В образовательных учреждениях
В течение дня допускается отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ± 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5. При разработке меню для питания учащихся следует отдавать предпочтение свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд. Меню должно быть разнообразным. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Питание школьников должно соответствовать принципам щадящего питания, которое предусматривает использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Ежедневно в рационах 2-3-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня. При составлении меню важно сочетать блюда и продукты. Например, к мясным блюдам лучше давать овощные гарниры; если суп заправлен крупой, на второе блюдо следует давать овощи и наоборот; рекомендуются сложные гарниры из овощей.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности, и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов. При организации школьного питания следует учитывать, что некоторые пищевые продукты, блюда и кулинарные изделия запрещено использовать для питания школьников.
9. Белки в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники. Пути повышения биологической ценности белковой части рационов. Значение белков для организма: 1. Как известно, белки представляют собой высокомолекулярные органические вещества, являющиеся основным структурным элементом всех клеток и тканей, пластическим субстратом для роста и развития организма, процессов регенерации. Недостаток белков ведет к алиментарной дистрофии, выражающейся в похудании, так как организм человека не может синтезировать белки из неорганических веществ и начинает расщеплять собственные белки, в частности белки скелетной мускулатуры. Дефицит белка приводит к замедлению роста и развития в детском и юношеском возрасте. 2. Белки являются ферментами и гормонами, катализируя обменные процессы и выполняя регуляторную функцию. Таким образом, при недостатке белков нарушается нормальное течение обменных процессов.
3. Иммуноглобулины (антитела) являются белками и выполняют защитную функцию. Значительный дефицит белка может привести к иммунодепрессии, снижению реактивности и резистентности организма. 4. Белок имеет большое значение в деятельности центральной нервной системы. Недостаток белка в пище приводит к снижению внимания, работоспособности и тд. 5. Недостаток белка в пище приводит к понижению барьерной функции печени, изменениям эндокринной системы. По происхождению белки можно разделить на 1. Животные - содержащиеся в продуктах животного происхождения. 2. Растительные - содержащиеся в продуктах растительного происхождения. Белки животного происхождения являются более полноценными. Полноценность белков определяется содержанием в них всех необходимых аминокислот, в частности незаменимых аминокислот, которые должны обязательно присутствовать в рационе, так как не синтезируются в организме из других аминокислот. К незаменимым аминокислотам относятся лизин, триптофан, гистидин, изолейцин, лейцин, метионин, валин, треонин, фенилаланин и аргинин с гистидином для детей. Полноценные животные белки содержатся в наибольшем количестве в желтке куриного яйца, мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах (сыр, творог). В растительных продуктах полноценные белки содержатся в сое, в меньшей степени в фасоли, картофеле, рисе, овсянке, гречихе. В хлебе, горохе и других крупах в основном содержатся неполноценные белки. При преобладании растительных продуктов в диете, наблюдается главным образом недостаток трех аминокислот: метионина, лизина, триптофана. Метионин обладает липотропным свойством, препятствует ожирению и накоплению жира в печени, играет важную роль в профилактике атеросклероза; содержится в сравнительно больших количествах в молоке, яйцах, твороге, треске, говядине. Лизин необходим для обеспечения роста, кроветворения и содержится практически в тех же продуктах. Триптофан содержится в телятине, мясе дичи, печени, почках и важен для роста и поддержания азотистого равновесия.
Значение белков в питании ребенка.
- пластическая функция (синтез белков крови – гемоглобин, синтез родопсина, актомиозина – сократительного белка мышечной ткани, коллагена и эластина, гормонов и ферментов; обеспечение роста и развития организма, обеспечение нормального морфологического состава тканей и органов)
- энергетическая (1г белка = 4 ккал = 16,7 кДж)
- транспортная (эритроциты и плазма), каталитическая (ферменты)
- сократительная (белки мышечной ткани), опорная (костная и хрящевая ткань)
- защитная – иммунологическая (образование антител и антигенов)
- свертывание крови (белки плазмы и форменных элементов)
- антитоксическая (белки печени)
- обеспечение онкотического давления в плазме крови
В организме нет резервных запасов белков, они должны поступать с пищей регулярно. Полноценные белки - белки, содержащие весь набор незаменимых АК. Идеальный белок: в 1 г белка – 40 мг Иле, 70 мг Лей, 55 мг Лиз, 35 мг серосодержащих АК, 10 мг Три, 40 мг Тре, 50 мг Вал, 60 мг ароматических соединений.
