Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В образовательных учреждениях




Прием пищи Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии
Завтрак в школе (первая смена) 20-25%
Обед в школе 30-35%
Полдник в школе 10%
Итого 60-70%

 

В течение дня допускается отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ± 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.

При разработке меню для питания учащихся следует отдавать предпочтение свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

Меню должно быть разнообразным. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

Питание школьников должно соответствовать принципам щадящего питания, которое предусматривает использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

Ежедневно в рационах 2-3-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.

При составлении меню важно сочетать блюда и продукты. Например, к мясным блюдам лучше давать овощные гарниры; если суп заправлен крупой, на второе блюдо следует давать овощи и наоборот; рекомендуются сложные гарниры из овощей.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности, и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов.

При организации школьного питания следует учитывать, что некоторые пищевые продукты, блюда и кулинарные изделия запрещено использовать для питания школьников.

 

9. Белки в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники. Пути повышения биологической ценности белковой части рационов.

Значение белков для организма:

1. Как известно, белки представляют собой высокомолекулярные орга­нические вещества, являющиеся основным структурным элементом всех клеток и тканей, пластическим субстратом для роста и разви­тия организма, процессов регенерации. Недостаток белков ведет к алиментарной дистрофии, выражающейся в похудании, так как орга­низм человека не может синтезировать белки из неорганических ве­ществ и начинает расщеплять собственные белки, в частности белки скелетной мускулатуры. Дефицит белка приводит к замедлению роста и развития в детском и юношеском возрасте.

2. Белки являются ферментами и гормонами, катализируя обменные процессы и выполняя регуляторную функцию. Таким образом, при не­достатке белков нарушается нормальное течение обменных процессов.

3. Иммуноглобулины (антитела) являются белками и выполняют защит­ную функцию. Значительный дефицит белка может привести к иммунодепрессии, снижению реактивности и резистентности организма.

4. Белок имеет большое значение в деятельности центральной нервной системы. Недостаток белка в пище приводит к снижению внимания, работоспособности и тд.

5. Недостаток белка в пище приводит к понижению барьерной функции печени, изменениям эндокринной системы.

По происхождению белки можно разделить на

1. Животные - содержащиеся в продуктах животного происхождения.

2. Растительные - содержащиеся в продуктах растительного происхожде­ния.

Белки животного происхождения являются более полноценными. Полноценность белков определяется содержанием в них всех необходи­мых аминокислот, в частности незаменимых аминокислот, которые должны обязательно присутствовать в рационе, так как не синтезируются в организме из других аминокислот. К незаменимым аминокислотам от­носятся лизин, триптофан, гистидин, изолейцин, лейцин, метионин, валин, треонин, фенилаланин и аргинин с гистидином для детей.

Полноценные животные белки содержатся в наибольшем количестве в желтке куриного яйца, мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах (сыр, творог). В растительных продуктах полноценные белки содержатся в сое, в меньшей степени в фасоли, картофеле, рисе, овсянке, гречихе. В хлебе, горохе и других крупах в основном содержатся неполноценные белки.

При преобладании растительных продуктов в диете, наблюдается главным образом недостаток трех аминокислот: метионина, лизина, трип­тофана. Метионин обладает липотропным свойством, препятствует ожи­рению и накоплению жира в печени, играет важную роль в профилактике атеросклероза; содержится в сравнительно больших количествах в моло­ке, яйцах, твороге, треске, говядине. Лизин необходим для обеспечения роста, кроветворения и содержится практически в тех же продуктах.

Триптофан содержится в телятине, мясе дичи, печени, почках и важен для роста и поддержания азотистого равновесия.

Значение белков в питании ребенка.

