Основные положения и понятия в природопользовании
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Модуль 1 Лекции 1 - 5 Тема 1.1. Основные положения и понятия в природопользовании Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 1
Тема 1. 2. Природная среда 1.2.1. Образование биосферы и её строение.................... 1.2.2. Круговорот веществ и энергии в природе............. 1.2.3. Роль и место человека в биосфере........................... Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 2 Тема 1.З. Вода как составная часть биосферы................... 1.3.1.Основные качества воды в литосфере...................... 1.3.2. Загрязнение воды и его последствия....................... Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 3 Тема 1.4. Атмосфера Земли..................................................... 1.4.1. Значение и свойства атмосферы................................ 1.4.2. Строение и состав атмосферы.................................... 1.4.3. Загрязнение атмосферы и его нормирование........... Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 4 Тема 1.5. Почвы.......................................................................... 1.5.1. Значение почв, их состав и свойства............................... 1.5.2. Разрушение и загрязнение почв........................................ Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 5 Модуль 2 Лекции 6 -7 Тема 2.6.Качество окружающей среды и его нормирование 2.6.1. Оценка качества окружающей среды................................ 2.6.2. Нормирование качества окружающей среды................... 2.6.3.Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия 2.6.4.Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных воздействий............................................................. 2.6.5. Комплексные нормативы качества окружающей среды в природопользовании Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 6.
Тема 2. 7. Мониторинг загрязнения и методы контроля качества окружающей среды..................................................................... 2.7.1. Мониторинг загрязнения окружающей среды................ 2.7.2. Методы мониторинга окружающей среды 2.7.3.Методы почвенного мониторинга 2.7.4. Методы контроля за уровнем загрязнения вод................ 2.7.5. Методы контроля степени загрязнения атмосферы........................ Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 7. Модуль 3 Лекции 8 - 12 Тема 3. 8.Основные виды природопользования и их сущность. 3.8.1. Виды и формы природопользования............................... 3.8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании.. 3.8.3 Лимитирование природопользования. 3.8.4. Договорные формы в природопользовании 3.8.5. Экологическая экспертиза проектов природопользования Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 8 Тема 3.9.Основы рационального природопользования............. 3.9.1. Природные ресурсы и их классификация 3.9.2. Планирование, управление и прогнозирование использования природных ресурсов 3.9.3. Основные принципы рационального природопользования Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 9. Тема 3.10.Природозащитные мероприятия............................. 3.10.1. Классификация и основные направления природозащитных мероприятий 3.10.2. Биотехнологии охраны окружающей среды............ 3.10.3. Использование возобновляемых источников энергии в области защиты окружающей среды 3.10.4. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 10.
Тема 3.11. Глобальные природные и техногенные катастрофы на рубеже XX-XXI bb 3.11.1. Чернобыльская катастрофа 3.11.2. Катаклизм на Саяно-Шушенской ГЭС...................... 3.11.3. Техногенная катастрофа в Мексиканском заливе 3.11.4. Природный катаклизм в Исландии...........................
Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 11. Тема 3.12.Международное сотрудничество в области природопользования 3.12.1. Национальные и международные природные ресурсы 3.12.2. Глобальные экологические проблемы...................... 3.12.3. Направления и формы международного сотрудничества Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 12. Литература.............................................................................. ВВЕДЕНИЕ Одной из центральных проблем, изучаемых современной наукой, является проблема взаимоотношения общества и природы. В процессе этого взаимоотношения человек, используя необходимые ему природные богатства (ресурсы), одновременно оказывает глубокое, часто негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время при всё возрастающем антропогенном давлении такое воздействие испытывают природные системы различного уровня — от локального до планетарного. В результате человечество вынуждено решать чрезвычайно сложную задачу: как при эффективном использовании природных ресурсов нанести наименьший ущерб самой природе. Потребность в решении этой задачи привела к возникновению междисциплинарного научного направления (специальной дисциплины), получившего название «природопользование». Назначение природопользования как научной дисциплины состоит в поиске и разработке таких принципов и путей оптимизации взаимоотношений общества и окружающей среды, которые способствуют удовлетворению материальных потребностей людей, сохранению и воспроизведению благоприятной для них внешней среды. Поиск оптимальных решений сопряжён с большими усилиями представителей многих наук — естественных, технических, экономических, общественных. Поэтому курс «Основы природопользования» читается студентам высших учебных заведений различного профиля, в том числе и студентам направления подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» в соответствии с положениями ГОС ВПО РФ. Сибирь является азиатской составляющей территории России. Она была присоединена к России в XVI—XVII вв., когда сначала Сибирское ханство, а затем другие княжества, располагавшиеся здесь, получили российское подданство и защиту. Эта огромная часть территории России простирается от Урала на западе до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до степей Казахстана и границы с Монголией на юге. Площадь территории, занимаемая Сибирью, составляет около 10 млн км2, это 58,6% от общей площади России — 17,075 млн км2. При этом в Сибири проживает примерно 30 млн человек, т.е. по плотности — 3 человека на 1 км2.
Большая часть Сибири сложена многолетнемёрзлыми грунтами на глубину до 800 м, а также островной мерзлотой. Климат Сибири суровый, резко континентальный, со средней температурой воздуха в январе от минус 20 до минус 48 °С. Вопросам природопользования Сибири отводится особая роль, как в рамках региона, так и России и в планетарном масштабе. Деление Сибири на Западную и Восточную дифференцирует принципы природопользования в соответствии с её природно-климатическими особенностями и хозяйственным использованием природных ресурсов. Западная Сибирь представлена Западно-Сибирской равниной (Западно-Сибирская низменность) площадью около 3,75 млн км2. Она относится к самым большим равнинам земного шара и имеет высотные отметки от 50 до 300 м над уровнем моря. Данная территория находится в границах, определённых на западе Уральскими горами, на востоке — долиной р. Енисей, на севере Карским морем и на юге — границей с Казахстаном. Её поверхность слабо расчленена мореными холмами и гривами. В пределах этих расчленений выделяется Васюганская равнина (с болотами глубиной до 9 м), Барабинская, Ишимская и Кулундинская степи, по большей части распаханные. Территория Западной Сибири покрыта густой сетью рек (около 2 тыс. наименований), главными из которых являются Обь, Иртыш, Енисей, а также многочисленными озёрами, в том числе большими — Чаны и Убинское. На этой территории осваивают крупнейшие месторождения нефти и природного газа Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Восточная Сибирь простирается от широтной долины р. Енисей вплоть до тихоокеанского побережья, представлена обширными территориями плоскогорий, нагорий, низменностей, горных хребтов Саян, Прибайкалья и Забайкалья, системой горных массивов Северо-Восточной Сибири (Верхоянский, Становой и др.).
Территория Восточной Сибири также покрыта густой сетью рек, главными из которых являются Енисей, Лена и Амур. Здесь расположено озеро Байкал — самый древний, глубокий и большой внутренний водоём, крупнейший резервуар пресной воды на Земле. На этой территории расположены крупные водохранилища пресной воды, такие как Красноярское, Братское, Вилюйское, Зейское, используемые для получения электроэнергии, запасов питьевой воды и защиты от наводнений. Эта территория со своими горно-экономическими районами и структурными особенностями является основным сырьевым бассейном России. Здесь расположены Ангаро-Илимский железорудный бассейн, крупнейшие Ленский, Тунгусский, Иркутский, Канско-Ачинский, Кузнецкий и Южно-Якутский угольные бассейны, а также Якутское (Алдан), Дарасунское, Балейское и Колымское месторождения золота и месторождения свинца, цинка, никеля, вольфрама, алмазов, серебра и др. Здесь располагается территория тайги с большей частью хвойных и смешанных лесов, простирающихся на 1 тыс. км в ширину и 4,8 тыс. км в длину. В учебном пособии сделана попытка отразить сибирские проблемы природопользования в свете региональных, российских и общепланетарных проблем. Цель учебного пособия «Основы природопользования» состоит в изучении теоретических основ и ознакомлении студентов с современным состоянием природной среды, её антропогенными изменениями, основными принципами и методами рационального использования естественных ресурсов и предотвращения или ослабления отрицательных последствий их эксплуатации, а также разумного освоения и преобразования природных условий и ресурсов. Настоящее издание предназначено для изучения и самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 120700.62 «Землеустройство и кадастры» и может быть полезно студентам, обучающимся по смежным специальностям и другим формам обучения.
