Коэффициент подъема и спуска для школьников разного возраста
Коэффициент К зависит от возраста и пола. Для взрослого человека он равен 1,5. Это значит, что работа, выполняемая при подъеме, оценивается 1, а при спуске - 0,5, т. е. как половина работы, выполняемой при подъеме.У детей процентное содержание мышечной массы меньше, чем у взрослых, поэтому и значение коэффициента К у них ниже. Например, для мальчиков 8-12 лет он равен 1,2, а для 13-14-летних - 1,3.Например, мальчик 12 лет, весом 42 кг на 4-й минуте степ-теста совершил 20 восхождений и спусков (20 циклов) на ступеньку высотой 35 см (0,35 м). Следовательно, мощность выполненной им работы равна: N = 42 кг ∙ 0,35 м ∙ 20 ∙ 1,2 = 353 кгм/мин. Если пульс в течение 10 с после окончания работы был равен 25 ударам за 1 мин: 25-6 = 150 уд./мин.Полученная мощность работы (353 кгм/мин) и пульс в устойчивом состоянии на 4-й минуте работы дают возможность рассчитать максимальное потребление кислорода по формуле: , где А - эмпирическая поправка к формуле в зависимости от возраста и пола; N - мощность работы; Н - пульс при данной мощности работы; h - возрастно-половая поправка к пульсу; К - возрастной коэффициент (табл. 3). Таблица 3 Возрастные коэффициенты для школьников
В таблице даны поправки к формуле в зависимости от возраста (А) и поправки к пульсу (h). Таблица 4 Поправочные коэффициенты в зависимости от возраста И пола для расчетов МПК Возраст, лет | А | h | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1,05 | 0,80 | -30 | -30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 1,11 | 0,85 | -30 | -30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1,11 | 0,95 | -30 | -30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 1,15 | 0,95 | -40 | -30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 1,20 | 0,98 | -50 | -40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 1,20 | 0,98 | -50 | -40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 1,25 | 1,05 | -60 | -40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 1,27 | 1,05 | -60 | -40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 1,29 | 1,10 | -60 | -40 |
Теперь, подставляя данные нашего 12-летпего испытуемого, получим:
|
|
,
или
МПК/кг = 2029/42 = 48,3 мл/мин.
Работоспособность испытуемого может быть оценена отметкой «удовлетворительно».
Для работы необходимы: секундомер, скамейка высотой 35 см.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Приготовьте место для эксперимента. Поставьте скамейку высотой 35 см на расстоянии 0,5 м от стены. Взвесьте испытуемого в одежде, в которой он будет работать.По команде «Начали» предложите испытуемому начать работу и одновременно включите секундомер. В 1-ю минуту громко произносите счет: «Один, два, три, четыре; один, два, три, четыре» и т. д. Следующие минуты испытуемый, войдя в ритм, будет сам совершать восхождение и спуск. Экспериментатор только должен следить за тем, чтобы восхождение и спуск осуществлялись по возможности вертикально (при спуске нельзя отставлять ногу далеко назад). Рекомендуется предложить испытуемому в течение опыта два раза поменять ногу для восхождения. На последней, 4-й минуте следует точно подсчитать количество циклов и после последнего спуска сразу же, в течение 10 с подсчитать частоту сердечных сокращений. Получив в степ-тесте мощность работы (по формуле) и пульс в устойчивом состоянии, рассчитывают с учетом возраста и пола абсолютное и затем относительное МПК.
Сделайте выводы о влиянии факторов окружающей среды на физическую работоспособность.
Гарвардский степ-тест
Идея теста заключается в изучении восстановительных процессов на примере динамики ЧСС после прекращения дозированной мышечной работы.
Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения мышечной работы зависят от пола, возраста и физического развития испытуемого (табл. 5).
Таблица 5
Высота ступеньки и время восхождений при проведении
|
|
Гарвардского степ-теста
Группы испытуемых | Высота ступеньки, см | Время восхождений, мин |
Мужчины (старше 18 лет) | 50 | 5 |
Женщины (старше 18 лет) | 43 | 5 |
Юноши и подростки (12-18 лет) с поверхностью тела больше 1,85 см2 | 50 | 4 |
Юноши и подростки (12-18 лет) с поверхностью тела меньше 1,85 см2 | 45 | 4 |
Девушки (12-18 лет) | 40 | 4 |
Мальчики и девочки 8-11 лет | 35 | 3 |
Мальчики и девочки до 8 лет | 35 | 2 |
Во время тестирования испытуемому предлагается совершать подъем на ступеньку в заданном темпе - с частотой 30 раз за 1 мин. Темп движений задается метрономом, частоту которого устанавливают на 120 уд./мин. Подъем и спуск состоят из четырех движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: 1 - испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 - ставит на ступеньку другую ногу, 3 - ставит назад на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 - ставит на пол другую ногу.
В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальном положении. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем.
Перед проведением степ-теста испытуемого следует ознакомить с методикой выполнения физической нагрузки, предоставить ему возможность совершить несколько пробных восхождений на ступеньку.
В тех случаях, когда испытуемый прекращает работу раньше указанного в таблице времени, фиксируется то время, в течение которого выполнялась работа. Если из-за утомления испытуемый не может поддерживать заданный темп восхождений в течение 20 с, тест прекращается, а при расчете учитывается фактическое время выполнения нагрузки.
После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2-й минуты у него 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывается число пульсовых ударов: с 60-й до 90-й с восстановительного периода, с 120-й до 150-й и с 180-й до 210-й с. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2 (перевод в ЧСС за 1 мин). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают из следующего уравнеия:
|
|
ИГСТ = Т∙100/(f1+f2+f3)∙2,
где T - фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f 1, f 2, f 3 — сумма пульса за первые 30 с каждой минуты (начиная со 2-й) восстановительного периода.
Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах.Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряженной мышечной работы. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше величина суммы (f1+f2+f3)∙ и, следовательно, тем выше индекс гарвардского степ-теста.
В табл. приведена шкала оценки величин ИГСТ, предложенная на основании результатов обследования большого числа здоровых нетренированных лиц.
Таблица 6
|
|