 

- пластическая функция (синтез белков крови – гемоглобин, синтез родопсина, актомиозина – сократительного белка мышечной ткани, коллагена и эластина, гормонов и ферментов; обеспечение роста и развития организма, обеспечение нормального морфологического состава тканей и органов)

 

- энергетическая (1г белка = 4 ккал = 16,7 кДж)

 

- транспортная (эритроциты и плазма), каталитическая (ферменты)

 

- сократительная (белки мышечной ткани), опорная (костная и хрящевая ткань)

 

- защитная – иммунологическая (образование антител и антигенов)

 

- свертывание крови (белки плазмы и форменных элементов)

 

- антитоксическая (белки печени)

 

- обеспечение онкотического давления в плазме крови

 

В организме нет резервных запасов белков, они должны поступать с пищей регулярно. Полноценные белки - белки, содержащие весь набор незаменимых АК. Идеальный белок: в 1 г белка – 40 мг Иле, 70 мг Лей, 55 мг Лиз, 35 мг серосодержащих АК, 10 мг Три, 40 мг Тре, 50 мг Вал, 60 мг ароматических соединений.

 

10. Жиры в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники.

Значение жиров для организма:

1. Жиры являются основным источником энергии (при расщеплении 1 г жира выделяется 9 ккал энергии, что в 2.2 раза больше чем для бел­ков и углеводов).

2. Жиры выполняют пластическую функцию. Фосфолипиды являются основной составной частью клеточных мембран.

3. Жир, обладая низкой теплопроводностью, участвует в процессах тер­морегуляции.

4. Подкожный жир выполняет защитную функцию.

5. Из ненасыщенных жирных кислот (арахидоновая, линолевая, линоле-новая) образуются биологически активные вещества (лейкотриены, тромбоксаны), играющие важную роль в процессах воспаления, регу­ляции сосудистого тонуса и др. Ненасыщенные жирные кислоты име­ют значение в профилактике атеросклероза.

6. Вместе с жиром в организм поступают жирорастворимые витамины: A. D, Е, К.

7. Жиры обладают свойством улучшать усвояемость и вкусовые качества пищи.

Полноценность пищевых жиров определяется наличием в их соста­ве витаминов A, D и Е, фосфатидов (лецитин и др.), полиненасыщенных жирных кислот, стеринов, а также легкостью всасывания и вкусовыми свойствами.

Животные жиры содержат витамины А и D, но лишены или содер­жат очень мало полиненасыщенных жирных кислот. Растительные жиры, наоборот, не содержат витаминов А и D, но в них широко представлены витамин Е, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфатиды.

Особое место в пищевых жирах занимают полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) - линолевая, линоленовая, арахидоновая. ПНЖК обладают рядом особых биологических свойств. Они способству­ют выведению холестерина из организма (профилактика атеросклероза), повышают эластичность сосудистой стенки, из них образуются биолога-чески активные вещества (тромбоксаны, лейкотриены), участвующие в процессах воспаления и регуляции сосудистой проницаемости. При не­достатке ПНЖК снижается устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, действию радиации, возникают заболевания кожи и др.

ПНЖК не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. По биологической активности и содержанию ПНЖК пищевые жиры можно разделить на три группы:

1. Жиры высокой биологической активности - содержание ПНЖК составляет 50-80%. К этой группе относятся растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое и тд.)

2. Жиры средней биологической активности - содержат меньше ПНЖК (15-22%) - свиное сало, гусиный и куриный жир, оливко­вое масло

3. Жиры с невысоким содержанием ПНЖК (5-6%) - бараний и говя­жий жир, сливочное масло и др.

 

Оптимальным в биологическом отношении является соотношение в пищевом рационе 70% жира животного и 30% жира растительного происхождения.

Суточная потребность взрослого человека в жирах составляет 80—100 г/сутки, для детей 50-90 г/сутки

 

11. Углеводы в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники.

Углеводы составляют основную часть пищевого рациона человека и обеспечивают значительную часть энергетических потребностей организ­ма. При сбалансированном питании суточное количество углеводов в среднем в 4 раза превышает количество белков и жиров.