10. Жиры в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники. Значение жиров для организма: 1. Жиры являются основным источником энергии (при расщеплении 1 г жира выделяется 9 ккал энергии, что в 2.2 раза больше чем для белков и углеводов). 2. Жиры выполняют пластическую функцию. Фосфолипиды являются основной составной частью клеточных мембран. 3. Жир, обладая низкой теплопроводностью, участвует в процессах терморегуляции. 4. Подкожный жир выполняет защитную функцию. 5. Из ненасыщенных жирных кислот (арахидоновая, линолевая, линоле-новая) образуются биологически активные вещества (лейкотриены, тромбоксаны), играющие важную роль в процессах воспаления, регуляции сосудистого тонуса и др. Ненасыщенные жирные кислоты имеют значение в профилактике атеросклероза. 6. Вместе с жиром в организм поступают жирорастворимые витамины: A. D, Е, К. 7. Жиры обладают свойством улучшать усвояемость и вкусовые качества пищи.
Полноценность пищевых жиров определяется наличием в их составе витаминов A, D и Е, фосфатидов (лецитин и др.), полиненасыщенных жирных кислот, стеринов, а также легкостью всасывания и вкусовыми свойствами. Животные жиры содержат витамины А и D, но лишены или содержат очень мало полиненасыщенных жирных кислот. Растительные жиры, наоборот, не содержат витаминов А и D, но в них широко представлены витамин Е, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфатиды. Особое место в пищевых жирах занимают полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) - линолевая, линоленовая, арахидоновая. ПНЖК обладают рядом особых биологических свойств. Они способствуют выведению холестерина из организма (профилактика атеросклероза), повышают эластичность сосудистой стенки, из них образуются биолога-чески активные вещества (тромбоксаны, лейкотриены), участвующие в процессах воспаления и регуляции сосудистой проницаемости. При недостатке ПНЖК снижается устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, действию радиации, возникают заболевания кожи и др. ПНЖК не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. По биологической активности и содержанию ПНЖК пищевые жиры можно разделить на три группы: 1. Жиры высокой биологической активности - содержание ПНЖК составляет 50-80%. К этой группе относятся растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое и тд.) 2. Жиры средней биологической активности - содержат меньше ПНЖК (15-22%) - свиное сало, гусиный и куриный жир, оливковое масло 3. Жиры с невысоким содержанием ПНЖК (5-6%) - бараний и говяжий жир, сливочное масло и др.
Оптимальным в биологическом отношении является соотношение в пищевом рационе 70% жира животного и 30% жира растительного происхождения. Суточная потребность взрослого человека в жирах составляет 80—100 г/сутки, для детей 50-90 г/сутки
11. Углеводы в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники. Углеводы составляют основную часть пищевого рациона человека и обеспечивают значительную часть энергетических потребностей организма. При сбалансированном питании суточное количество углеводов в среднем в 4 раза превышает количество белков и жиров. Роль углеводов в питании: 1. Углеводы выполняют энергетическую функцию. При окислении 1 г углеводов освобождается 4.1 ккал энергии. Глюкоза, до которой расщепляется основная часть углеводов, является основным энергетическим субстратом в организме. 2. Мышечная деятельность сопровождается значительным потреблением глюкозы. При физической работе углеводы расходуются в первую очередь, и только при истощении их запасов (гликоген) в обмен включаются жиры.
