Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридическая техника и язык закона.




Слово «техника» обычно используется в отношении экономики, материального производства. Существуют также техника делопроизводства, техника организации деловой работы. Во всех этих случаях под техникой понимаются наиболее эффективные, отработанные средства, приемы, правила, позволяющие достигать оптимального результата. Такой «техникой» обычно являются условные обозначения, сокращения и рубрикации, которые применяются в отношении законодательных документов.

Юридическая техника как часть теории права занимается исследованием общих закономерностей создания юридических документов. Одной из закономерностей происхождения юридической техники является то, что ее правила сначала вырабатывались только в практической деятельности и передавались из уст в уста.

Признаки юридической техники позволяют более подробно ее охарактеризовать. Юридическая техника- это совокупность юридических инструментов, которые должны применяться в строгой последовательности, а не хаотично. Работая над законопроектом, прежде всего нужно определиться с его понятийным аппаратом, а затем выстраивать конструкции, определять презумпции, применять фикции и т.п. Юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт, а также позволяет эффективно проводить юридическую работу. Юридическая техника позволяет экономить человеческую энергию в области юриспруденции, потому что все накопленные за историю существования человечества знания должны храниться и использоваться последующими поколениями, что и позволяет осуществить юридическая техника.
Основные требования к юридической технике:

Юридический документ упорядочивает правовые отношения и выполняет общественно значимую задачу. Юридический документ обязательно должен быть грамотно составленным, конкретным и достоверным для того, чтобы решить важнейшие вопросы человеческой жизни.

Требования к юридической технике - это закрепленные в законодательстве и разработанные в ходе юридической практике правила, обеспечивающие законность и наибольшую целесообразность использования юридических документов и соответствующее их своевременному и точному исполнению, эффективному воздействию на правовую ситуацию.

Требования к юридическому документу позволяют разрабатывать полноценный юридический документ, не имеющий каких-либо недостатков. Не всегда законодатель, разрабатывая законы, или иные субъекты, разрабатывая определенные юридические документы, учитывают все необходимые требования. Это может привести к негативным последствиям, и устранить эту негативную тенденцию можно лишь, научив юристов составлять документы правильно.

К требованиям, предъявляемым к юридическим документам, относятся:ё

1, достоверность;

2. своевременность и оперативность его создания;

3. доступность;

4. полнота;

5. точность;

6. грамотность;

7. авторитетность;

8. обязательность;

9. обоснованность

В настоящее время не существует единого нормативного правового акта, который устанавливал бы требования ко всем юридическим документам, в процессе создания юридических документов учитываются положения относительно их разновидностей.

Каждый юридический документ должен быть достоверным, так как содержащиеся в документе сведения должны соответствовать действительности. Появление недостоверных данных в юридических документах возможно вследствие:

 

1. слабого контроля за качеством подготовки документов;

2. недостоверного уровня подготовки исполнителей, несоответствия их квалификации предъявляемым требованиям;

3. невнимательности исполнителей при работе с документами;

4. подготовки документа двумя или более лицами, что может повлечь допущение ошибок;

5. использования в работе с документами неактуальных данных;

6. некорректной работы программно-технических средств;

7. нарушения технологии подготовки юридических документов.


Можно выделить несколько видов проверки юридических документов:

 

1. грамматическая проверка - позволяет установить ошибки, описки и опечатки;

2. правовая проверка - позволяет проанализировать юридических документ на предмет его соответствия правовым нормам;

3. экономико-финансовая проверка - позволяет выявить ошибки в финансово-экономической информации, содержащейся в документе;

4. проверка конфиденциальности - позволяет установить уровень секретности документа в целях его защиты;

5. общая проверка - позволяет установить достоверные данные по всем остальным направлениям (например, сведения о регистрации юридического лица, о его юридическом адресе, правильное наименование, место жительства и др.).


Точность документа - это адекватность данных в юридическом документе. Неточные сведения ведут к искажению юридически значимой информации.