Роль углеводов в питании:

1. Углеводы выполняют энергетическую функцию. При окислении 1 г углеводов освобождается 4.1 ккал энергии. Глюкоза, до которой рас­щепляется основная часть углеводов, является основным энергетиче­ским субстратом в организме.

2. Мышечная деятельность сопровождается значительным потреблением глюкозы. При физической работе углеводы расходуются в первую очередь, и только при истощении их запасов (гликоген) в обмен включаются жиры.

3. Углеводы необходимы для нормальной функции центральной нервной системы, клетки которой весьма чувствительны к недостатку глюкозы в крови.

4. Углеводы выполняют структурную функцию. Простые углеводы слу­жат источником образования гликопротеидов, которые составляют ос­нову соединительной ткани.

5. Углеводы принимают участие в обмене белков и жиров. Из углеводов могут образовываться жиры.

6. Углеводы растительного происхождения (целлюлоза, пектиновые ве­щества) стимулируют моторику кишечника, способствуют выведению накаливающихся в нем токсических продуктов.

Источниками углеводов служат преимущественно растительные продукты, особенно мучные изделия, крупы, сладости. В большинстве продуктов углеводы представлены в виде крахмала и в меньшей степени в виде дисахаридов (молоко, сахарная свекла, фрукты и ягоды). Для лучше­го усвоения углеводов необходимо, чтобы большая их часть поступала в организм в виде крахмала.

Крахмал постепенно расщепляется в желудочно-кишечном тракте до глюкозы, которая поступает в кровь небольшими порциями, что улучшает ее утилизацию и поддерживает постоянный уровень сахара в крови. При введении сразу больших количеств Сахаров концентрация глюкозы в кро­ви резко возрастает, и она начинается выделяться с мочой. Наиболее благоприятными считаются такие условия, когда 64% углеводов потреб­ляются в виде крахмала, а 36% - в виде Сахаров.

Норма потребления углеводов зависит от интенсивности труда. При физической работе углеводы требуются в большем количестве. В среднем на 1 кг массы тела требуется 4-6-8 г углеводов в сутки, т.е. примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров.

Избыточное потребление углеводов может приводить к тучности и излишней перегрузке ЖКТ, т.к. растительная пища, богатая углеводами, обычно более объемистая, вызывает чувство тяжести, ухудшает общую усвояемость продуктов питания.

Недостаток углеводов в пище также нежелателен из-за опасности развития гипогликемических состояний. Углеводная недостаточность, как правило, сопровождается общей слабостью, сонливостью, снижением памяти, умственной и физической работоспособности, головной болью, снижением усвояемости белков, витаминов, ацидозом и др. В связи с этим количество углеводов в суточном рационе не должно быть меньше 300 г.

 

12. Минеральные вещества и микроэлементы в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, источники.

Минеральные вещества, содержащиеся в организме, делят на

1 Макроэлементы - содержатся в тканях организма в количествах, выражаемых в процентах или десятых процента. К ним относятся кальций, натрий, калий, магний, фосфор и др.

Микроэлементы - содержатся в организме в меньших количествах (менее 0.01%). К микроэлементам относятся йод, фтор, бром, медь, кобальт, марганец, цинк, стронций и др. В организме можно обнаружить практически все элементы периодической системы.

Граница между макро- и микроэлементами условная. Так железо одни авторы относят к макроэлементам, другие

к микроэлементам.

Как макроэлементы, так и микроэлементы в отличии от белков, жиров и углеводов не обладают калорийностью. Тем не менее они имеют чрезвычайно важное значение, так без их присутствия в пище белки, жиры и углеводы не смогут включиться в процессы метаболизма.

Роль минеральных веществ:

1 Обеспечивают коллоидные свойства белков, без которых невозможен метаболизм последних

Входят в состав межтканевых и межклеточных жидкостей

Создают определенный рН

Входят в состав некоторых важных соединений организма (гемоглобина, ферментов, гормонов, пищеварительных соков, скелета и тд.)