3. Углеводы необходимы для нормальной функции центральной нервной системы, клетки которой весьма чувствительны к недостатку глюкозы в крови. 4. Углеводы выполняют структурную функцию. Простые углеводы служат источником образования гликопротеидов, которые составляют основу соединительной ткани. 5. Углеводы принимают участие в обмене белков и жиров. Из углеводов могут образовываться жиры. 6. Углеводы растительного происхождения (целлюлоза, пектиновые вещества) стимулируют моторику кишечника, способствуют выведению накаливающихся в нем токсических продуктов. Источниками углеводов служат преимущественно растительные продукты, особенно мучные изделия, крупы, сладости. В большинстве продуктов углеводы представлены в виде крахмала и в меньшей степени в виде дисахаридов (молоко, сахарная свекла, фрукты и ягоды). Для лучшего усвоения углеводов необходимо, чтобы большая их часть поступала в организм в виде крахмала. Крахмал постепенно расщепляется в желудочно-кишечном тракте до глюкозы, которая поступает в кровь небольшими порциями, что улучшает ее утилизацию и поддерживает постоянный уровень сахара в крови. При введении сразу больших количеств Сахаров концентрация глюкозы в крови резко возрастает, и она начинается выделяться с мочой. Наиболее благоприятными считаются такие условия, когда 64% углеводов потребляются в виде крахмала, а 36% - в виде Сахаров. Норма потребления углеводов зависит от интенсивности труда. При физической работе углеводы требуются в большем количестве. В среднем на 1 кг массы тела требуется 4-6-8 г углеводов в сутки, т.е. примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров. Избыточное потребление углеводов может приводить к тучности и излишней перегрузке ЖКТ, т.к. растительная пища, богатая углеводами, обычно более объемистая, вызывает чувство тяжести, ухудшает общую усвояемость продуктов питания. Недостаток углеводов в пище также нежелателен из-за опасности развития гипогликемических состояний. Углеводная недостаточность, как правило, сопровождается общей слабостью, сонливостью, снижением памяти, умственной и физической работоспособности, головной болью, снижением усвояемости белков, витаминов, ацидозом и др. В связи с этим количество углеводов в суточном рационе не должно быть меньше 300 г.
12. Минеральные вещества и микроэлементы в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, источники. Минеральные вещества, содержащиеся в организме, делят на 1 Макроэлементы - содержатся в тканях организма в количествах, выражаемых в процентах или десятых процента. К ним относятся кальций, натрий, калий, магний, фосфор и др. Микроэлементы - содержатся в организме в меньших количествах (менее 0.01%). К микроэлементам относятся йод, фтор, бром, медь, кобальт, марганец, цинк, стронций и др. В организме можно обнаружить практически все элементы периодической системы. Граница между макро- и микроэлементами условная. Так железо одни авторы относят к макроэлементам, другие к микроэлементам. Как макроэлементы, так и микроэлементы в отличии от белков, жиров и углеводов не обладают калорийностью. Тем не менее они имеют чрезвычайно важное значение, так без их присутствия в пище белки, жиры и углеводы не смогут включиться в процессы метаболизма. Роль минеральных веществ: 1 Обеспечивают коллоидные свойства белков, без которых невозможен метаболизм последних Входят в состав межтканевых и межклеточных жидкостей Создают определенный рН Входят в состав некоторых важных соединений организма (гемоглобина, ферментов, гормонов, пищеварительных соков, скелета и тд.)
Для усвоения кальция имеет значение соотношение его с фосфором. Считается, что оптимальное отношение Р / Са составляет 1.3-1.5
Кальций участвует в мышечном сокращении, свертывании крови, опосредует действие целого ряда гормонов на клетки-мишени, образует минеральную основу костей и зубов. Его недостаток способствует развитию остеопоротических изменений скелета. Магний является кофактором многих важнейших ферментных систем углеводно-фосфорного и энергетического обмена, его недостаток может вести к развитию судорожных состояний и нарушений сердечного ритма. Железо входит в состав гемоглобина, переносящего кислород тканям, и цитохромов, обеспечивающих организм энергией в процессах окислительного фосворилирования. Цинк входит в состав более 350 различных ферментов и играет важную роль в функционировании генетического аппарата клетки. Йод участвует в построении гормонов щитовидной железы, активно вляющих на физическое и психическое состояние человека. Селен играет важную роль в системе антиоксидантной защиты организма, а также в синтезе йодсодержащих гормонов щитовидной железы. Рекомендуемые нормы среднесуточного потребления макро- и микроэлементов детьми различного возраста.
