Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочий бланк программы моделирования




1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования.

2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства, проведение успешной презентации, повышение грамотности, поведение в стрессовой ситуации и т. д.)? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов, перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий, простой когнитивный, простой лингвистический, сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический).

3. Кого вы будете моделировать? (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать.)

4. Существуют ли конкретные контексты, в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей? Если да, то какие?

5. Каковы желаемые результаты, цели и задачи вашей программы?

6. Каковы желаемые последствия вашей программы? Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе?

7. Какие критерии определяют вашу программу? Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например, в рамках определенной профессии или сообщества, для выгоды или развлечения ит. д.)

8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья, видеопленка, книга, семинар и т. д.)?

9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы?

Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта

Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований, с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы, связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов, наиболее значимых в моделировании, входят:

Подготовка: какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования?

• Как вы узнаете, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?

• Как другие узнают, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?

Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): Какие критерии вы используете для того, чтобы определить, что эффективно смоделировали данную способность?

• Как моделируемый человек узнает, что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата?

• Как вы узнаете, что приобрели навык, которым обладает модель?

• Как другие узнают, что вы приобрели навык, которым обладает модель?

Фаза 3 (планирование): Какие критерии помогут вам определить, что вы успешно передали данную способность другому человеку?

• Как вы узнаете, что другие приобрели навык, которым обладает модель?

• Как другие узнают, что приобрели навык, которым обладает модель?

Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования.

Цели моделирования

В заключение отметим, что всеобъемлющей целью моделирования является создание практической карты той или иной способности или навыка путем дробления их на «группы» и определения значимых свойств и этапов, необходимых для применения данной способности тем или иным образом. Задачи применения модели или осуществления моделирования могут быть следующими:

- узнать о различиях;

— сделать что-либо новым способом;

— сделать что-либо лучше;

— сделать что-нибудь новое;

- расширить возможности выбора;

— изменить свое восприятие.

Как указывал один из основателей НЛП Ричард Бэндлер, настоящим содержанием НЛП является моделирование, а вовсе не набор методик.

Моделирование представляет собой классический пример «двойной петли научения» (рис. 30). Как гласит старая пословица, «если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, — накормили его на всю жизнь». «Двойная петля научения» подразумевает, что вы помогаете человеку поймать рыбу и одновременно учите его ловить рыбу. Здесь одновременно достигаются два результата — научение тому, что делать, и в то же время — как это делать.

Например, в компании или организации можно смоделировать эффективную деятельность любого человека или группы, выявить структуру этой деятельности и научить ей других людей и одновременно с этим научить их моделировать. Таким образом, обучаемые получают пользу не только в виде результатов программы моделирования, но и учатся моделировать самостоятельно. Следовательно, люди способны развивать в себе навыки моделирования за счет применения его к конкретным переживаниям.

Рис. 30. Двойная петля научения подразумевает два одновременных уровня обучения

Этот вид «двойной петли» служит различным целям, поскольку:

- является менее затратным;

— создает внутренние ресурсы компании или организации;

— гарантирует долговременные систематические изменения.

Благодаря тому, что с его помощью можно сэкономить время и получить выгоду, в будущем все новые и новые виды обучения будут строиться на основе «двойной петли», предоставляемой процессом моделирования.

Стратегии моделирования

Моделирование включает в себя описание явления (или процесса), которое содержало бы «известные или подразумеваемые свойства» данного явления и могло бы послужить основой для создания итогового продукта или услуги. В процесс моделирования в НЛП входит применение различных стратегий для исследования психических и физических процессов, лежащих в основе той или иной деятельности, или достижения определенного результата, а также создание эксплицитной карты или описания этих процессов, которые можно было бы применить с какой-либо практической целью. Различные стратегии моделирования обрисовывают различные последовательности действий и типы различий, позволяющих выявить значимые паттерны и свести их в описания.

Следует отметить, что стратегии моделирования представляют собой субпроцессы в рамках общей методологии моделирования, ^которая подразумевает прежде всего создание интуитивной основы для понимания определенного поведения или способности. Для этого процедура «имплицитного» моделирования людей, обладающих необходимыми навыками, повторяется до тех пор, пока моделирующему не удается самостоятельно достичь желаемого результата (в этом случае используется преимущественно вторая позиция). Вторую фазу моделирования составляет «эксплицитное» определение характеристик и паттернов, наиболее значимых для достижения этих результатов. Заключительная фаза моделирования подразумевает планирование приемов и средств, с помощью которых эти паттерны и характеристики можно наилучшим образом передать другим. Стратегии моделирования применяются прежде всего во время «эксплицитной» фазы моделирования, чтобы облегчить планирование средств передачи.

Стратегии моделирования задействуют как индуктивные, так и дедуктивные процессы. Индуктивными процессами называются те, с помощью которых мы воспринимаем паттерны окружающего мира. Посредством дедуктивных процессов мы описываем наше восприятие и действуем на его основе. Например, способность понимать язык отличается от способности говорить на нем. В моделировании разница между индуктивными и дедуктивными стратегиями связана с различиями между фазой «понимания», или сбора информации, и фазой применения всего процесса в целом.

В то время как все процессы моделирования в НЛП обладают определенным сходством, одни стратегии моделирования могут оказаться более продуктивными или полезными, чем другие, в зависимости от типа моделируемой способности или деятельности, уровня сложности данной способности или деятельности, а также стадии процесса моделирования. Ниже приводится краткое изложение основных стратегий моделирования, используемых для выявления, организации и применения значимых паттернов отдельного человека или группы людей, обладающих тем или иным навыком успешной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...