Важным требованием к юридическому документу является его полнота. Отсутствие в форме или в содержании юридического документа каких-либо важных сведений делает юридический документ недостаточным и неполноценным. В результате юридический документ не сможет выполнять возложенные на него функции. Так, например, когда подается исковое заявление, оно должно содержать определенные сведения, такие как наименование суда, куда подается заявление; наименование истца или ответчика и т.д.
Авторитетность юридического документа следует понимать как требование составления юридического документа только тем лицом, которое имеет на это полномочия. Требования авторитетности вытекают из нормативного правового акта, который устанавливает компетенцию лица на принятие или издание юридического документа. (Например, Конституция РФ дает Президенту РФ право на издание указов, Правительству РФ- на принятие постановлений.
Аутентичность означает, что юридический документ должен быть подготовлен только тем лицом, которое указывается в юридическом документе.
Нарушение требований авторитетности и аутентичности может повлечь за собой неблагоприятные последствия. Например, существует уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов.
Еще одним необходимым требованием к юридическому документу является требование его своевременной разработки. Так как правовые отношения постоянно изменяются, необходимо отслеживать все тенденции и своевременно реагировать на изменения правовой деятельности, чтобы не возникли пробелы в праве.
Требование оперативности означает, что при принятии новых документов, необходимо ее незамедлительно разрешить, а не откладывать.
Требование доступности и ясности - содержание юридического документа должно быть понятно лицу, в отношении которого этот документ принят.
Одним из требований, предъявляемых к юридическому документу, является его обязательность. Дано требование при неисполнении юридического документа может повлечь за собой последствия, неблагоприятные для нарушителя.
Самым важным требованием к юридическому документу является его законность, то есть юридический документ должен соответствовать положениям законодательства. 1
Юридический документ должен быть юридически обоснованным, то есть иметь достаточные основания для его издания. При подготовке документа необходимо отслеживать, какие последствия может вызвать введение его в действие и какими способами можно устранить негативные его последствия.
Юридический документ, который будет соответствовать всем требованиям будет играть важную роль в правовых отношениях.
Виды юридической техники.
Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) законодательная (правотворческая) техника;

2) техника систематизации нормативно-правовых актов;

3) техника учета нормативно-правовых актов;

4) техника индивидуальных правоприменительных актов.

Теперь рассмотрим их более подробно.

1. Законодательная правотворческая техника — это совокупность средств, приемов и правил составления и оформления нормативных актов.

Имеет две основные цели:
1) регулировать общественные отношения;
2) сделать нормативно-правовые акты понятными для лиц,которым они адресованы.
2. Техника систематизации нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовые акты могут быть систематизированы по следующим признакам:

1) по форме предложения, в котором выражена норма;
2) по степени обобщенности:

а) абстрактный способ изложения;
б) казуистический способ изложения;
3) по степени полноты изложения нормы (прямой, ссылочный, бланкетный способы).
3. Техника учета нормативно-правовых актов.
В настоящее время применяются три способа учета:
1) журнальный учет;
2) картотечный учет;
3) учет с помощью ЭВМ.
4. Техника индивидуальных правоприменительных актов.

Юридических документов индивидуального характера огромное количество. Поэтому, чтобы не запутаться в них, необходимо применять к ним приемы унификации и стандартизации, что достигается путем установления требований к документам в законах, утверждением соответствующими органами бланков, формуляров юридических документов.

В документах определяется их структура и реквизиты.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры общества.

Все это достигается с помощью технических средств.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, предусматривающее определенное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т. п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т. п.

При составлении документа необходимо придерживаться установленных технических правил.

К техническим правилам относят:

— ясность, четкость и простоту языка правовых актов;

— сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности— с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

— последовательность в изложении юридической информации;

— взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Исполнение технических правил осуществляется техническими приемами.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие

официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т. п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т. д.).