 

Са2+ 800-1000 мг/сут. 1 90% кальция содержится в скелете и зубах. Соответственно недостаток кальция приводит к нарушению процессов окостенения (рахит у детей и остеомаляция у взрослых). Необходим для нормальной возбудимости нервной системы (участвует в создании потенциала действия) Необходим для сокращения мышц, в том числе миокарда. Активизирует деятельность ферментов, участвующих в свертывании крови. Молоко, молочные продукты (сыр, сметена, творог и тд.), яйца, капуста, крупы. Усвояемость Са зависит от количества УФИ и витамина D
Р мг/сут. Поддержание нормальной функции ЦНС, участвует в обменных процессах в мышечной ткани (входит в состав макроэргических соединений - АТФ, креатинфосфата и др.) Сыр, творог, яйца, рыба, икра, крупы, бобовые
  Нор Роль Продукты
  ма    

 

Для усвоения кальция имеет значение соотношение его с фосфором. Считается, что оптимальное отношение Р / Са составляет 1.3-1.5

M Mg2+ Б00 мг/сут. 1 Проведение нервных импульсов Противосудорожное действие Сосудорасширяющее действие Стимулирующее действие на перистальтику кишечника Способствует выделению желчи Благоприятно действует на почки Хлеб, крупы, бобовые
К К+ 3-5 г/сут. Основной внутриклеточный ион, является компонентом буферных систем, участвует в образовании ацетилхолина, способствует выведению воды из организма Курага, изюм, фрукты, картофель
N Na+ 4-5 г/сут Основной внеклеточный ион, участвует в создании ПД, поддерживает осмотическое давление (NaCl), способствует задержке воды в организме В основном поступает с солью (NaCl)
  Норма Роль Продукты  
Fe 15-18 мг/сут. 70% железа входит в состав гемоглобина, цитохромов - участвует е процессе связывания и переноса кислорода. При недостатке железа - нарушение образования гемоглобина, что ведет к анемии, изменениям со стороны ЖКТ (гастрит, атрофические Зерновые, хлеб (основно й источник), печень, яйца, фрукты  
               

 

 


    изменения), миокарда и др.  
Cu 3-5 мг/сут, Участвует в кроветворении Иммуностимулирующее действие Участвует в тканевом дыхании Инсулиноподобное действие При недостатке меди - медно-дефицитные анемии, сопровождающиеся изменениями со стороны скелета, размягчением мозга, циррозом печени; фиброз миокарда, ИБС В небольших кол-вах содержится в продуктах животного и растительног о происхождени я
Co 5-8 мг/сут. Участвует в кроветворении (входит в состав витамина В12). Гемопоэтическое действие кобальта - только в присутствии меди. Недостаток кобальта - анемия, нарушение тканевого дыхания. Ягоды, печень, яйца, капуста, морковь
Zn 12-16 мг/сут. Входит в состав различных ферментов, участвует в кроветворении, оплодотворении Мясо, печень, грибы, бобовые, злаки.
Mn 51 мг/сут. Оказывает благоприятное действие на процессы оссификации (формирование костной ткани), кроветворение, рост и развитие (в том числе половое). При недостатке - нарушение кроветворения, функций половых желез, ожирение печени. Зерновые продукты -ржаной хлеб, гречневая крупа и др.
Sr > Стронций входит в состав костной ткани. При избытке стронция возникает стронциевый рахит (стронций замещает в кости ионы Са - нарушение процессов минерализации - остеопорозы, остеохондрозы и тд.) Недостаток стронция сказывается на функции нервной системы.  
  до 200 мкг/сут При недостатке йода в детском возрасте развивается кретинизм (недостаточное развитие щитовидной железы - нарушение физического и умственного развития). Эндемический зоб - компенсаторное разрастание щитовидной железы в основном за счет соединительной ткани. С профилактической целью применяют йодирование воды. Морская рыба, молоко, яйца, масло, морская капуста.
F   Участвует в процессах развития зубов и костей, формировании дентина, эмали, оказывает противокариозное действие. При недостатке - кариес, при избытке -флюороз. В основном поступает с водой
Cr 50-100 мг/сут. Образование инсулина (при недостатке - нехватка инсулина) Участвует в образовании нуклеиновых кислот. Участвует в деятельности щитовидной железы. Благоприятно действует на половые железы Участвует в процессах высшей нервной деятельности  
Se > Благоприятное действие на миокард; является антиокислителем; необходим для функционирования глютатиона Морские продукты