13. Витамины: понятие, классификация, биологическая роль. Виды витаминной недостаточности, причины, профилактика. ВИТАМИНЫ - необходимые для нормальной жизнедеятельности низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, которые не синтезируются (или синтезируются в недостаточном количестве) в организме и поступают в организм с пищей. Биологическая роль водорастворимых витаминов определяется их участием в построении различных коферментов, жирорастворимых витаминов - в контроле функционального состояния мембран клетки и субклеточных структур. Классификация витаминов по их физиологическому действию. По направленности биологического действия витаминов их делят на 4 группы: 1) Витамины, нормализующие зрение: А, В2, С. • Витамин А входит в состав родопсина - вещества палочкового аппарата глаза, отвечающего за темновое зрение. Гиповитаминоз А характеризуется нарушением темнового зрения (куриная слепота). Все цифры даны на основании лекционного материала. • Витамин Bl отвечает за световое и цветовое зрение, а также за тем- 2) Антиинфекционные витамины: А, С, D. Витамин А отвечает за барьерную функцию кожи и слизистых, таким образом участвует в неспецифической защите организма от инфекции Витамин С поддерживает естественный иммунитет, при его недостатке снижается лейкоцитарная активность крови, титр специфических антител и другие иммунологические показатели. Витамин С способствует выработке, интерферона, т.е. обладает противовирусной активностью. С учетом этого, например, для профилактики и лечения гриппа на начальных стадиях можно использовать сочетание 0.5 г витамина С с 0.02 г дибазола 1 раз в день в течение 10 дней. 3) Антигеморрагические витамины. С, Р, К. Витамин С укрепляет стенку капилляров, сохраняя ее эластичность, т.к. катализирует превращение пролина в оксипролин, который участвует в построении коллагеиовых волокон соединительной ткани. Витамин Р также участвует в построении соединительной ткани, так как является мощным ингибитором фермента гиалуронидазы, расщепляющего гиалуроновую кислоту (компонент соединительной ткани). Витамин К стимулирует синтез в печени протромбина и других факторов свертывания крови, катализирует реакцию превращения фибриногена в фибрин, участвует в образовании тромбина из протромбина. Таким образом, витамин К повышает свертываемость крови. 4) Антианемические витамины: Вг, Be, B12, С, фолиевая Витамин В2 необходим для синтеза гемоглобина, он включает железо в молекулу гемоглобина, экстрагируя железо из пищи или депо. Витамин Вб действует на красную кровь, стимулирует лейкопоэз. Витамин Вп отвечает за синтез гема. Фолиевая кислота является синергистом витамина В12, участвует в синтезе гемина. Витамин РР в основном стимулирует эритропоэз.
АВИТАМИНОЗ - полное истощение витаминных ресурсов организма. ГИПОВИТАМИНОЗ - резкое снижение обеспеченности организма тем или иным витамином. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЧИНЫ ГИПОВИТАМИНОЗОВ И АВИТАМИНОЗОВ 1. Недостаточное поступление витаминов с пищей. 1.1. Низкое содержание витаминов в рационе. 1.2. Снижение общего количества потребляемой пищи в связи с низкими энерготратами. 1.3. Потеря и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их хранения и нерациональной кулинарной обработки. 1.4. Отклонения от сбалансированной формулы питания (преимущественно углеводное питание требует дополнительного количества тиамина; при недостаточном введении полноценных белков витамины С, РР, В1 быстро выводятся с мочой, не участвуют в обменных процессах, задерживается превращение каротина в витамин А). 1.5. Анорексия. 1.6. Присутствие витаминов в некоторых продуктах в неутилизируемой форме (инозит в виде фитина зерновых продуктов). 2. Угнетение кишечной микрофлоры, продуцирующей некоторые витамины (В 6, К). 2.1. Болезни желудочно-кишечного тракта. 2.2. Последствия химиотерапии (дисбактериозы). 3. Нарушение ассимиляции витаминов. 3.1. Нарушение всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте при заболеваниях желудка, кишечника, поражениях гепатобилиарной системы, а также в пожилом возрасте (нарушение секреции желчи, необходимое для всасывания жирорастворимых витаминов). 3.2. Утилизация или расщепление поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной микрофлорой (авитаминоз В12 при инвазии широким лентецом). 3.3. Нарушение обмена витаминов и образования их биологически активных (коферментных) форм при различных заболеваниях, действии токсических и инфекционных агентов, химиотерапии, в пожилом возрасте. 4. Повышенная потребность в витаминах. 4.1. Особые физиологические состояния организма (интенсивный рост, беременность, лактация). 4.2. Особые климатические условия (потребность в витаминах повышается на 30-60% в связи с повышенными энерготратами при низкой температуре воздуха в климатической зоне Севера). 