Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, виды правотворческой деятельности




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: Правотворческая деятельность в России

По дисциплине: Право

Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения по программе базовой подготовки

    Выполнил    
  Студент   Степанушкина А.Э.
  подпись  
Группа 11Ю
Руководитель   А.К. Авдеева
  подпись  
             

г. Нижний Новгород

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о правотворчестве в России

1.1 Понятие, виды правотворческой деятельности

1.2 Принципы правотворчества

1.3 Юридическая техника и язык закона

1.4 Понятие и стадии правотворческого процесса в РФ

1.5 Законодательный процесс в России

1.6 Роль Президента в правотворческой деятельности

1.7 Правотворчество в субъектах Российской Федерации

Глава 2. Создание буклета «Что нужно знать! Правотворчество Нижегородской области»

Заключение

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

С развитием общества менялись и законы, которые его регулировали. Когда люди только стали отделяться от животного мира, то они не могли еще регулировать свое поведение, оно у них основывалась на инстинктах. При дальнейшем развитии люди стали осознавать, что должно быть что-то, что могло бы регулировать их поведение. На это повлияло множество факторов, но, в частности, это была религия.

Первые законы, которые были созданы – это как раз – таки религиозные нормы. Но их нельзя назвать законами, так как они не были закреплены юридически. Считалось, что их создал Бог, который, по мнению людей того времени, и регулировал общественные отношения. Далее люди стали сами создавать законы. И они всегда были необходимы обществу.

Однако невозможно представить существование нормативно – правовых актов без процесса их создания. Именно поэтому основным направлением в деятельности государства является правотворчество. Оно представляет собой форму активности государства с целью формирования правовых норм, их изменение или дополнение.

Правотворчество можно понимать по-разному. В узком смысле правотворчество – это процесс создания правовых норм. В широком смысле – это все стадии создания закона. Стадии создания правовой нормы состоят из подготовки, принятия и опубликования.

Актуальность данной работы заключается в том, что правотворчество является одной важнейших функций государства. Эта специфическая деятельность, требующая особых знаний и умений и связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.

Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно – правовые акты, которые и являются результатом правотворчества.

Правотворческая деятельность начинается с пониманием общества того, что у него есть потребность в регулировании юридических отношений между людьми. На завершающей стадии правообразование приобретает большое значение целенаправленная специальная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего характера, и является правотворчеством.

Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, с вязанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

Следует сказать, что большой вклад в разработку рассмотренных проблем в своих исследованиях и трудах на различных этапах развития нашего государства внесли известные отечественные ученые как Марченко М.Н., Сырых В.М., Малько А.В.

Следует отметить, что во многом эта работа посвящена не только важности и актуальности вопросов нормативно-правовых актов в новых условиях развития Российского государства, но и существенным изменениям, происшедшим за последнее время.

 

 

Понятие, виды правотворческой деятельности

Понятие правотворческой деятельности употребляется в двух значениях: образование права; образование отдельного юридического закона или более широкого нормативного правового акта.

 

Есть мнение, что государство является единственным источником права. В данном подходе просматривается понимание равенства между правом и законом.

Более распространенным является и другое мнение, которое заключается в том, что право как регулятор общественных отношений считается "по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях"

М.Н. Марченко считает, что государство обладает исключительными полномочиями по формированию законов, но не права. "Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают"

В то же время он признает, что часть законов носит правовой характер. Критерии, позволяющие делить законы на правовые и неправовые, а также разграничение права и закона теория пока еще не выработала.

Под правотворчеством понимают вид государственной деятельности, заключающийся в процессе формирования и придания официальной формы в виде закона волеизъявлению, соответствующему интересам большинства населения.[1]

Правотворчество представляет собой особую форму дея­тельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

В понимании данного понятия основной акцент делается на то, что правотворчество - это творчество права, то есть создание сис­темы юридических норм. Оно представляет собой деятельность госу­дарства. Если не терять из виду этих основных моментов в понятии правотворчества, то вряд ли можно согласиться с утверждением В.В.Лазарева в учебнике «Общая теория права и государства», что «изначально право формируется естественно исторически, до и неза­висимо от деятельности законодателя». Такое утверждение, на наш взгляд, представляет собой продолжение его же заблуждений относи­тельно понятия права. То право, которое формируется естественно исторически, и право, создаваемое в результате правотворческой дея­тельности государства, суть не одно и то же. Формируемое естест­венно – исторически – не юридическое право и к деятельности юри­стов прямого отношения не имеет. Некоторые формы так называемо­го естественного права уже давно забыты (например, калым), а неко­торые, войдя в систему прав человека, выступают оценочными по отношению к юридическому праву. Короче говоря, правотворчество - это изначальная и естественная деятельность государства по созда­нию правовых (юридических) норм, и этой деятельности ничего больше не предшествует: нет государства - нет и юридического пра­ва, появилось государство - оно создает определенные правила поведения и соответствующую правоохранительную и правопримени­тельную надстройку.[2]

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

§ непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

§ правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

§ правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

§ правотворчество органов местного самоуправления;

§ локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

§ правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

 

Принципы правотворчества

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе перечисленных ниже семи основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

1. Демократизм. Он проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.

Учитывая государственный характер правотворческой деятельности, необходимо различать правотворчество в собственном смысле слова и более широкое и многоаспектное понятие – формирование права, правообразование. Нормы права создаются на основе государственных велений, но этому процессу предшествуют обнаружение потребности в урегулировании определенной сферы отношений, выработка правовых взглядов. Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, общественного мнения, сформулированного средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д. Правообразование – это процесс формирования государственной воли в законе, правотворчество же охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию нормативных актов. Правотворчество представляет собой основной, решающий этап формирования права, его логическое завершение.[3]

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных – нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Можно привести немалое число фактов из отечественной истории, когда наша экономика, социальная и духовная сферы пострадали от непродуманных, научно не обоснованных и грубых правовых решений. Чего, например, стоили признание «тунеядцами» лиц, занимающихся творческой или иной индивидуальной деятельностью, или знаменитый Перечень № 1 категорий работников, трудовые споры которых разрешались вышестоящими организациями, но никак не судом! Мировая история права тоже не свободна от ошибок законодателя. Достаточно привести факт законодательного запрещения в США в период «великой депрессии» производства и потребления спиртного, что вызвало рост контрабанды, мафии и преступности в целом.

Может создаться впечатление, что знание основ правотворчества полезно только тем, кто его осуществляет— депутатам парламента, членам правительства и т. д. Однако это не так, ибо создание правовых норм — удел государственных органов любых уровней — от высших до местных. Поэтому юристы, выпускники юридических вузов должны во всех тонкостях знать теорию и практику правотворческой работы.

Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства — оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе.

Следует иметь в виду, что правотворчество не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной деятельности. Например, парламент утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием закона о государственном бюджете.

Таким образом, «акт правотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.[i]

Итак, правотворчество – это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения.[ii]

 


[1] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. – С. 299

[2] Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юрис­пруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. – С. 253.

[3] Ю.А. Дмитриев, В.В.Лазарев. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – С. 202.


 

[i] Ю.А. Дмитриев, В.В.Лазарев. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – С. 202.

[i][i] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – С. 250.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...