Кальций участвует в мышечном сокращении, свертывании крови, опосредует действие целого ряда гормонов на клетки-мишени, образует минеральную основу костей и зубов. Его недостаток способствует развитию остеопоротических изменений скелета.

Магний является кофактором многих важнейших ферментных систем углеводно-фосфорного и энергетического обмена, его недостаток может вести к развитию судорожных состояний и нарушений сердечного ритма.

Железо входит в состав гемоглобина, переносящего кислород тканям, и цитохромов, обеспечивающих организм энергией в процессах окислительного фосворилирования.

Цинк входит в состав более 350 различных ферментов и играет важную роль в функционировании генетического аппарата клетки.

Йод участвует в построении гормонов щитовидной железы, активно вляющих на физическое и психическое состояние человека.

Селен играет важную роль в системе антиоксидантной защиты организма, а также в синтезе йодсодержащих гормонов щитовидной железы.

Рекомендуемые нормы среднесуточного потребления макро- и микроэлементов детьми различного возраста.

Макро- и микроэлементы Возрастные группы
0-12 мес. 1-3 года 4-6 лет 7-10 лет 11-17 лет
Муж. Жен.
Кальций, мг 210-270          
Фосфор, мг 100-275          
Магний, мг 30-75          
Железо, мг 4-10          
Цинк, мг 2-3          
Йод, мкг 110-130          

 

13. Витамины: понятие, классификация, биологическая роль. Виды витаминной недостаточности, причины, профилактика.

ВИТАМИНЫ - необходимые для нормальной жизнедеятельности низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, которые не синтезируются (или синтезируются в недостаточном количестве) в организме и поступают в организм с пищей. Биологическая роль водорастворимых витаминов определяется их участием в построении различных коферментов, жирорастворимых витаминов - в контроле функционального состояния мембран клетки и субклеточных структур.

Классификация витаминов по их физиологиче­скому действию.

По направленности биологического действия витаминов их делят на 4 группы:

1) Витамины, нормализующие зрение: А, В2, С.

Витамин А входит в состав родопсина - вещества палочкового аппа­рата глаза, отвечающего за темновое зрение. Гиповитаминоз А харак­теризуется нарушением темнового зрения (куриная слепота).

Все цифры даны на основании лекционного материала.

Витамин Bl отвечает за световое и цветовое зрение, а также за тем-
новую адаптацию. Он входит в сосудистую оболочку глаза, в состав
пигмента сетчатки, переносит кислород в хрусталике. Витамин В2 эк­
ранирует все среды глаза от ультрафиолета. При недостатке его про­
исходит поражение глаза, нарушение зрения, цветоощущения.

2) Антиинфекционные витамины: А, С, D.

Витамин А отвечает за барьерную функцию кожи и слизистых, таким образом участвует в неспецифической защите организма от инфекции

Витамин С поддерживает естественный иммунитет, при его недостат­ке снижается лейкоцитарная активность крови, титр специфических антител и другие иммунологические показатели. Витамин С способ­ствует выработке, интерферона, т.е. обладает противовирусной актив­ностью. С учетом этого, например, для профилактики и лечения грип­па на начальных стадиях можно использовать сочетание 0.5 г витами­на С с 0.02 г дибазола 1 раз в день в течение 10 дней.

3) Антигеморрагические витамины. С, Р, К.