4.3. Интенсивная физическая нагрузка. 4.4. Значительная нервно-психическая нагрузка, стрессовые состояния. 4.5. Воздействие вредных факторов производства (Рабочим горячих цехов в условиях воздействия высоких температур /32 градуса/ при одновременной физической нагрузке требуется вдвое больше витаминов С, В1, В6, пантотеновой кислоты, чем при 18 градусах). 4.6. Инфекционные заболевания и интоксикации (При тяжелых септических процессах потребность организма в витамине С достигает 300-500 мг в сутки). 4.7. Заболевания внутренних органов и эндокринных желез. 4.8. Повышенная экскреция витаминов. 5. Врожденные, генетически обусловленные нарушения обмена и функций витаминов. 5.1. Врожденные нарушения всасывания витаминов. 5.2. Врожденные нарушения транспорта витаминов кровью и через клеточные мембраны. 5.3. Врожденные нарушения биосинтеза витаминов (никотиновой кислоты из триптофана). 5.4. Врожденные нарушения превращения витаминов в коферментные формы, простетические группы и активные метаболиты. 5.5. Нарушение включения витаминов в состав активного центра фермента. 5.6. Нарушение структуры апофермента, затрудняющее его взаимодействие с коферментом. 5.7. Нарушение структуры апофермента, приводящее к полной или частичной утрате ферментативной активности вне зависимости от взаимодействия с коферментом. 5.8. Усиление катаболизма витаминов. 5.9. Врожденные нарушения реабсорбции витаминов в почках. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИТАМИННЫХ НЕДОСТАТОЧНОСТЕЙ 1. Увеличение производства пищевых продуктов, богатых витаминами, с повышением их потребления на душу населения. 2. Смягчение фактора сезонности в производстве пищевых продуктов, богатых витаминами (парниковые хозяйства и пр.). 3. Правильное хранение пищевых продуктов и рациональная их технологическая обработка на предприятиях общественного питания, заводах пищевой промышленности и в быту. 4. Разработка новых технологических приемов и устройств, способствующих сохранению и увеличению витаминов в продуктах. 5. Создание новых пищевых продуктов на основе добавления к ним натуральных пищевых веществ, богатых витаминами. 6. Повышение содержания витаминов в пищевых продуктах путем селекции сельскохозяйственных культур и рационального откорма сельскохозяйственных животных. 7. Увеличение производства витаминных и поливитаминных препаратов. 8. Повышение знаний населения в области гигиены питания и практической витаминологии. 9. Контроль за содержанием витаминов в пищевых рационах и в случае недостатка в них витаминов дополнительное обогащение питания витаминными препаратами и витаминизированными пищевыми продуктами массового потребления (мука, сахар, молоко, соки).
14. Гиповитаминозы: причины, профилактика Гиповитаминоз представляет собой комплекс нарушений, возникающий в организме при недостаточном поступлении тех или иных витаминов. Крайней степенью витаминной недостаточности является авитаминоз. При чрезмерном употреблении некоторых витаминов возникают патологические состояния, называемые гипервитаминозами. Причины гиповитаминоза могут быть экзогенными и эндогенными. К экзогенным причинам относятся: 1. Недостаток витамина в пище Отсутствие в рационе продуктов, содержащих витамин Разрушение витаминов при кулинарной обработке пищи, транспортировке, хранении продуктов (профилактика - см. ниже). Самые неустойчивые витамины - С и А, они расщепляются на свету, воздухе, при термической обработке.
2. Несбалансированное и некачественное питание: неправильное соотношение между белками, жирами и углеводами в рационе. Например, при недостатке жиров снижается усвояемость жирорастворимых витаминов. При недостаточном поступлении в организм белков может наблюдаться гиповитаминоз А, нарушение усвояемости витаминов группы В в некоторых тканях и др. 3. Условия внешней среды. Например, при недостатке ультрафиолетовой радиации в детском возрасте может развиваться рахит вследствие недостаточного образования витамина D. 4. Повышенные физические и психические нагрузки. При этом организм нуждается в повышенном поступлении витаминов, поэтому возникает относительный гиповитаминоз. 5. Воздействие вредных профессиональных факторов (вибрация, холод и Яр) 6. Применение антибиотиков широкого спектра действия и химиопре- Эндогенные причины: 1. Нарушение всасывания витаминов при заболеваниях ЖКТ (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит с пониженной секрецией и др.), при глистных инвазиях, после резекции желудка кишки, при дефиците эндогенного фактора Касла (витамин В^) и др. 2. Повышенная потеря витаминов с мочой при заболеваниях почек, применении мочегонных средств 3. Заболевания печени 4. Усиленная потеря витаминов при диарее (например, при ряде инфекционных заболеваний) Повышенный расход витамина С при туберкулезе
|