмоциональностью. Героиня говорит истинно народным языком. В речи ее можно услышать восклицания («…все-то ты за работой. Трудно тебе, милая девушка! Прощай, матушка! Прощай покудова…), уменьшительно-ласкательные суффиксы («матушка»), просторечные, разговорные выражения (аль, слыхать, ихнему), частицы, усиливающие выразительность (то, все, та, ж). В речи Феклуши присутствуют сказочные народные образы (салтан турецкий, салтан персидский). Однако, в отличие от Катерины, Феклуша употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чтобы расположить к себе Глашу, Кабаниху, она таким образом льстит.

- Ребята, анализируя речь героинь А.Н. Островского, мы увидели, как словообразовательные средства расширяют пределы поэтического словаря.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...