Помощь социального педагога, основанная на данных социально-педагогической диагностики.
Лекции по дисциплине «Социально-педагогическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» ДОУ как институт социализации. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка. Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации. Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Однако эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.
Базовые проблемы образования и воспитания, определяющие основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ. Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие: 1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению;
2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций; 3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого; 4) работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии; 5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.; 6) формирование социально принимаемого поведения детей; 7) включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ; 8) сложность перехода детей из ДОУ в школу; 9) особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения; 10) социокультурная роль ДОУ в микрорайоне; 11) особенности социализации детей в ДОУ; 12) особенности организации досуга дошкольников и др. Наличие и актуальность проблем зависит от ряда факторов: социально-экономических условий, территориального расположения ДОУ, политической ситуации в стране, развитости социальных служб в регионе и др. Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности. Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении.
Схема истории социально-педагогического развития ребенка.
Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка: 1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.
2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз. 3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них. 4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка. 5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей. Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.
Помощь социального педагога, основанная на данных социально-педагогической диагностики.
Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает: 1) воспитателю: - разработать индивидуальную методику работы с ребенком; - организовать социально-педагогическую работу с группой; - разработать методику реализации взаимоотношений с родителями; - разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;
2) ребенку: - в процессе психофизического развития; - предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями; 3) родителям: - в налаживании взаимоотношений с ребенком; - в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком; - в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|