Витамин С укрепляет стенку капилляров, сохраняя ее эластичность, т.к. катализирует превращение пролина в оксипролин, который участ­вует в построении коллагеиовых волокон соединительной ткани.

Витамин Р также участвует в построении соединительной ткани, так как является мощным ингибитором фермента гиалуронидазы, расщеп­ляющего гиалуроновую кислоту (компонент соединительной ткани).

Витамин К стимулирует синтез в печени протромбина и других фак­торов свертывания крови, катализирует реакцию превращения фибри­ногена в фибрин, участвует в образовании тромбина из протромбина. Таким образом, витамин К повышает свертываемость крови.

4) Антианемические витамины: Вг, Be, B12, С, фолиевая
кислота, РР
и др.

Витамин В2 необходим для синтеза гемоглобина, он включает железо в молекулу гемоглобина, экстрагируя железо из пищи или депо.

Витамин Вб действует на красную кровь, стимулирует лейкопоэз.

Витамин Вп отвечает за синтез гема.

Фолиевая кислота является синергистом витамина В12, участвует в синтезе гемина.

Витамин РР в основном стимулирует эритропоэз.

 

АВИТАМИНОЗ - полное истощение витаминных ресурсов организма. ГИПОВИТАМИНОЗ - резкое снижение обеспеченности организма тем или иным витамином.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЧИНЫ ГИПОВИТАМИНОЗОВ И АВИТАМИНОЗОВ

1. Недостаточное поступление витаминов с пищей.

1.1. Низкое содержание витаминов в рационе.

1.2. Снижение общего количества потребляемой пищи в связи с низкими энерготратами.

1.3. Потеря и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их хранения и нерациональной кулинарной

обработки.

1.4. Отклонения от сбалансированной формулы питания (преимущественно углеводное питание требует дополнительного количества тиамина;

при недостаточном введении полноценных белков витамины С, РР, В1 быстро выводятся с мочой, не участвуют в обменных процессах, задерживается превращение каротина в витамин А).

1.5. Анорексия.

1.6. Присутствие витаминов в некоторых продуктах в неутилизируемой форме (инозит в виде фитина зерновых продуктов).

2. Угнетение кишечной микрофлоры, продуцирующей некоторые витамины (В 6, К).

2.1. Болезни желудочно-кишечного тракта.

2.2. Последствия химиотерапии (дисбактериозы).

3. Нарушение ассимиляции витаминов.

3.1. Нарушение всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте

при заболеваниях желудка, кишечника, поражениях гепатобилиарной системы, а также в пожилом возрасте (нарушение секреции желчи, необходимое для всасывания жирорастворимых витаминов).

3.2. Утилизация или расщепление поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной микрофлорой (авитаминоз В12 при инвазии широким лентецом).

3.3. Нарушение обмена витаминов и образования их биологически активных (коферментных) форм при различных заболеваниях, действии токсических и инфекционных агентов, химиотерапии, в пожилом возрасте.

4. Повышенная потребность в витаминах.

4.1. Особые физиологические состояния организма (интенсивный рост, беременность, лактация).

4.2. Особые климатические условия (потребность в витаминах повышается на 30-60% в связи с повышенными энерготратами при низкой температуре воздуха в климатической зоне Севера).

4.3. Интенсивная физическая нагрузка.

4.4. Значительная нервно-психическая нагрузка, стрессовые состояния.

4.5. Воздействие вредных факторов производства (Рабочим горячих цехов в условиях воздействия высоких температур /32 градуса/ при одновременной физической нагрузке требуется вдвое больше витаминов С, В1, В6, пантотеновой кислоты, чем при 18 градусах).

4.6. Инфекционные заболевания и интоксикации (При тяжелых септических процессах потребность организма в витамине С достигает 300-500 мг в сутки).

4.7. Заболевания внутренних органов и эндокринных желез.

4.8. Повышенная экскреция витаминов.

5. Врожденные, генетически обусловленные нарушения обмена и функций витаминов.