Модуль 1 Лекции 1 - 5 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ
Под природопользованием понимают действия по использованию человеком полезных свойств ресурсов окружающей природной среды в экологических, экономических, культурных и оздоровительных целях. Человек является частью природы и тесно с нею связан. Роль природы в его жизни и деятельности трудно переоценить. Природа служит средой обитания людей и одновременно источником всех необходимых им веществ и энергии, на которых базируется общественное производство. Состояние природы во многом определяет благосостояние и уровень развития человеческого общества.
Основным источником получения необходимых людям материальных благ служат естественные (природные) ресурсы. К ним относятся элементы природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества. В отношении ресурсов природа рассматривается с учётом как интересов производства (земельные, водные и др.), так и условий жизнедеятельности человека (рекреационные, лечебные и др.). Предельное количество природных ресурсов, которое человек может использовать без подрыва своего существования и развития, называют природно-ресурсным потенциалом [16,17]. Используя естественные ресурсы, человек "оказывает большое влияние на природу. Если на начальных этапах развития общества оно было незначительным, то в последние 100—150 лет в связи с быстрым ростом населения и производительных сил, увеличением потребления естественных ресурсов, освоением новых территорий и техническим прогрессом антропогенное воздействие на природу стало непрерывно нарастать. Этот процесс особенно усилился с середины XX в. в эпоху научно-технической революции, когда наука стала ведущим фактором общественного развития. Существенно выросло прямое и косвенное воздействие на природу, что качественно изменило состояние окружающей среды и вызвало современный экологический кризис. Он выразился в резком истощении естественных ресурсов, интенсивном загрязнении биосферы, серьёзном ослаблении способности многих экосистем к самовосстановлению, значительном ухудшении условий жизни и деятельности человека. В 80-е гг. XX в. отчётливо проявились негативные последствия техногенного воздействия на природу, угрожающие существованию всего человечества. Общепризнано, что экологическая обстановка на Земле крайне неблагополучна. Существенно обострилась она и на территории России, в том числе в Сибири, где ведутся масштабные работы по добыче природных ресурсов (угля, металлов, нефти, газа и др.). На больших и средних реках региона действуют крупнейшие гидроэлектростанции страны, используя запасы воды искусственных водохранилищ, затопивших огромные территории Сибири и приведших к нарушению естественного равновесия экосистемы района. Человечество вплотную приблизилось к возможности экологической катастрофы. Стало вполне очевидным, что естественные ресурсы ограничены [23], а их неразумная эксплуатация ведёт к необратимым последствиям и разрушительным процессам глобального характера. В этой ситуации особое значение приобретает глубокий и всесторонний анализ проблемы взаимоотношения общества и природы в целях разработки основ рационального использования естественных ресурсов и поддержания здоровой для человека экологической среды. В настоящее время такая разработка ведётся в рамках междисциплинарного научного направления, называемого природопользованием [24]. Термин «природопользование» и его определение предложены в 1959 г. экологом Ю.Н. Куражковским и сразу же были приняты сначала наукой, а затем и практикой. По Куражковскому, природопользование - это комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом. Её задачи сводятся к разработке принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и её ресурсами, либо с изменяющими её воздействиями [27]. В последующем значение термина «природопользование» изменялось и дополнялось экологами, экономистами, географами, геологами, геоэкологами, социологами в соответствии с новыми научными направлениями и подходами к изучению природопользования. Природопользование подразумевает наличие как объекта пользования, так и субъекта, извлекающего пользу из данного объекта. Под объектом понимается то материальное образование, на которое направлено воздействие человека. В качестве такого объекта выступает природная среда — совокупность естественных и незначительно изменённых природных условий, определяющих жизнь и деятельность людей. Совокупность естественных, природно-антропогенных и техногенных условий, определяющих жизнедеятельность человека, получила название «окружающая среда» (точнее, «окружающая человека среда») [16]. Субъектами, извлекающими пользу из объекта природопользования, являются общество, хозяйство, отрасли производства, предприятия, административные органы и т.