Защита прав ребенка в ДОУ.
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями. Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Формы жестокого обращения с детьми: · физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку); · сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми); · психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. · Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
20. Признаки жестокого обращения с детьми Физическое насилие: · боязнь физического контакта с взрослыми; · стремление скрыть причину травм; · плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
· негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; · суицидальные попытки. Сексуальное насилие: · ночные кошмары, страхи; · не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры; · стремление полностью закрыть свое тело; · депрессия, низкая самооценка. Психическое насилие: · постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; · различные соматические заболевания; · беспокойство, тревожность, нарушения сна; · агрессивность; · склонность к уединению, неумение общаться; · задержка физического, умственного развития; · плохая успеваемость; · нервный тик, энурез. Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети): · задержка речевого и моторного развития; · постоянный голод; · кража пищи; · требование ласки и внимания; · низкая самооценка, низкая успеваемость; · агрессивность, импульсивность; · сонный вид и утомленность; · санитарно-гигиеническая запущенность; · отставание в физическом развитии; · часто вялотекущая заболеваемость; · антиобщественное поведение, вандализм. Профилактика жестокого обращения с детьми: · создание доверительно-делового контакта с родителями; · участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб); · изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
21. Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком: Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе. Признаки: · ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; · ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
· ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот; · у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатком во сне, с плохой концентрацией внимания; · ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны; · ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов; · ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери; · ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; · ребенок судорожно реагирует на поднятую руку; · ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех; · ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса; · ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми; · у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез. Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо: · похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме; · проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем; · объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
· держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры. Нельзя: — показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение); Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю). Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно: · реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок); · оградить ребенка от реакции других детей; · уделить ребенку максимум внимания; · дать понять, что проблему можно решить. В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
22. Защита детей от жестокого обращения – важнейшая задача социального педагога. Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения. Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже — на улице.) Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав.
Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях. Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить. Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Но в российской системе социальной защиты, к сожалению, до сих пор главенствует категориальный подход: «Эта семья — из категории малоимущих. Эта семья — из категории безработных. Эта — из категории семей, имеющих ребенка-инвалида». Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи: семья такой-то категории получает право на такие-то льготы, пособия, услуги и т.д. Но при таком подходе из поля зрения социальных служб совершенно выпадают семьи, которые мы можем отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству. Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным. Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход. В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального? Социальные службы должны научиться диагностировать каждый отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае. Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.
Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком. Социальный педагог в ДОУ в случаях с детьми дошкольного возраста может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал. Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать необходимыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи. Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|