 

Язык закона.

Культура законотворчества непременно предполагает логически последовательное изложение текста закона, строго выдержанный профессиональный стиль и язык закона и вместе с тем его простоту, понятность и доступность широким слоям населения. Логика, стиль и язык закона - элементы законодательной техники, функциональным назначением которых является обеспечение правильного понимания нормативно-правовых предписаний, содержащихся в законодательстве, правильное восприятие субъектами правоотношений требований нормы права, выраженной в законе.

Трудно переоценить значение стиля и языка для законотворчества, ибо вряд ли можно назвать какую-нибудь иную область общественной практики, где ошибочно построенная фраза, разрыв между мыслью и ее текстуальным выражением, неверно или неуместно использованное слово способны повлечь за собой такие тяжелые, иногда даже трагические последствия, как в области законотворчества. «Нарушение логики закона, неточность его формулировок, неопределенность использованных терминов порождают многочисленные запросы, влекут дополнения, толкования и разъяснения, вызывают непроизводительную трату времени, сил и энергии и вместе с тем являются питательной почвой для бюрократической волокиты, позволяют извращать смысл закона и неправильно его применять. Чем совершеннее текст закона, тем меньше вызовет он затруднений при его реализации. Именно поэтому стиль и язык - основа законотворчества».

По справедливому замечанию Е.А. Крюковой, «Язык является первоосновой закона, его организмом, состоящим из множества тесно взаимоувязанных лексических единиц – слов (терминов), призванных однозначно и ясно выражать волю законодателей. Только при условии обеспечения современного уровня всего комплекса нормотворческих технологий можно достигнуть высокой точности выражения формы права»

От качества языка законодательных актов зависят четкость и определенность выражения языковыми средствами воли законодателей. По мнению Д.А. Керимова, «вряд ли можно назвать какую-нибудь иную область общественной практики, где текстуальные выражения, неверное или неуместное слово способны повлечь за собой такие тяжелые, иногда даже трагические последствия, как в области законотворчества… Чем совершеннее текст закона, тем меньше вызовет он затруднений при его реализации. Именно поэтому стиль языка – основа законотворчества». Лексическое и грамматическое значения слова тесно связаны между собой, поэтому изменение лексического значения нередко приводит к изменению грамматической характеристики слова и даже к образованию новых слов.

Основу языка законодательных актов составляют юридические и другие термины, от их точности и единообразия в большей степени зависят ясность и логичность текста законов. Исследователи определяют следующие виды терминов: общеупотребимые; общеупотребимые, имеющие в нормативном акте более узкое, специальное значение; сугубо юридические; технические. Данная классификация довольно спорна постольку, поскольку она включает в себя как книжную, так и разговорную лексику – без разграничения их с точки зрения экспрессивно-лексической. Общеупотребительная лексика составляет основу разговорной лексики. Слова с пометами «спец.» («специальные»), применяемыми в современных толковых словарях, относятся к так называемым профессионализмам, и их рекомендуется употреблять в тексте трудов определенных отраслей знаний. Среди специальных терминов следует выделить юридическую терминологию, соответствующую функциональному назначению языка законодательства. Более детальная классификация терминов противоречит устоявшейся классификации лексики русского языка. Под терминами в нашей работе мы понимаем любые термины (одиночные термины и устойчивые терминологические словосочетания, в том числе юридические термины). Наиболее полно требования к терминам в языке законодательных актов сформулированы в трудах А. С. Пиголкина и других:

· Точное и недвусмысленное отражение содержания обозначаемого правового понятия, недопустимость использования неясных, многозначных, расплывчатых и нечетко оформленных терминов.

· Использование терминов в их прямом и общеизвестном значении.

· Простота и доступность терминов.

· Отказ от употребления устаревших и активно неиспользуемых в литературном языке слов и словосочетаний.

· Отказ от употребления канцеляризмов, словесных штампов, слов и оборотов бюрократического стиля.

