Выявление детей из семей группы риска в ДОУ.
К семьям «группы риска» можно отнести: - многодетные и неполные семьи; -семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития; - приемные, смешанные семьи; - аморальные семьи, вновь образованные и разведенные семьи; - семьи, стесненные жилищными условиями; - семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы; - семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других. По мнению Елизарова А.Н, семьи группы риска характеризуются: 1) слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов; 2) слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; 3) засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью; 4) высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков. Целуйко В.М выделяет следующие основные признаки неблагополучия в семье: 1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют. 2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде. 3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин. 4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада. 5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются. 7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий. 8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей. Галагузова М.А. относит к характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка из семьи «группы риска»: - утомленный, сонный вид; - санитарно-гигиеническую запущенность; - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; - неумеренный аппетит; - задержку роста, отставание в речевом, моторном развитии; - привлечение внимания любым способом; - чрезмерную потребность в ласке; - проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (неумение доброжелательно общаться); - трудности в обучении.
11. Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Важной задачей социального педагога в ДОУ является также помощь в подготовке детей к обучению в школе. Готовность к обучению в школе – это группа морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающих успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Показателями готовности к обучению в школе являются: 1) Мотивационная готовность. 2) Физическая готовность 3) Эмоционально-волевая готовность. 4) Социальная готовность (готовность в сфере общения). 5) Умственная готовность.
Мы выделяем следующие критерии определения уровня сформированности готовности к обучению в школе: интеллектуальный, социально-психологический и физиологический. Им соответствуют следующие показатели:
§ Способность обобщать, классифицировать, абстрагировать. § Определенный уровень развития произвольного внимания. § Определенный уровень развития произвольной памяти. § Наличие учебной мотивации. § Умение общаться со сверстниками и взрослыми. § Определенный уровень развития мелких мышц руки. § Пространственная организация, координация движений. Таблица 1. Критерии и показатели сформированности готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
С целью диагностики уровня сформированности готовности старших дошкольников по интеллектуальному критерию использовались следующие методики: 1) методика Лурия А.Р. по определению состояния кратковременной памяти; 2) методика Джекобсона по определению объема памяти; 3) методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет; 4) методика по определению состояния долговременной памяти; 5) методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать. Для определения готовности к обучению в школе по социально-психологическому критерию мы используем проективную методику «Беседа» Т.А. Нежновой и методику определения уровня развития коммуникативной сферы. Для определения сформированности готовности к школе по физиологическому критерию мы используем три следующих теста: тест на проверку двигательной координации и сопротивляемости к смещению при копировании фигур, тест-контроль мелких движений и тест на выявление утомляемости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|