Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе




Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………...7

1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в зарубежной отечественной и психологии……………………………………………….7

1.2 Психологические особенности старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...10

1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению…....11

Глава 2.Организация и методы экспериментального исследования влияния обучения дошкольников по программе «Предшкольная подготовка в школе «Малышок»» на их психологическую готовность к школе………………….17

Глава 3. Описание и анализ результатов исследования влияния обучения дошкольников по программе «Предшкольная подготовка в школе «Малышок»» на их психологическую готовность к школе………………….22

3.1. Описание и анализ результатов полученных при предварительной и заключительной диагностике………………………………………………….22

3.2 Анализ полученных данных……………………………………………….24

Выводы………………………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………...29

Список литературы…………………………………………………………..…31

Приложение……………………………………………………………………..34

 

 

Введение

 

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы основные компоненты готовности.

Это объясняется как непониманием большинством родителей все важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.

Подготовку ребенка к школе нужно начинать задолго до его рождения, с заботы о состоянии здоровья его будущих родителей. Только на первый взгляд это звучит парадоксально – ведь многие отклонения в развитии детей программируются уже на уровне неблагоприятной наследственности или осложнениях условий внутриутробного развития. По этой причине начинать беспокоиться о подготовке ребенка к школе лишь с 5-6 летнего возраста часто бывает уже поздновато, хотя, безусловно, и в этом возрасте еще многое можно подправить.

Я бы сделала шрифт по ширине, с красной строкой и равными межстрочными интрвалами

Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать правильные и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.

Ребенок до обучения в школе должен достичь определенного физиологического и умственного уровня, а также эмоционально-волевого развития. Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированных элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А.Анастези трактовал понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И.Шванцара определял школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделял умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович указывал, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Вопросы готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторы дали не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассмотрели вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.

Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

Возникает проблема исследования: определить существуют ли различия в уровне социальной и психологической готовности детей и выяснить каковы особенности социально – психологической готовности детей.

В связи с актуальностью данной проблемы определена тема курсовой работы: «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе».

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования –Изучить особенности влияния обучения дошкольников по программе «Предшкольная подготовка в школе «Малышок»» на их психологическую готовность к школе.

Объект исследования: Психическая готовность дошкольников к обучению в школе.

Предмет исследования: Особенности самооценки, интеллектуальных и коммуникативных способностей, личностной зрелости и эмоционального отношения к школе.

Гипотеза исследования – мы предполагаемо том, что существует влияние обучения дошкольников по программе «Предшкольная подготовка в школе «Малышок»» на их психологическую готовность к школе.

У меня было-бы:

Объект: Психологическая готовность
Предмет: Психическая готовность дошкольников к обучению в школе.

Гипотеза о том, что программа «Предшкольная подготовка в школе «Малышок» автор программы? способствует развитию психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе: 1. Развитию эмоционально-волевой сферы, Повышению самооценки; 2.интеллектуальных и 3. коммуникативных способностей. Личностных?? Какие мтодики??

 

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены его основные задачи:

1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.

2. Отобрать методики, необходимые для диагностики психологической готовности дошкольников к школе.

3.Исследовать особенности психологической готовности учащихся школы «Малышок» (дошкольников) на начальном и завершающем этапах обучения.

4. Провести обработку и анализ данных в результате эмпирического исследования дошкольников.

5. Сделать выводы.

В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностический эксперимент.

В ходе экспериментального исследования приняли 58 дошкольников проходящих обучение в школе «Малышок»(15 занятий, 4 урока по 25 минут по субботам).Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ №2 г. Питкяранта РК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...