· Использование, как правило, общепринятых и устоявшихся в литературном языке терминов, имеющих широкое применение.

· Устойчивость, стабильность в использовании юридических терминов.

· Благозвучие и стилистическая правильность юридических терминов.

· Отказ от чрезмерного употребления терминов-аббревиатур и сокращений, образовавшихся из двух или более слов.

· Присвоение сходных наименований, по возможности однокоренных, близким по содержанию правовым понятиям для обеспечения единства терминологии.

· Максимальная краткость формирования терминов.

Необходимо отметить, что профессионально-жаргонная лексика рассматривается лингвистами как форма профессионального просторечия. Употребление профессионально-жаргонных слов допустимо в особых случаях – для достижения стилистических, изобразительных целей, что характерно для языка художественной литературы. Процесс проникновения в язык законодательства специальных терминов в целом объективен, так как все больше и больше в последние годы принимается законов по узкоспециальным вопросам (например, Федеральный закон «О семеноводстве», Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и др.), и некоторые законодатели хотели бы внести в текст законопроектов как можно больше специальных терминов.

Однако, как справедливо отмечает Д.В. Чухвичев, «унифицированность, стандартизированность законодательных формулировок - необходимое условие правильного и единообразного их понимания. Использование при разработке закона специальной терминологии предполагает однозначность используемых терминов, их одинаковый смысл во всех нормативно-правовых актах. В противном случае отсутствовала бы возможность единообразного понимания и толкования законодательства».

Таким образом, требование ограничить использование специальных терминов в языке законодательных актов, наверное, более соответствует общим требованиям ясности, однозначности, четкости изложения, предъявляемым к языку законодательства, и облегчает правоприменительную практику постольку, поскольку закон должен быть понятен не только специалистам, отношения которых регулируются, но и другим лицам.

Не менее важным, на наш взгляд, является вопрос о способах определения терминов в нормативных правовых актах. В последние годы преимущественно применяется способ определения основных терминов, используемых в каком-либо законе, путем помещения их в отдельной статье, обычно в одной из первых. В связи с применением этого способа возникает проблема, взгляды на решение которой не совпадают. Одни юристы считают, что в случае использования одних и тех же терминов в нормативных правовых актах разной юридической силы определения терминов следует помещать в нормативных правовых актах высшей юридической силы. Другие юристы, напротив, настаивают на необходимости давать определения терминов в нормативных правовых актах как высшей, так и низшей юридической силы. На наш взгляд, более целесообразно при наличии одних и тех же терминов их определение помещать один раз – в нормативных правовых актах высшей юридической силы. Это способствует созданию единой терминологической системы законодательных актов, упорядочиванию использования терминов, их единообразию, стройности и лаконичности текста законов.

Целесообразнее также при помещении определений терминов в отдельной статье не применять в пределах одного закона другие способы определений терминов, такие, как помещение определений в скобках после первого использования термина, без скобок через тире, путем присоединения слов «то есть», в виде самостоятельного абзаца, части, пункта, в примечании.

Целесообразность применения того или иного способа определения терминов обусловлена прежде всего волей законодателей и логикой изложения текста законов. Общим правилом является помещение определения при первом упоминании термина или, если определениям терминов посвящена отдельная статья, в начале законодательного акта. Широко известные термины, вряд ли, нуждаются в определениях. Содержание определений терминов должно соответствовать требованиям точности, полноты, краткости, логичности. Точные определения юридических терминов, составляющие содержание так называемых дефинитивных норм, – непременное условие повышения юридической культуры правотворчества, укрепления законности.

К рекомендациям специалистов о необходимости приведения терминов к единообразию, к сожалению, прислушиваются не всегда. Достаточно для примера посмотреть в действующей редакции текст Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и других. В результате недостаточной тщательности проработки текста законов терминология теряет признаки единой терминологической системы, контуры и структура которой становятся все более расплывчатыми.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...