Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание и работоспособность

Для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности обследуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.

Испытуемый отыскивает, показывает и называет экспериментатору числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Обследуемому предъявляют первую таблицу со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «...покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без инструкций.

Пример типовой таблицы

5 21 23 4 25
11 1 7 13 20
24 17 19 6 18
9 2 12 8 14
16 10 3 15 22

Основными показателями будут время выполнения (с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такой показатель, как эффективность работы (ЭР).

Формула расчета эффективности выполнения работы:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5)/5,

где время работы Т1- с первой таблицей; Т2 - со второй таблицей; Т3 - с третьей таблицей; Т4 - с четвертой таблицей; Т5 - с пятой таблицей.

 

ЭР оценивается в секундах, а баллы начисляют с учетом возраста испытуемого (табл. 1)

Таблица 1

Оценка эффективности работы

Возраст, лет Время выполнения, с Число баллов

12-13

≥ 30 5
31-35 4
36-45 3
46-55 2
≥ 56 1

14-15

≥ 25 5
26-30 4
31-40 3
41-50 2
≥ 51 1

 

Для работы необходимы: секундомер, пять таблиц с цифрами.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

Рассчитайте эффективность работы испытуемого. Сравните полученные результаты в эксперименте с табличными (см. табл.) и сделайте вывод.


 

Работа № 8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ ОБЪЕМАМИ СКОРОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Умственная работоспособность человека зависит совокупности факторов, которые можно разделить на три основные группы: физиологические факторы (возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питания и др.); факторы физического характера, отражающие географические, климатические условия существования; психические факторы (мотивация деятельности, эмоциональный настрой и др.).

Все вышеназванные факторы одновременно воздействуют на организм и взаимообусловливают друг друга. Поэтому методы исследования умственной работоспособности получили название психофизиологических методов.

В настоящее время широко используются исследования умственной работоспособности при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Относительно различное количество одноименных букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания.

Анализ работы проводится в двух направлениях: оценивается качественная и количественная сторона внимания за один и тот же промежуток времени. При обработке данных подсчитывают общее количество просмотренных буквенных знаков, характеризующих объем и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных букв; число допущенных ошибок (пропущенных букв).

С помощью формул рассчитывают следующие показатели:

а) коэффициент точности выполнения задания (А):

А =- M/N,

где М - количество вычеркнутых букв; N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

б) коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = AS,

где S - общее количество просмотренных знаков.

Количественные показатели коэффициентов точности и умственной продуктивности оценивают (в условных единицах) концентрацию внимания.

Для исследования объема и скорости переработки зрительной информации пользуются таблицами с кольцами Ландольта. Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Таблицы содержат кольца, расположенные случайно. Каждый из восьми разрывов соответствует определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23).

Обследуемым предлагается вычеркнуть кольца с одним из разрывов в течение ограниченного времени. При оценке выполненной работы учитывается количество просмотренных колец, число вычеркнутых заданных знаков, количество ошибок.

Объем зрительной информации (Q) в битах рассчитывают по формуле:

Q = 0,5936N,

где 0,5936 - средний объем информации, приходящейся на один знак; N - количество просмотренных знаков.

Скорость переработки информации (S) в бит/с рассчитывают по формуле:

S = (Q - 2,807n)/Т,

где 2,807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; n - количество пропущенных колец; Т - время выполнения задания, с.

Концентрация внимания, объем зрительной информации и скорость ее переработки зависят от возраста (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели концентрации внимания (А и Р), объема зрительной

Информации (Q) и скорости ее переработки (S) у школьников разного возраста

Возраст, лет А, усл. ед. Р,усл. ед. Q, бит S, бит/с
7-8 0,71 711 260 0,74
9-10 0,80 860 282 0,83
11-12 0,85 944 340 1,02
13-14 0,87 1157 375 1,11

 

Для работы необходимы: буквенные таблицы Анфимова и таблицы с кольцами Ландольта, секундомер.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

Раздайте испытуемым таблицы Анфимова (рис. 1) и Ландольта (рис. 2) и дайте задание по возможности быстро и точно вычеркнуть заданную букву или кольцо с определенным разрывом. Напомните, что работать надо внимательно: не пропускать нужных знаков, не зачеркивать лишних знаков, не пропускать строчек. Подчеркните, что работа с таблицей Анфимова длится 4 мин, а с кольцами Ландоль­та- 5 мин.

Окончив инструктаж, включите секундомер и предложите начать работу. Строго после истечения последней минуты предложите испытуемым для подсчета результатов обменяться листками. Показатели концентрации внимания (А и Р), объема зрительной информации (Q) и скорости ее переработки (S) внесите в таблицу, определите средние величины и сделайте выводы.

Фамилия обследуемого A P Q S
         

Рис. 1. Таблица Анфимова


 

По показателю скорости переработки информации (S) определите количество баллов и дайте качественную оценку продуктивности внимания, используя ниже приведенные данные:

· 10 баллов- показатель S у ребенка выше чем 1,25 - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая;

· 8-9 баллов- показатель Sв пределах от 1,0 до 1,25 - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;

· 6-7 баллов - показатель S в пределах от 0,75 до 1,00 - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;

· 4-5 баллов - показатель S в пределах от 0,50 до 0,75 - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;

· 3-2 балла - показатель S в пределах от 0,24 до 0,50 - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

· 1 балл - показатель S находится в пределах от 0 до 0,23 - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

 

Рис. 2. Фрагмент таблицы с кольцами Ландольта

Проведите тесты в спокойных условиях и в условиях помех (например шумового воздействия). Сделайте выводы о влиянии внешних факторов на устойчивость концентрации внимания.


 

Работа № 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...