5.1. Врожденные нарушения всасывания витаминов.

5.2. Врожденные нарушения транспорта витаминов кровью и через клеточные мембраны.

5.3. Врожденные нарушения биосинтеза витаминов (никотиновой кислоты из триптофана).

5.4. Врожденные нарушения превращения витаминов в коферментные

формы, простетические группы и активные метаболиты.

5.5. Нарушение включения витаминов в состав активного центра фермента.

5.6. Нарушение структуры апофермента, затрудняющее его взаимодействие с коферментом.

5.7. Нарушение структуры апофермента, приводящее к полной или частичной утрате ферментативной активности вне зависимости от взаимодействия с коферментом.

5.8. Усиление катаболизма витаминов.

5.9. Врожденные нарушения реабсорбции витаминов в почках.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИТАМИННЫХ НЕДОСТАТОЧНОСТЕЙ

1. Увеличение производства пищевых продуктов, богатых витаминами,

с повышением их потребления на душу населения.

2. Смягчение фактора сезонности в производстве пищевых продуктов,

богатых витаминами (парниковые хозяйства и пр.).

3. Правильное хранение пищевых продуктов и рациональная их технологическая обработка на предприятиях общественного питания, заводах

пищевой промышленности и в быту.

4. Разработка новых технологических приемов и устройств, способствующих сохранению и увеличению витаминов в продуктах.

5. Создание новых пищевых продуктов на основе добавления к ним

натуральных пищевых веществ, богатых витаминами.

6. Повышение содержания витаминов в пищевых продуктах путем селекции сельскохозяйственных культур и рационального откорма сельскохозяйственных животных.

7. Увеличение производства витаминных и поливитаминных препаратов.

8. Повышение знаний населения в области гигиены питания и практической витаминологии.

9. Контроль за содержанием витаминов в пищевых рационах и в случае недостатка в них витаминов дополнительное обогащение питания витаминными препаратами и витаминизированными пищевыми продуктами массового потребления (мука, сахар, молоко, соки).

 

14. Гиповитаминозы: причины, профилактика

Гиповитаминоз представляет собой комплекс нарушений, возни­кающий в организме при недостаточном поступлении тех или иных вита­минов. Крайней степенью витаминной недостаточности является авита­миноз. При чрезмерном употреблении некоторых витаминов возникают патологические состояния, называемые гипервитаминозами.

Причины гиповитаминоза могут быть экзогенными и эндогенными. К экзогенным причинам относятся:

1. Недостаток витамина в пище

 Отсутствие в рационе продуктов, содержащих витамин

 Разрушение витаминов при кулинарной обработке пищи, транс­портировке, хранении продуктов (профилактика - см. ниже). Са­мые неустойчивые витамины - С и А, они расщепляются на свету, воздухе, при термической обработке.

 

2. Несбалансированное и некачественное питание: неправильное соот­ношение между белками, жирами и углеводами в рационе. Например, при недостатке жиров снижается усвояемость жирорастворимых вита­минов. При недостаточном поступлении в организм белков может на­блюдаться гиповитаминоз А, нарушение усвояемости витаминов груп­пы В в некоторых тканях и др.

3. Условия внешней среды. Например, при недостатке ультрафиолетовой радиации в детском возрасте может развиваться рахит вследствие не­достаточного образования витамина D.

4. Повышенные физические и психические нагрузки. При этом организм нуждается в повышенном поступлении витаминов, поэтому возникает относительный гиповитаминоз.

5. Воздействие вредных профессиональных факторов (вибрация, холод и

Яр)

6. Применение антибиотиков широкого спектра действия и химиопре-
паратов
(в особенности группы ГИНК). Развивается дисбактериоз,
который приводит к гиповитаминозу вследствие нарушения витамин-
синтезирующей функции микрофлоры.

