Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов.

На заре российской словесности, в XVIII в., слова «умалительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля и употребление их, согласно теории трех штилей М.В. Ломоносова, было возможно лишь в «подлых» жанрах (баснях, сатирах, комедиях). Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания.

Например: Под землю ты заключен, жить бы нам вдомишке; да и ползаешь всегда только поземлишке (Тр.).

Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями-сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности».

Например: Восходящее светило дня пробудило все творение: рощи,кусточкиоживились,птичкивспорхнули и запели, цветы подняли своиголовки… (Карамз.)

Лингвистическая полемика начала XIX в. привела к переоценке уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в «новом слоге». Это дало повод к ироническому их переосмыслению. А.С. Пушкин в лицейский период пародировал поэтическую речь, «украшенную» уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например:
Ах, сударь, мне сказали -
Вы пишете
стишки,
Увидеть их нельзя ль?
Вы в них изображали,
Конечно,
ручейки,
Конечно,
василечек
Иль тихий
ветерочек,
И рощи, и цветки.

В то же время писатели начала XIX в. отразили и стилистическое использование слов с суффиксами субъективной оценки, свойственное живой разговорной речи.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов употребляет эти слова, стараясь показать расположение к собеседнику: Прозябли вы, согреем вас;отдушничекотвернем поскорее; они придают его речи ироническую окраску: Будьплохенький, да если наберется душтысячкидве родовых - тот и жених; создают фамильярно-непринужденный тон его высказываний: Как станешь представлять ккрестишкули, кместечку, ну как не порадеть родномучеловечку! Употребление уменьшительно-ласкательных слов Молчалиным подчеркивает льстивые интонации в его репликах: Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка, я гладил все его: как шелковаяшерстка. В монологах Чацкого экспрессивное словообразование выполняет сатирическую функцию: Французикиз Бордо. Посмотришь,вечеркомон чувствует себя здесь маленькимцарьком.

В поэзии Пушкина эта оценочная лексика отразила все богатство красок словообразования разговорной речи, став источником юмора, шутки (вспомним «Домик в Коломне»). Особенно щедр поэт на уменьшительно-ласкательные слова в произведениях, близких к устному народному творчеству.

Например: В рукияблочковзяла, к алымгубкамподнесла, потихоньку прокусила икусочекпроглотила.

Стилистическое применение экспрессивного словообразования в творчестве крупнейших русских писателей обусловлено особенностями их слога и конкретными художественными задачами, которые решались при отборе выразительных средств языка для того или иного произведения. Некоторые авторы активно использовали этот источник экспрессии (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов), другим эта манера была чужда (А.П. Чехов, Л.Н. Толстой).

У Щедрина экспрессивное словообразование выполняет чаще всего сатирическую функцию.

Так, в создании психологического портрета Иудушки-кровопивушки «ласковые» слова с суффиксами субъективной оценки играют важную стилистическую роль: они придают речи Головлева слащавость, елейность, подчеркивают его лицемерие, ханжество: А знаете ли вы,маменька, отчего мы в дворянском званье родились?… Сидели бы теперь визбушечке, да горела бы у нас несвечечка, алучинушка, а уж насчетчайкудакофейку– об этом думать бы не смели! Сидели бы; я былаптишечкиковырял, вы быщецтам каких-нибудьпустенькихпоужинать сбирали…

У Ф.М. Достоевского наиболее яркое воплощение получило стилистическое использование словообразования для создания речевой характеристики социально приниженного героя. В романе «Бедные люди» Макар Девушкин обильно пересыпает свою речь уменьшительно-ласкательными словами: …Было мне всего семнадцатьгодочков, когда я на службу явился;Стыдненькомне было,Варенька!; А оттого, что ясмирненький, оттого, что ятихонький, а оттого, чтодобренький!

В иных случаях обращение героев Достоевского к уменьшительно-ласкательным суффиксам получает тонкое психологическое обоснование.

Например, они создают насмешливо-язвительный тон речи следователя Порфия Петровича в романе «Преступление и наказание»: Я знаю, он мояжертвочка; Говорит, а у самогозубкиво рту один о другой колотятся;Губка-то, как и тогда, вздрагивает.

 

Н.А. Некрасов показал искусное применение слов с суффиксами субъективной оценки для достижения народно-поэтического звучания речи.

Например: Доля ты! – русскаядолюшкаженская!; Ты прости, прости,полянушка!..; Белый плат в кровимокрехонек!; Мало слов, а горяреченька, горяреченькабездонная…

Поэт осваивает новые пласты экспрессивной лексики с размерными суффиксами: Вон - направо –избенкиунылые; Чу!клячонкухлестнулстаричина; Попрощался соскотинкою; тихо по дворупохаживалдапостукивал топориком.

В сатирических произведениях Некрасова формы субъективной оценки были действенным средством достижения сарказма: Статейкутиснул в пол-листа какой-то господин Давыдов о пользе плети и кнута; Так за эту бы речьмужичонкупосечь.

В современной литературе и публицистике экспрессивное словообразование выступает прежде всего как средство создания иронической, сатирической окраски речи. Такие стилистические возможности аффиксации оценил еще В. Маяковский: в его политической сатире формы субъективной оценки придают речи резкое памфлетное звучание: Болтаютязычишкигазетных строк… Слушай! Министерскаякомпанийка!

У современных писателей и публицистов экспрессивные словообразовательные средства весьма разнообразны. В журналистике не редкость такие «находки», как депрессуха (от депрессия), бомжатники (ночлежники для бомжей), водяра (водка), обряжуха и т.д.

Например: Женщина с четырьмя детьми из российскогогородкапоругалась с мужем и ушла от него вместе со всеми детьми (!). Теперь бомжует в столице. А некоторыебомжихи, так те своих детей вообще продают «в хорошие руки». Эдак миллиона за два… А сами ищут приюта вбомжатнике.

Чем «свежее» аффиксальное новообразование, тем больше оно впечатляет.

Важно подчеркнуть, что уменьшительные и увеличительные суффиксы в контексте могут выражать различные оценочные значения.

Так, уменьшительные формы от нейтральных слов передают и неодобрение: Порядочкиу них тут!, и восхищение: У-ух, старик, иматерьяльчикдля повести я отхватил!; увеличительные - и значение большого размера: Вон какаяквартирища! (Роз.), и положительную оценку: Важнецкий диванище (Ф.К.), и отрицательную: От вашеготабачищаи здорового вытошнить может (Гайд.).

Появление различных стилистических оттенков у слов с «размерными» суффиксами отмечается как характерная черта развития современного русского языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...