д. Поэтому управление и регулирование становятся важными элементами деятельности субъекта в процессе использования естественных ресурсов. Главная задача природопользования как научного направления — поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей средой в конкретных природных и социально-экономических условиях территории. Задачи оптимизации сводятся к достижению сбалансированного соотношения между эксплуатацией, консервацией и улучшением природной среды. Это очень сложная и многогранная проблема. Её решение опирается на комплекс различных естественных, технических и социально-экономических дисциплин, среди которых особое место занимают география и экология. В процессе природопользования тесно соприкасаются и взаимодействуют три категории объектов: природные, технические и социальные. Эти объекты связаны между собой круговоротами веществ и энергии, образуя природно-производственные сочетания регионального и локального уровней. Для их исследования необходимо применять принцип комплексности. Сущность этого принципа состоит в системном учёте комплекса природных и социально-экономических факторов среды, выявлении взаимосвязей между компонентами природно-хозяйственных систем, в установлении вероятных последствий взаимодействия человека и природы. Такой подход даёт возможность найти пути рационального использования природно-ресурсного потенциала, повысить эффективность производства, определить антропогенные изменения ландшафтов и экосистем. Реализация комплексного подхода тесно связана с применением принципов региональности и экологичности. Принцип региональности основан на том, что мероприятия по природопользованию чаще всего имеют региональную и локальную размерность. Принцип экологичности заключается в необходимости учёта взаимоотношений человеческого общества со средой его обитания. Геоэкология рассматривает человека в природопользовании не только как источник нарушения природной среды, но и как жертву воздействия изменяемой им же природы. Важнейшая задача геоэкологии состоит в выявлении и оценке изменений территориальных и аквальных систем, возникающих в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близких и отдалённых во времени последствий этого воздействия. Реализация задачи способствует поиску оптимальных путей использования естественных ресурсов и приводит к наименьшим потерям для человека и самой природы. В настоящем учебном пособии природопользование рассматривается как двуединое понятие, т.е. как междисциплинарное научное направление и одновременно как вид практической деятельности человека. В первом случае оно понимается как учение об общих принципах и методах использования природных ресурсов и условий, включающих анализ воздействия человека на природу и последствий этого воздействия на человека. Во втором случае — это деятельность по использованию природно-ресурсного потенциала, включающая мероприятия по его восстановлению и сохранению элементов природопользования. Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 1.1.
1. Какова роль природы в жизни человека? 2. Что является основным источником для получения людьми материальных благ? 3. Что относится к природным (естественным) ресурсам на уровне производительных сил? 4. Что в природе относится к ресурсам, необходимым для жизнедеятельности человека? 5. Дайте определение термина «природно-ресурсный потенциал». 6. Когда наиболее остро возросло техногенное влияние человеческой деятельности на природу? 7. Кто из учёных и когда ввёл впервые термин «природопользование»? 8. Как изменялось и дополнялось определение природопользования в научном мире? 9. Что понимают под термином «объект природопользования»?
10. Что обозначает понятие «природная среда»? 11. Как следует понимать термин «окружающая среда»? 12. Что включает в себя понятие «субъект природопользования»?
ПРИРОДНАЯ СРЕДА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|