Эндогенные причины:

1. Нарушение всасывания витаминов при заболеваниях ЖКТ (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит с пониженной секрецией и др.), при глистных инвазиях, после резекции желудка кишки, при дефиците эндогенного фактора Касла (витамин В^) и др.

2. Повышенная потеря витаминов с мочой при заболеваниях почек, при­менении мочегонных средств

3. Заболевания печени

4. Усиленная потеря витаминов при диарее (например, при ряде инфек­ционных заболеваний)

Повышенный расход витамина С при туберкулезе

 

 

  А   . Куриная слепота (нарушение сумеречного зрения) - наиболее ранний признак гиповитаминоза А Поражение кожи (кожа становится сухой, шершавой), слизи­стых ЖКТ, верхних дыхательных путей, мочеполовой систе­мы Плохое заживление ран, нарушение процессов регенерации Ксерофтальмия (сухость роговой оболочки глаза) и керато-маляиия (размягчение и распад роговицы) У детей - торможение роста, снижение массы тела  
D У детей - рахит (размягчение и деформация костей, задержка прорезывания зубов) 2. У взрослых - остеопороз, кости становятся хрупкими - час­тые патологические переломы
К Нарушения свертываемости крови, приводящие к самопроиз­вольным паренхиматозным кровотечениям
E Дистрофические дегенеративные изменения в скелетной муску­латуре с развитием мышечной слабости, шелушение кожи, на­рушение функции биомембран. При авитаминозе - стерильность.
Bi При недостаточности - психическая и физическая утомляе­мость, ослабление памяти, внимания, раздражительность, го­ловная боль, бессонница, боли по ходу нервных стволов, тя­жесть и слабость в ногах, нарушение кожной чувствительно­ сти и тд. 2. При авитаминозе - болезнь бери-бери (мышечная слабость, нарушение перистальтики, потеря аппетита и истощение, пе­риферический неврит, спутанность сознания, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы)- Диагностический признак - увеличение содержания ПВК в крови.
B2 Со стороны глаз - светобоязнь, слезоточивость, резь в глазах Растрескивание красной каймы губ, уголков рта (ангулярный стоматит) Остановка роста и выпадение волос 4. В тяжелых случаях - распространенные дерматиты, трофиче­ ские язвы, гипохромная анемия
B3 Потеря аппетита, истощение Повышенная умственная и физическая утомляемость, нару­шения сна, головные боли Дерматиты, поражения слизистых 4. Поражение эндокринных желез, нервной системы, почек, сердца
B6 Мышечная слабость, затрудненная походка, раздражительность, своеобразные воспалительные изменения на слизистых оболоч­ках полости рта, губ, языка, дерматиты
B12 Возникновение пернициозной злокачественной гиперхромной анемии (В^-дефицитная анемия) Дегенеративные изменения нервной системы на уровне спин­ного мозга и периферических нервов 3. Изменения эпителиальных клеток на уровне желудка

 

С Общая слабость и утомляемость, апатия, сонливость, бледность и сухость кожи, боли в мышцах, небольшая кровоточивость десен, кожные кровоизлияния, кариес, пониженная сопротивляе­мость к простудным и инфекционным болезням. При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелое забо­левание - цинга, основными симптомами которого являются мел­кие кожные и крупные полостные кровоизлияния, кровоточи­вость и разрыхление десен, выпадение зубов, мышечная слабость др.
р Увеличение ломкости и проницаемости капилляров 2. Общая слабость и утомляемость
   
рр 1. Общая слабость и повышенная утомляемость, ослабление памяти, головокружения, сухость кожи 2. При авитаминозе развивается тяжелое заболевание - пелла­ гра. Проявляется нарушением общего состояния, нарушения­ ми со стороны кишечника, выраженными кожными измене­ ниями, расстройствами психики (так называемые три «д»: дерматит, диарея, деменция)
Вс Дефицит фолиевой кислоты проявляется макроцитарной анеми­ей, лейкопенией, агранулоцитозом, тромбоцитопенией. Также развивается глоссит, с<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...